Найти тему

"Угадай, кто придёт к обеду?" (1967): любовь побеждает расизм

Молодая, но уже достаточно взрослая девушка приезжает домой, чтобы познакомить родителей со своим женихом — успешным и благообразным молодым человеком (он старше её, но ровно настолько, чтобы это не вызывало кривотолков). Решение о женитьбе может показаться немного поспешным (молодые знакомы всего пару недель), однако это компенсируется тем, что они счастливы и уверены в своих чувствах. Казалось бы, здесь нет и места для драмы: банальный сюжет о женитьбе, который можно дополнить разве что комедийно-мелодраматическими элементами. Но драма здесь будет: дело в том, что одно из действующих лиц отличается от остальных цветом кожи.

Нетрудно догадаться, что это фильм о расизме в разных его проявлениях. Расизм — один из многочисленных видов человеческих предрассудков, которые определяют как "негативное предвзятое мнение о какой-либо группе и об её отдельных представителях" (Д. Майерс. "Социальная психология". Спб: 2023. С. 385). Или — в более изысканном описании Оллпорта — "антипатия, основанная на ошибочном и негибком обобщении". И именно этот вид предрассудков является весьма распространённым, устойчивым и проблемным.

В наиболее неприятной форме расизм в фильме показан на примере Хилари (управляющей картинной галереей): для неё чернокожий человек сродни необычному животному или диковинному экспонату, который вызывает нездоровое любопытство. Такое проявление расизма воспринимается (и персонажами, и авторами) как абсолютно неприемлемое и устаревшее, и Хилари безапелляционно изгоняется из действия.
Родители Джона и родители Джоанны выдают себя в первые секунды знакомства: они просто не в силах скрыть своего удивления.

-2
-3

При этом в разговоре они могут выражать иное отношение и даже с полной уверенностью причислять себя к людям, свободным от расовых предрассудков. Дело здесь в том, что все наши установки имеют двойственную природу — они могут быть явными (осознанными) или неявными (автоматическими).


"... с детства у нас может сохраниться привычный, автоматический страх перед теми (или неприязнь к тем), кому мы сейчас демонстрируем уважение и одобрение. Хотя явные установки могут кардинально изменяться под влиянием просвещения, неявные установки способны сохраняться, и изменяются они только тогда, когда благодаря тренировке у нас формируются новые привычки" (Д. Майерс. "Социальная психология". Спб: 2023. С. 393)

Выражать своё мнение относительно какого-либо предмета это одно и совсем другое — последовательно придерживаться этого мнения. Именно об этом говорил Майк Райан (монсеньор) Мэтту (отцу Джоанны)

"Да ты просто извёлся весь. Очень интересно! И очень забавно видеть старого либерала-притворщика, столкнувшегося лицом к лицу со своими принципами" (51-я минута)

Джон — типичная жертва чужих предрассудков. Он боится признаться родителям в своём выборе. Он поставлен в положение нежеланного просителя в доме Джоанны.

"Я влюбился в вашу дочь. И, каким невероятным это ни казалось бы, она влюбилась в меня. И мы прилетели в Сан-Франциско, чтобы спросить: не возражаете ли вы и миссис Дрэйтон, если мы поженимся"

Но это только проявления негативного отношения, тогда как Джон испытал на себе ещё и воздействие так называемого "благожелательного расизма" или "расовой чувствительности". Чтобы лучше понять суть этого явления, обратимся к эксперименту, который был проведён в 1998 году психологом Кентом Харбером.
"
Кент Харьер предлагал белым студентам Стэнфордского университета оценить плохо написанное эссе. Если студенты думали, что его автор чернокожий, они ставили ему более высокую оценку, чем когда думали, что он -- белый, и реже подвергали работу разгромной критике. Студенты, возможно, из нежелания быть обвинёнными в предвзятости, демонстрировали покровительственное отношение к чернокожему автору, предъявляя к нему более низкие требования. Харбер считает, что подобная "необоснованная похвала в сочетании с нетребовательностью" способна помешать представителям меньшинств реализовать все свои возможности". (Д. Майерс. "Социальная психология". Спб: 2023. С. 393)
Можно пойти дальше и уличить в проявлении расизма даже авторов фильма. Почему избранник Джоанны должен быть так безукоризненно хорош: он и доктор, и член международной медицинской организации; он одет с иголочки и предельно учтив со всеми вокруг. Зачем авторы наделили его таким избыточным числом достоинств? Не затем ли, чтобы компенсировать какой-то его недостаток?
Впрочем, обойдёмся без упрёков в отношении авторов фильма и даже отдадим им должное: они сняли значимый и смелый для своего времени фильм (на момент выхода фильма межрасовый брак был всё ещё запрещён в 17-ти штатах, да и память о сегрегации была ещё свежа).

