6,8K подписчиков

«Бремя гостеприимства»: как туризм влияет на транспорт в Калининградской области

2K прочитали
  Фото из архива Калининград.Ru
Фото из архива Калининград.Ru

За последние восемь лет туристический поток в Калининградскую область увеличился в два раза. В 2023 году зафиксировали абсолютный рекорд — регион посетили более двух миллионов человек. Власти рассматривают сферу туризма как одно из приоритетных направлений и уже анонсировали несколько крупных проектов по её развитию. В частности, под Янтарным планируют построить новый курорт, который будет принимать до четырёх миллионов отдыхающих ежегодно.

Туризм имеет очевидные плюсы: пополняет бюджет, создаёт рабочие места, приносит доход бизнесу, способствует появлению новых услуг и заставляет власти развивать инфраструктуру. В то же время сезонное «перенаселение» создаёт проблемы для жителей и формирует негативное отношение к гостям из «большой России». Редакция Калининград.Ru начинает серию материалов о влиянии туризма на жизнь в регионе. Первая часть посвящена транспортной системе.

Любое путешествие начинается с транспорта, и на него приходится основная нагрузка от возрастающего туристического потока. Наплыв гостей, как правило, приходится на праздники, каникулы и тёплые месяцы года. Зачастую в это время жители лишаются возможности посетить другие регионы из-за нехватки мест и высокой стоимости билетов.

Огромная загрузка инфраструктуры — это типичная проблема для курортных территорий: Калининград, Дагестан, Минеральные Воды, Сочи и другие. Из-за туристов цены повышаются достаточно серьёзно, и жители не могут улететь в Москву и Санкт-Петербург на лечение, свадьбы, похороны, совершить личные или деловые поездки. Всё это ограничивается, потому что туристы раскупают билеты по доступным ценам, а остальным достаются дорогие, — говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Калининградская область в принципе непростая в плане транспортной доступности. Морское сообщение практически не используется для пассажирских перевозок. В железнодорожных паромах малое количество кают, и на борт могут взять несколько водителей грузовых автомобилей. Судно с достаточным количеством мест вышло на линию Балтийск — Усть-Луга только в мае 2024 года. На «Антее» можно перевозить до 156 человек. Стоимость «круиза» начинается от 6200 рублей, а время в пути занимает до 40 часов. Оператор планирует запустить ещё один паром с пассажирскими каютами на 250 человек. Но провести в море почти двое суток на грузовом судне — скорее выглядит как авантюра или крайняя мера.

Автомобильная связь с остальной частью России практически прекратилась. Для проезда через Литву существуют ограничения, и туристы не могут воспользоваться транзитом. В то же время в Калининградскую область приезжает много русскоязычных немцев, чтобы улететь в другие регионы страны. Так, перед январскими праздниками в пункте пропуска «Мамоново-2» фиксировали рекордное количество легковых автомобилей. Только за три дня таможенники оформили 1738 транспортных средств. Резкий наплыв граждан ЕС в длинные выходные создаёт дополнительную нагрузку на воздушные перевозки.

Кроме того, между Калининградской областью и Европой существует автобусное сообщение. На сегодняшний день работает десять рейсов по девяти направлениям в Польшу, Германию и Литву. Только в мае услугами международных перевозок воспользовались 11 тысяч человек. Пассажиропоток вырос на 91% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Возможности железнодорожных перевозок ограничены. Ещё в коронавирусный период Литва ввела квоту на количество пассажиров в поездах в Калининград. Пандемия прошла, но перевозить более 250 человек в одном составе по-прежнему запрещено. Так, в 2023 году поездами дальнего следования воспользовались всего 163,1 тысячи пассажиров, с января по май 2024-го — 71 тысяча. В июле в Москву уехать в плацкарте обычного состава стоит от 3,9 тысячи рублей, в «Янтаре» — от 5,7 тысячи. На каждый рейс остаются единицы билетов.

Самым удобным и быстрым видом транспорта остаётся авиация. В 2023 году через аэропорт «Храброво» прошло 4,3 миллиона человек. Из них 1,6 миллиона — только за три летних месяца. В мае 2024 года услугами аэропорта воспользовались почти 440 тысяч человек. Рост составил 16% по сравнению с последним весенним месяцем 2023-го. В «Храброво» ожидают, что пассажиропоток продолжит увеличиваться и к концу 2024 года составит 4,6 миллиона человек.

На начало июля стоимость перелётов в Москву у «Аэрофлота» и «России» составляет минимум 6,4 тысячи рублей, во второй половине «дешёвые» билеты начинаются от 9 до 18 тысяч. У «Победы» можно купить путёвку на первые числа за 4,5 тысячи рублей, позже минимальные цены возрастают до семи тысяч и более. «Уральские авиалинии» предлагают билеты по стоимости 5,5-11,8 тысячи рублей, «Смартавиа» — 8-13,4 тысячи, S7 — 6,5-15,6 тысячи. Рейсы из Москвы в Калининград, как правило, стоят дороже.

