3,7K подписчиков

Её попытка №5: как 270 лет назад Елизавета Петровна перепридумала Зимний дворец

Мало кто знает, что у каждого поколения императоров из династии Романовых был свой Зимний дворец — и то, что мы сегодня знаем под видом Эрмитажа, на самом деле было пятым по счёту Зимним. Из скромного зимнего домика Петра, появившегося в 1716 году, за 200 лет дворец разросся до неимоверных размеров. В 1917-м красногвардейцы и матросы штурмовали уже совсем другое здание.

Коллаж © VK Гид. © Freepik; © Государственный Эрмитаж / Л. Токе; Ростовский областной музей изобразительных искусств
Коллаж © VK Гид. © Freepik; © Государственный Эрмитаж / Л. Токе; Ростовский областной музей изобразительных искусств

270 лет назад императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца. Предварительно снесла предыдущий — наследие Анны Иоанновны. Тот показался ей слишком маленьким, она хотела, увеличить здание в высоту с 14 до 22 метров. Архитектора, правда, менять не стали — новый проект разработал всё тот же придворный итальянец, что строил предыдущий дворец, по фамилии Растрелли. Новостройка должна была быть отделана не просто «под евро» — лучше, чем все европейские дворцы вместе взятые. Новое здание действительно стало на какое-то время самым высоким в Санкт-Петербурге, а по площади занимало порядка 60 тысяч м².

Третий дворец — дворец Анны Иоанновны. © Государственный Эрмитаж / Гравюра Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова по рисунку М. И. Махаева
Третий дворец — дворец Анны Иоанновны. © Государственный Эрмитаж / Гравюра Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова по рисунку М. И. Махаева

Проект сулил бюджету большие траты — до 2 млн рублей. Помешала очередная война, затянувшаяся на семь лет. Франция, Австрия и Россия объединили силы для борьбы против прусского короля Фридриха II. Пришлось экстренно перераспределять ресурсы — как человеческие, так и финансовые. Огромный зелёный Адмиралтейский луг в самом сердце столицы, который мы теперь знаем под видом Дворцовой площади, начал беспорядочно обрастать палатками рабочих, которые не могли продолжать строительство и слонялись без дела, параллельно заражая друг друга всякими болячками из-за антисанитарных условий проживания.

На время стройки самой Елизавете пришлось переехать и довольствоваться временным деревянным Зимним дворцом. Просторный, но недостаточно помпезный временный дом крайне удручал императрицу. Барокко там и не пахло! Это она ещё не знала, что именно этот дворец станет её последним пристанищем. До финала стройки своего дома-2 шальная императрица не дожила буквально несколько месяцев. Принимал проект её наследник Пётр III в 1762 году. Его век, как мы помним, тоже оказался недолог. Очень скоро его свергли в ходе переворота, а шикарные апартаменты на 1500 комнат и всю империю впридачу унаследовала его амбициозная супруга Екатерина II.

Затянувшаяся стройка не только пережила свою заказчицу, но и с точки зрения дизайна вышла из моды. Екатерине такой вариант уже не подходил. И всё началось по новой. По классике. А если точнее — по классицизму. Вскоре после коронации стало понятно, что молодая императрица неровно дышит к искусству: в 1764 году Екатерина II начала собирать картины. Коллекция первоначально хранилась в комнатах Зимнего дворца, но ради расширения жилплощади императрица придумала построить рядом свой Эрмитаж.

«Название Эрмитаж в переводе с французского означает “приют отшельника”, но то, что происходило за закрытыми дверьми, впору именовать 18+ — уединялась Екатерина в основном со своими приближёнными и фаворитами, — рассказывает гид по Санкт-Петербургу Елена Боброва. — Северный павильон, выходящий окнами на Неву, именовался Оранжерейным домом. Южный павильон, выходивший окнами на Дворцовую площадь, за глаза именовался Фаворитским корпусом, ведь он был соединён коридором с личными покоями императрицы. Любовники менялись, а комнаты переходили от одного сердечного друга к другому. Между двумя зданиями был возведён висячий сад, который вы точно видели, если бывали у золотых часов “Павлин”. Кстати, именно “павлином” Екатерина иногда называла своего фаворита Потёмкина. Также в ходу были такие обращения, как Батинька-голубчик-милый, душёнок мой дурак, шалун, дорогия сладкия губки, кот заморский и даже тигр. Исследователи не прошли мимо слитых переписок, простите, любовных писем императрицы и собрали около 50 ласковых слов, которыми она награждала своих возлюбленных».