В фильме есть и персонажи, свободные от тлетворного влияния расизма: Майк Райан (монсеньор) и Джоанна. Монсеньор смотрит на всё происходящее с высоты своей мудрости: он знает, что перед богом все равны и что любовь победит любые трудности.

"Их ждут большие трудности и множество проблем. Если они знают, какие трудности поджидают их на пути, и всё ещё хотят быть вместе это ясно, как день, что они очень сильно любят друг друга" (51-я минута)

Потому он спокоен и даже весел. В то же время он не отстраняется от проблемы, он прекрасно её осознаёт и делает всё, чтобы помочь молодым.

Джоанна воспитана в духе либеральных ценностей, причём, в отличие от родителей, она не просто декларирует их, но и следует им (то есть принимает эти ценности сразу на всех уровнях — явном и автоматическом). Более того, она настроена настолько оптимистично в отношении будущего своих детей, что остальные не воспринимают это всерьёз. Джон с усмешкой рассказывает Мэтту:

-4

"Она думает, что каждый наш ребёнок станет президентом соединённых штатов и у каждого будет цветная администрация" (38-я минута).

То, что в 1967-м воспринималось как шутка, впоследствии стало пророчеством: 42 года спустя пост президента США занял Барака Обама (примечательно, что его родители, также как Джон и Джоанна, познакомились на Гавайях).

Этот фильм был бы достаточно плоским, если бы описывал только тему расизма. В нём довольно интересно представлена проблема отцов и детей. И здесь самым свободным от условностей персонажем снова становится Джоанна, которая отрицает власть родителей над своими решениями:

"Я никогда не думала о том, что влюблюсь в афроамериканца. Но это произошло и ничего на свете этого не изменит. Даже, если бы у тебя были возражения, я его не оставлю. Даже, если бы ты был губернатором Алабамы" (23 минута).

Тогда как Джон проходит сложный путь от трепетного страха перед отцом (вспомним его разговор по телефону) до открытого бунта. То, что он говорит своему отцу, для многих может стать откровением.

-5

"Я ничем тебе не обязан. Если ты таскал сумку 30 лет, ты делал то, что от тебя требовалось. Ты произвёл меня на свет, и с этого момента ты был обязан мне всем, как и я буду обязан всем моему сыну, если он у меня будет. Но я тебе не принадлежу" (91-я минута).

Но главное в этом фильме — любовь.

Любовь Джоан — это радость и восторг.

"Я никогда не чувствовала подобного! Я влюбилась в него за двадцать минут" (12-я минута).

Любовь Джона — это, помимо прочего, ещё и осознание ответственности: он понимает, что без одобрения родителей его будущий брак не будет до конца честным и делает всё, чтобы преодолеть их сопротивление.

Любовь Мэтта — это любовь немолодая, но сильная и яркая.

"И нет ничего такого, что ваш сын чувствует по отношению к моей дочери и я не чувствую по отношению к Кристине. Старый? Да. Выживший из ума? Конечно. Но воспоминания всегда со мной. Яркие, словно всё это было вчера. И они останутся со мной, если я проживу ещё сотню лет" (103-я минута)

Конечно, фильм заканчивается хорошо (принцип хэппи-энда). Но счастливый финал здесь не просто результат удачного стечения обстоятельств или какого-то чуда. Это конец сложного пути, который проделали все персонажи: они открылись друг другу, многое поняли и приняли. Финал этого фильма это торжество любви, которая побеждает любые препятствия.