Один из самых поэтичных фильмов, которые мне доводилось смотреть. Фильм резок, динамичен и в то же время парадоксально тягуч, таинственным образом он затягивает зрителя и обволакивает чем-то вроде тумана после дождя. Сюжет же внятен, прост и поучителен, как во всякой сказке.
Гончар Гэндзуро стремится заработать во время войны как можно больше денег, продавая свой товар солдатам.
Здесь можно провести параллель с фактом из биографии режиссера этой кинокартины, — его отец так же пытался разбогатеть во время русско-японской войны, продавая плащи, но разорился и обрек семью на нищенское существование.
Апофеозом отчаяния становится продажа сестры Мидзогути (режиссера фильма) в гейши, и, в данном случае, можно провести параллель со второй сюжетной линией фильма (возможно, именно из-за таких совпадений Мидзогути обратился к творчеству Акинари Уэды).
Сосед Гэндзуро, истеричный Тобэи, мечтает стать самураем (хотя конечная цель у него такая же, как и у Гэндзуро, — разбогатеть, но только не торгуя, а занимаясь "благородным" военным делом). Тобэи — аника-воин, лох чилийский, но ему фантастически везет, он нахаляву добывает голову знаменитого генерала. В результате Тобэи действительно достаются и слава, и деньги. Но, пока он страдал фигней, кантуясь на окраинах сражений, его жена, изнасилованная солдатней, со временем превратилась в падшую женщину.
Впрочем, судьба жены Гэндзуро более фатальна.
Но и жизненный путь самого Гэндзуро оказывается значительно более заковыристым, чем жизненный путь Тобэи. Простой гончар, раболепствуя перед молодой княжной, якобы восхищенной его товаром, попадает в дьявольские сети, потому что княжна Вакаса — женщина только с виду, на самом деле — демон… За алчность, недальновидность и попросту говоря глупость мужчин расплачиваются женщины. Плата оказывается настолько высока и значительна, что, получив эти деньги, на деле не имеющие ни звона, ни блеска, мужчины прозревают. Начинают видеть истинный мир, а не морок.
Фильм не только поэтичен, но и полнокровен, исполнен жизни, то есть, реалистичен. Он очень плотный, потому что в пространстве кадра сосуществуют целых два мира — наш, материальный, и мир духов. Сцена с поездкой на лодке подталкивает зрителя к некоему особому восприятию. Высокая контрастность картинки, постоянный туман на фоне, "потусторонняя" музыка подсказывают, что эта поездка может быть не просто поездкой, а поездкой посмертной. Герои фильма, убитые накануне, не сознают, что умерли, и выполняют дело, незаконченное при жизни. Хотя уже поздняк метаться.
Фильм получил "Серебряного льва" на Венецианском фестивале (в то время давали призы достойным картинам). Еще одна примечательная деталь — в фильме снялась Кинуо Танака, первая женщина-режиссер в японском кино.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Кэндзи Мидзогути.
Сценарий: Йошиката Йода (по рассказам Акинари Уэды "Asaji Ga Yado" и "Jasei No In"),
Оператор: Катсуо Миягава,
Композитор: Фумир Хайясака, Тамекичи Мосизуки, Исиро Сайто,
Продюсер: Масаищи Нагата.
В главных ролях: Масаюки Мори, Эйтаро Озаво.
В ролях: Матико Кио, Кинуё Танака, Икио Самамура, Мицуко Мито, Кикуе Мори.
Смотрите фильм бесплатно онлайн на моем канале Вконтакте:
Читайте также на моем канале: