39,3K подписчиков

Больно будет всем — обзор Elden Ring Shadow of the Erdtree

Громадное дополнение к одной из лучших игр нашего времени, которое порой «заносит» в плане сложности

Громадное дополнение к одной из лучших игр нашего времени, которое порой «заносит» в плане сложности С выхода Elden Ring и, соответственно, нашего обзора прошло больше двух лет.

С выхода Elden Ring и, соответственно, нашего обзора прошло больше двух лет. В том тексте рецензент хвалил игру за «практически безупречный открытый мир, проработанный с какой-то нечеловеческой скрупулезностью», и за то, как студии FromSoftware удалось сделать каждый его метр уникальным, в результате чего Elden Ring может похвастаться атмосферой настоящего приключения. Все это правдиво и в случае с новым DLC. Shadow of the Erdtree по размерам не уступает многим полноценным играм с открытым миром, а по качеству — превосходит большую часть из них. И да, местная карта меньше той, которая была в базовой игре, зато лучше проработана. Правда, совсем без подводных камней не обошлось: поскольку SOTE в какой-то степени является квинтэссенцией всего, что может предложить Elden Ring, некоторые негативные аспекты игры она тоже выводит на следующий уровень.

Главным спорным моментом всего DLC, как многие из вас наверняка догадались, оказался баланс сложности. И да, я понимаю, что мы вновь возвращаемся к бесконечной истории, которая давно всем надоела: FromSoftware выпускает какой-то новый контент, и в сети тут же начинаются дебаты на тему хардкорности, где многие игроки требуют низкий уровень сложности, а фанаты жанра пытаются им объяснить, что это вообще-то ключевой аспект игр японской студии. Я как раз из числа фанатов, но, признаю, в SOTE даже я почувствовал некое моральное истощение. А все из-за того, как авторы решили сбалансировать дополнение с помощью полностью новой системы прогрессии.

В Shadow of the Erdtree не играет особой роли, с каким уровнем и с каким билдом ты врываешься в новые земли. Убивать тебя с пары ударов в любом случае будут все, кому не лень, будь ты 120 или 160 уровня. Жизни врагов и урон, который они наносят, выкручены до абсурда, куда выше, чем в стандартной игре, но эту несправедливость можно попытаться нивелировать, собирая новые предметы — осколки Древа Упадка. Раскиданные по всей карте осколки предоставляют герою благословения – постоянные бонусы к его «резистам» и к мощности его атак. Если собрать их все, то в теории силы игрока и игры уравняются, и баланс будет больше напоминать тот, что был в основной кампании (на практике не совсем так, но об этом чуть позже).

Громадное дополнение к одной из лучших игр нашего времени, которое порой «заносит» в плане сложности С выхода Elden Ring и, соответственно, нашего обзора прошло больше двух лет.-2

Осколки — сомнительная система, так как она негативно отражается на процессе исследования мира. Если их игнорировать, то большая часть зон заставит игрока рвать волосы на голове до тех пор, пока он наконец-то не баффнет своего персонажа до более-менее приемлемого уровня, получив больше благословений. А это значит, что если вы хотите играть оптимально и не страдать на боссах по несколько часов, то вместо того, чтобы спокойно кататься по миру на верном Потоке и посещать те локации, которые приглянулись глазу, стоит вооружиться гайдами в сети и как можно быстрее собрать все доступные осколки. И уже только после этого приступать к нормальному прохождению.

Зачем было вводить осколки, непонятно еще и потому, что даже со всеми благословениями баталии с боссами не сказать чтобы превращаются в легкую прогулку. Потому что никто не отменял удары с задержкой, комбо-атаки на шесть приемов, чуть ли не бесконечную выносливость противников, когда они заканчивают одно действие и через секунду начинают следующее, и световое шоу из магических эффектов, из-за которых непросто уследить, что творится вокруг. Другими словами, играть-то все равно непросто даже с осколками, а значит, можно было обойтись без всех этих лишних танцев с бубном.

Громадное дополнение к одной из лучших игр нашего времени, которое порой «заносит» в плане сложности С выхода Elden Ring и, соответственно, нашего обзора прошло больше двух лет.-3

Вообще складывается ощущение, что дизайнеры DLC создавали львиную долю драк дополнения с четким видением, что все игроки будут использовать или призываемых духов себе в помощь, или же мультиплеер. Когда Elden Ring только вышла, было много споров на эту тему: мол, насколько вообще «благородно» играть с помощниками. Но Shadow of the Erdtree ставит жирную точку в данной дискуссии. Потому что если играть так, как, скорее всего, задумывалось, используя все доступные тебе инструменты от духов до предметов, создаваемых в рамках крафтинга, игра буквально преображается: начинаешь меньше злиться и больше ценить зрелищные драки с могучими полубогами, ведь у тебя наконец-то появляются окна, чтобы перевести дыхание и оценить ситуацию. Причем крутых сражений тут хватает: битва с Мессмером Колосажателем, которого можно увидеть на обложке Shadow of the Erdtree, так вообще вышла одной из самых впечатляющих в репертуаре FromSoftware.

Тем не менее все равно смущает общая тенденция в последних играх «Фромов» - постоянное повышение градуса хардкорности. Складывается ощущение, что Миядзаки насмотрелся видео, как люди проходят его игры на бананах, и решил вступить в «гонку вооружений», обучая свои виртуальные творения все более злым приемам, позволяющим брутальнее наказывать хитроумных геймеров. Вот только в долгосрочной перспективе основная масса простых смертных эту гонку проиграет, и насладиться будущими «соулсами» сможет лишь горстка сверхлюдей с исключительной выдержкой.

Громадное дополнение к одной из лучших игр нашего времени, которое порой «заносит» в плане сложности С выхода Elden Ring и, соответственно, нашего обзора прошло больше двух лет.-4

Возвращаясь к позитивному, хочется лишний раз похвалить открытый мир Shadow of the Erdtree. Такой карты вы не найдете больше нигде: она огромная, богатая на разные фэнтезийные биомы со своей неповторимой атмосферой и наполненная запредельным количеством контента и секретов. Мир SOTE сильнее всего поражает вертикальностью: разные его зоны размещены друг поверх друга, словно слои вафельного торта, и игроку необходимо искать креативно продуманные авторами неочевидные переходы из одного региона в другой. К примеру, можно попасть в подземелье в одном месте, найти внутри аж 4 лифта вниз, спуститься, а затем выйти наружу и оказаться в огромной долине с несколькими замками и боссами, которую ты раньше видел с вершины холма вообще в каком-то третьем месте. Тут невозможно предсказать, куда тебя занесет очередная тропа, и на фоне этого возникает крайне будоражащее чувство, которого не хватает в других подобных играх.

Как ни странно, при всех сильных сторонах дополнения нельзя сказать, что Shadow of the Erdtree вот прям обязательно к ознакомлению. Если вы в свое время перенасытились Elden Ring, то DLC можно смело отложить на потом: перед нами просто больше нового хорошего контента для игры, но фундаментально он ничего не меняет. Утверждения в стиле «не видел SOTE, а значит, не видел и Elden Ring» в данном случае совершенно неуместны, чего нельзя сказать, к примеру, в адрес The Old Hunters для Bloodborne или DLC для Dark Souls 2. Но это скорее не минус, а плюс: видимо, Elden Ring изначально получилась вполне законченной игрой, не нуждающейся в глобальных исправлениях, а потому дополнение к ней и является тем, чем должно — дополнением, а не незаменимой составляющей, без которой все сыпется.

Оценка: 8.5/10