Чтобы сделать перелёты для местных жителей доступнее, власти изменили систему субсидирования. Рейс в Москву стоит 3,8 тысяч рублей, в Санкт-Петербург — 3,5 тысячи. Льготные билеты для калининградцев появились в продаже в мае, но практически сразу закончились. Дополнительные 675 миллионов рублей на субсидирование выделили только в июне. Эти деньги рассчитаны на 132 тысячи билетов в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Проблема не только в том, что дорого, но и в невозможности планировать свои поездки. Я пытался в мае взять билеты на июнь в Петербург. Только на одного человека стоимость превышала 20 тысяч рублей. Пришлось тянуть до последнего, и повезло — за пару дней до вылета удалось купить по приемлемой цене. А могло бы просто не хватить мест. Сейчас я планирую поездку на сентябрь и буду уже в этом месяце брать субсидированные билеты, потому что не факт, что к осени они останутся, — поделился калининградец Алексей.

Для удовлетворения повышенного спроса авиакомпании также увеличивают количество самолётов и их вместимость. В курортный сезон из «Храброво» ежедневно будут совершать в среднем 53 рейса. Однако возможности аэропорта по приёму судов и пассажиров уже приближаются к предельным значениям. Поэтому в ближайшие годы запланирована реконструкция комплекса: строительство рулёжной дорожки и расширение терминала.

Приезжая в Калининградскую область, туристы создают нагрузку уже на внутренний общественный транспорт: как муниципальный, так и междугородний. За 2023 году автовокзал обслужил почти три миллиона пассажиров. Пригородным железнодорожным сообщением воспользовались 7,6 миллиона человек. Самые популярные направления — приморские города. Причём не только в курортный сезон. Например, в эти новогодние каникулы Зеленоградск посетили 420 тысяч человек. То есть на каждого жителя города пришлось по 20 туристов и более.

Калининградцы регулярно сталкиваются с переполненным транспортом в высокий сезон и зачастую отказываются от поездок на море. На автобусных маршрутах курсирует довольно старый подвижной состав, в котором не всегда работают кондиционеры. На выезде из Калининграда и на подходе к курортным городам он может простоять в пробке час и более.

Быстрее и комфортнее передвигаться на «Ласточках», но электрички постоянно забиты в выходные и жаркие дни. «Недавно я пыталась уехать в Зеленоградск с Южного вокзала. В поезде было столько людей, что мне в буквальном смысле стало плохо! Я поняла, что в такой толкучке не доеду и пересела на автобус. Спасло то, что мне досталось сидячее место, потому что автобус тоже оказался переполнен, да ещё и не работал кондиционер. Мы думали, что сгорим заживо! У пассажиров кружилась голова, они выходили на остановках. Я решила, что с меня хватит и теперь буду ездить на море только на машине», — делится местная жительница Светлана.

Ради комфорта некоторые калининградцы и туристы пересаживаются на такси, в том числе чтобы добраться на море. Как сообщили в компании «Яндекс», люди стали чаще выбирать междугородний тариф, который доступен для поездок в Балтийск, Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, Янтарный и Черняховск. «Поездок в мае больше на 30%, чем в апреле. А самый активный пассажир уже успел съездить между городами 236 поездок за последние шесть месяцев», — уточнили в «Яндексе».

Председатель Общероссийского объединения пассажиров убеждён, что в стране необходима отдельная федеральная программа по обновлению подвижного состава в туристических городах. «Общественным транспортом пользуется большое количество людей. И чтобы лицо города, куда приезжает много туристов, выглядело достойно, его необходимо обновлять. Если транспорт будет современным и комфортным, это позволит в том числе снизить пробки на дорогах. Но одномоментно муниципалитет без помощи региона и федерации с ситуацией не справится. Поэтому необходимы отдельные меры поддержки, нужно увеличивать вывод подвижного состава», — подчёркивает Илья Зотов.

«Более того, для таких городов, как Анапа или Светлогорск, актуальна проблема, когда в не туристический сезон предприятия работают в убыток. Пассажиропоток достаточно низкий, но перевозчики обязаны обеспечивать работу общественного транспорта. Если они будут выводить все мощности только в пиковый сезон и не работать в остальное время, получится не очень комфортно как для жителей, так и для отдыхающих. Поэтому просто необходимо компенсировать потери предприятий в невысокий сезон. Им нужна поддержка в этом вопросе», — добавил эксперт.

В 2024 году власти закупили 44 новых автобуса для «Калининград-ГорТранса». Ещё 11 единиц техники собираются поставить в восточные муниципалитеты. На приморских направлениях же работают частные предприятия, которые не попадают в госпрограммы по обновлению подвижного состава, а самостоятельно решить этот вопрос у компаний не всегда получается.

В то же время в правительстве анонсировали развитие железнодорожного сообщения. С 2025 года под Янтарным собираются начать строительство курорта «Белая дюна» на четыре миллиона туристов. Под Зеленоградском планируют разместить крытый аквапарк на два миллиона человек. Появление новых крупных туристических комплексов на побережье потребует увеличение числа электричек на приморском направлении. Власти рассматривают возможность восстановить железную дорогу до Янтарного.