Когда им — предметам искусства и любовникам — во дворце стало тесно, Екатерина II инициировала строительство дополнительных корпусов, которые позже были соединены с основным зданием специальными проходами и тем самым образовали целый дворцовый комплекс. Зимний дворец стал главной резиденцией российских императоров. «Склонная к регламентации всего и вся, императрица разделяла круг своего общения даже в развлечениях, — рассказывает Боброва. — На большие эрмитажные собрания, которые проходили по воскресеньям, приходили дипломаты и самые знатные вельможи. На малые собрания по четвергам приглашался только очень узкий круг “своих”. Приближённые танцевали, смотрели спектакли и вкушали яства. Как вспоминала 15-летняя княжна Шувалова, приглашённая на один из таких вечеров с дядей и матушкой: “Мы ужинали за механическим столом: тарелки спускались по особому шнурку, прикреплённому к столу, а под тарелками лежала грифельная доска, на которой писали название того кушанья, которое желали получить. Затем дёргали за шнурок, и через некоторое время тарелка возвращалась с требуемым блюдом. Я была в восхищении от этой маленькой забавы и не переставала тянуть за шнурок”. К слову, диковинный стол был не только для радости гостей, но и чтобы они смогли обойтись без слуг, ведь никто не любит лишние уши, когда выпивает и веселится».

Михай Зичи «Торжественный ужин в Концертном зале Зимнего дворца». © Государственный Эрмитаж
Михай Зичи «Торжественный ужин в Концертном зале Зимнего дворца». © Государственный Эрмитаж

Но к началу ХХ века от былых увеселений не осталось и следа. Во время правления Николая II Зимний стал всё больше использоваться в качестве музея, а сам император сменил место жительства. В период Первой мировой войны в здании и вовсе был организован госпиталь. Во время Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце заседало Временное правительство: оно объявило о национализации царских дворцов и создало специальную комиссию для приёмки художественных ценностей. Так, вскоре после Октябрьской революции бывшая императорская резиденция была преобразована в музей (та же участь в некотором смысле постигла и всю императорскую Россию).

Госпиталь в Николаевском зале Зимнего дворца. © Общественное достояние
Госпиталь в Николаевском зале Зимнего дворца. © Общественное достояние

За это время дворец претерпел и ряд внешних метаморфоз: фасады несколько раз меняли цвет, успев побывать и песочно-бежевыми, и кирпично-красными, и оранжевыми, и, наконец, зелёными. Ещё при Николае II была демонтирована большая часть барочных изваяний, украшавших фасад; в советские годы пришлось расстаться и с эркерными балконами, хотя они имели историческое значение — с одного из таких балконов последний император объявил о вступлении России в Первую мировую войну.

Николай II на балконе Зимнего дворца. © Wikipedia / Фотоателье Карла Буллы / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Николай II на балконе Зимнего дворца. © Wikipedia / Фотоателье Карла Буллы / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Сегодня Государственный Эрмитаж — это большой музейный комплекс, который состоит из шести связанных между собой зданий. И там не только Зимний, но также Малый и Старый Эрмитажи (светло-зелёное и жёлтое здания), Эрмитажный театр, соединённый с ними изящной галереей через Зимнюю канавку, и Новый Эрмитаж с атлантами. Так что если вдруг вы решите завести смол-ток с коренным петербуржцем, то ради бога, не позорьте честь империи: Эрмитаж и Зимний дворец — не синонимы.

© Pexels / Max Avans
© Pexels / Max Avans