«Ювелирный калейдоскоп Фаберже»: складень для императрицы

Остались считанные до закрытия выставки «Красота святости и святость красоты» (до 14 июля), где представлено более 300 русских икон в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже. В рамках совместного проекта с Горным музеем «Ювелирный калейдоскоп Фаберже» мы детально рассмотрим минералогическую составляющую центрального произведения экспозиции – складень «Богоматерь Казанская, святитель Николай Чудотворец, царица Александра» работы фирмы Фаберже, принадлежавший императрице Александре Федоровне.

Складень «Богоматерь Казанская, Св. Николай Чудотворец, царица Александра»
Подарен императрице Александре Фёдоровне по случае её бракосочетания с императором Николаем II. Москва, 1894. Фирма К. Фаберже.
Складень «Богоматерь Казанская, Св. Николай Чудотворец, царица Александра» Подарен императрице Александре Фёдоровне по случае её бракосочетания с императором Николаем II. Москва, 1894. Фирма К. Фаберже.

Складень «Богоматерь Казанская, святитель Николай Чудотворец, царица Александра» был заказан в 1894 году по поводу бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей православие с именем Александра. Завершение складня имеет форму кокошника – архитектурной детали, получившей название от традиционного головного убора русских женщин.

Основываясь на наборе некоторых диагностических признаков, полученных в результате визуального осмотра, архивных данных, сравнительном анализе с эталонными образцами Горного музея, было установлено, что в украшении оклада Фаберже использовались популярные среди ювелиров конца XIX – начала XX века драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубин, демантоид, гелиодор, спессартин.

Изумруд. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов
Изумруд. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов

Изумруд – ювелирный камень первого порядка, который по красоте не уступает алмазу, а по стоимости иногда превосходит его. Из ювелирных разновидностей берилла изумруд выделяется за счет своего уникального оттенка. Больше всего ценятся кристаллы насыщенно зелёного цвета, обусловленного примесями трёхвалентного хрома. Первые находки изумрудов в России были зафиксированы еще в 1830 году на Урале, некоторые из впервые обнаруженных образцов можно увидеть в экспозиции Горного музея.

Гелиодор, также, как и изумруд является ювелирной разновидностью минерала берилл. Золотистая, иногда желтовато-зелёная или желтовато-оранжевая окраска этого камня, выделяет его среди других разновидностей берилла, отличающихся между собой не только по цвету, но и по твёрдости, которая варьирует в границах 7,5-8,5 из 10 по шкале Мооса, где изумруд имеет самую низкую твёрдость, относительно других разновидностей.

Рубин. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов
Рубин. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов

Рубины и сапфиры – это ювелирные разновидности одного минерального вида – корунд. Также, как и в других случаях при ювелирной классификации одного вида минералов, их кардинальными отличиями являются цветовые характеристики: рубин – ярко-красный, благодаря примесям хрома, а сапфир – синий, за счёт примесей железа и титана. Сам по себе корунд по химическому составу является оксидом алюминия и в чистом виде, без химических примесей абсолютно бесцветен. А вот причудливые цвета, придающие славу этому минералу, обязаны своим происхождением мельчайшим следам других металлов.

Сапфир. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов
Сапфир. Коллекция Горного музея. Фотограф Павел Долганов

Складень, принадлежавший императрице Александре Фёдоровне, оформлен с использованием не только описанных ранее камней, но и с помощью набиравших свою популярность в тот период – гранатов. В середине XIX века, на рынок в качестве низкосортного сырья для создания ювелирных изделий и украшений поступало большое количество не слишком привлекательных желтовато-красных гранатов. В этот же период в России на реке Бобровка была открыта новая ювелирная разновидность гранатов желтовато-зелёного или зелёного цвета, которую изначально диагностировали хризолитом. В 1840-х годах камень подробнее изучили и описали как гранат демантоид, который моментально стал «бестселлером» в ювелирном мире. Демантоиды полюбились ювелирами как российских, так и зарубежных фирм. Но, не смотря на научную доказательную базу в Европе и за океаном, их продолжали именовать уральскими изумрудами и хризолитами.

Складень «Богоматерь Казанская, Св. Николай Чудотворец, царица Александра»
Подарен императрице Александре Фёдоровне по случае её бракосочетания с императором Николаем II. Москва, 1894. Фирма К. Фаберже.1 из 2
Складень «Богоматерь Казанская, Св. Николай Чудотворец, царица Александра» Подарен императрице Александре Фёдоровне по случае её бракосочетания с императором Николаем II. Москва, 1894. Фирма К. Фаберже.1 из 2

Среди прочих ювелирных разновидностей гранатов в изделиях Фаберже особое место занимают не только демантоиды, но и красные гранаты, которые являлись прекрасным аналогом рубинов. Цветовое разнообразие гранатов позволяло использовать камни от красновато-оранжевого оттенка до насыщенного винного.

В императорском складне также используется красновато-оранжевый гранат –спессартин, цвет которого обусловлен наличием марганца в составе минерала. Это ювелирный камень встречался бы чаще в украшениях и изделиях, если бы был более распространённым, ведь найти спессартин хорошего ювелирного качества это большая удача. В современном мире редкий минерал можно встретить на месторождениях Шри-Ланки, Бразилии и Мадагаскара.

Выставка «Красота святости и святость красоты» открыта ежедневно с 10.00 до 20.45 в Белоколонном зале Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Следите за новыми материалами проекта по хештегу #КалейдоскопФаберже в социальных сетях музеев:

Telegram-канал Горного музея

Telegram-канал Музея Фаберже