Найти тему
Владимир Гордеев

Сказки туманной луны после дождя (1953, Япония, мистика): За ошибки мужчин расплачиваются женщины

Один из самых поэтичных фильмов, которые мне доводилось смотреть. Фильм резок, динамичен и в то же время парадоксально тягуч, таинственным образом он затягивает зрителя и обволакивает чем-то вроде тумана после дождя. Сюжет же внятен, прост и поучителен, как во всякой сказке.

Гончар Гэндзуро стремится заработать во время войны как можно больше денег, продавая свой товар солдатам.

Здесь можно провести параллель с фактом из биографии режиссера этой кинокартины, — его отец так же пытался разбогатеть во время русско-японской войны, продавая плащи, но разорился и обрек семью на нищенское существование.

Апофеозом отчаяния становится продажа сестры Мидзогути (режиссера фильма) в гейши, и, в данном случае, можно провести параллель со второй сюжетной линией фильма (возможно, именно из-за таких совпадений Мидзогути обратился к творчеству Акинари Уэды).

Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)
Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)

Сосед Гэндзуро, истеричный Тобэи, мечтает стать самураем (хотя конечная цель у него такая же, как и у Гэндзуро, — разбогатеть, но только не торгуя, а занимаясь "благородным" военным делом). Тобэи — аника-воин, лох чилийский, но ему фантастически везет, он нахаляву добывает голову знаменитого генерала. В результате Тобэи действительно достаются и слава, и деньги. Но, пока он страдал фигней, кантуясь на окраинах сражений, его жена, изнасилованная солдатней, со временем превратилась в падшую женщину.

Впрочем, судьба жены Гэндзуро более фатальна.

Но и жизненный путь самого Гэндзуро оказывается значительно более заковыристым, чем жизненный путь Тобэи. Простой гончар, раболепствуя перед молодой княжной, якобы восхищенной его товаром, попадает в дьявольские сети, потому что княжна Вакаса — женщина только с виду, на самом деле — демон… За алчность, недальновидность и попросту говоря глупость мужчин расплачиваются женщины. Плата оказывается настолько высока и значительна, что, получив эти деньги, на деле не имеющие ни звона, ни блеска, мужчины прозревают. Начинают видеть истинный мир, а не морок.

Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)
Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)

Фильм не только поэтичен, но и полнокровен, исполнен жизни, то есть, реалистичен. Он очень плотный, потому что в пространстве кадра сосуществуют целых два мира — наш, материальный, и мир духов. Сцена с поездкой на лодке подталкивает зрителя к некоему особому восприятию. Высокая контрастность картинки, постоянный туман на фоне, "потусторонняя" музыка подсказывают, что эта поездка может быть не просто поездкой, а поездкой посмертной. Герои фильма, убитые накануне, не сознают, что умерли, и выполняют дело, незаконченное при жизни. Хотя уже поздняк метаться.

Фильм получил "Серебряного льва" на Венецианском фестивале (в то время давали призы достойным картинам). Еще одна примечательная деталь — в фильме снялась Кинуо Танака, первая женщина-режиссер в японском кино.

Оценка: 9,5 из 10.

Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)
Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)

Режиссер: Кэндзи Мидзогути.
Сценарий: Йошиката Йода (по рассказам Акинари Уэды "Asaji Ga Yado" и "Jasei No In"),
Оператор: Катсуо Миягава,
Композитор: Фумир Хайясака, Тамекичи Мосизуки, Исиро Сайто,
Продюсер: Масаищи Нагата.

В главных ролях: Масаюки Мори, Эйтаро Озаво.
В ролях: Матико Кио, Кинуё Танака, Икио Самамура, Мицуко Мито, Кикуе Мори.

Смотрите фильм бесплатно онлайн на моем канале Вконтакте:

ВКонтакте | ВКонтакте

Читайте также на моем канале:

Я тоже хочу (2012, Россия, трагикомедия / мистика): Сталкер лайт
Владимир Гордеев12 июня 2024
Фауст (1926, Германия, экранизация / драма / мистика): Шедевр немецкого экспрессионизма
Владимир Гордеев21 февраля 2023
Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)
Кадр из фильма "Сказки туманной луны после дождя" (1953)