Когда запретят штрафы с "треног" на дорогах?

Последняя информация о запрете штрафов с "треног" ГИБДД. Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.

Последняя информация о запрете штрафов с "треног" ГИБДД.

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, ещё летом 2022 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев анонсировал полное прекращение использования ручных радаров автоинспекторами.

"Владимир Колокольцев принял решение прекратить применение в повседневной деятельности подразделений Госавтоинспекции мобильных комплексов фотовидеофиксации, работающих в ручном режиме", – заявили 1 июля 2022 года в пресс-службе МВД РФ.

После этого многие ошибочно решили, что под запрет попали и так называемые "треноги" - мобильные комплексы фотовидеофиксации, массово устанавливаемые на обочинах дорог. Однако, речь тогда шла лишь о запрете ручных радаров, которые в народе за внешний вид прозвали "фенами". Они работали на измерение скорости, при этом не отображая информации об автомобиле, госномере и т.д. Соответственно, это было широкое поле для злоупотреблений со стороны автоинспекторов - ведь за превышение скорости можно было легко выдать нарушение проехавшего ранее автомобиля или нарушителя, двигавшегося по соседней полосе. Впрочем, в большинстве регионов России эти устройства по факту итак давно не использовались.

Что же касается пресловутых "треног", то они не являются устройствами, работающими в ручном режиме. Их устанавливает на обочине оператор, а затем дальнейшая фиксация нарушений и передача информации в ГИБДД происходят в автоматическом режиме. Именно поэтому, "треноги" с дорог не только не исчезли, но их стало даже больше. Причём, постепенно появляются всё более совершенные модели, фиксирующие целый "букет" нарушений.

Однако, 24 мая 2024 года депутат партии ЛДПР Ярослав Нилов внёс в Госдуму законопроект, в случае принятия которого штрафы с "треног" окажутся незаконными.

Как говорится в пояснительной записке документа, сейчас, согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. В указанном примечании, в частности, отмечено, что презумпция невиновности не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации в автоматическом режиме. Иными словами, в случае со штрафами с камер для водителей (все статьи главы 12 КоАП РФ) презумпция невиновности не работает - в случае неправомерного или ошибочного штрафа водитель вынужден доказывать, что он не виновен.

В настоящее время с помощью специальных комплексов фиксации выявляется более двух третей правонарушений в области дорожного движения. Специальные комплексы фиксации могут быть

  • стационарными;
  • передвижными;
  • мобильными.
"Передвижные комплексы ("треноги") используются в основном частными структурами для выявления нарушений скоростного режима. При этом такие комплексы устанавливаются, как правило, не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где водители часто допускают незначительное нарушение скоростного режима. В целях увеличения количества штрафов недобросовестные владельцы комплексов порой некорректно устанавливают камеры по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права автовладельцев", - говорится в пояснительной записке законопроекта.

Согласно тексту законопроекта, данные с передвижных и мобильных комплексов ГИБДД не должны быть основанием для автоматического привлечения собственников транспортных средств к ответственности. Такие данные могут являться лишь основанием для проведения проверки со стороны ГИБДД.

Законопроектом вносится изменение в примечание к статье 1.5 КоАП РФ, согласно которому презумпция невиновности не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения только в случае фиксации этих административных правонарушений стационарными камерами. Таким образом, автоматические штрафы с "треног" при принятии этих поправок окажутся вне закона.

Правительство РФ уже направило отрицательный отзыв к законопроекту. В своём отзыве Кабмин напоминает, что штрафы с камер не уходят автоматически нарушителям - их проверяют и подтверждают наличие нарушения должностные лица ГИБДД. Кроме того, с целью профилактики неправомерного привлечения к ответственности собственников транспортных средств, МВД России опубликована информация о местах размещения всех автоматических камер, говорится в отзыве. В связи с этим, Правительство данные поправки не поддерживает.

Последняя информация о запрете штрафов с "треног" ГИБДД. Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.-2

17 июня 2024 года законопроект рассмотрели в Совете Госдумы. По решению совета, до 16 июля 2024 года профильным комитетом Госдумы будут приниматься замечания, предложения и дополнения к данному законопроекту. Законопроект включён в примерную программу рассмотрения Госдумой на сентябрь 2024 года, то есть - его оставили на осеннюю сессию Госдумы.

В тексте документа не указана дата вступления в силу этих поправок. Соответственно, в случае подписания, по умолчанию они заработают по истечении 10 дней после дня официальной публикации подписанного Президентом закона.