Анна Цендина «…И страна зовется Тибетом»

Анна Дамдиновна Цендина, доктор филологических наук, сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, специалист в области монгольской и тибетской филологии, в 2002 году написала прекрасную монографию о Тибете.

Анна Дамдиновна Цендина, доктор филологических наук, сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, специалист в области монгольской и тибетской филологии, в 2002 году...

Ее исследования легли в основу книги из серии «История. География. Этнография» «...И страна зовется Тибетом: история, религия, быт и нравы Страны снегов». Это комплексный анализ истории Тибета с древнейших времен до середины XX в.: формирование тибетского этноса, возникновение Тибетской империи VII-IX вв., создание теократической монархии, установление маньчжурского сюзеренитета, борьба за независимость, вхождение в состав КНР. Рассказывается о географии, этнографии и хозяйстве Тибета, обычаях, литературе и искусстве тибетцев, об истории распространения буддизма, его течениях, сектах, церкви.

Автор отмечает, что сегодня Тибет стал доступен: «можно сесть на самолет и полететь в Лхасу. Оттуда на машине поехать в Шигацзе. На пароме добраться до Самъе. Можно погулять на перевале Тангла. Можно побеседовать с тибетцем у него дома в Гьянцзе, Женеве, Блумингтоне или Улан-Удэ. Но от этого Тибет не стал менее далеким и закрытым. Все так же о нем больше мифов, чем правды, все так же больше вопросов, чем ответов».

Увлекательно и со знанием дела Анна Цендина излагает историю Тибета, рассказывает о том, как формировался оригинальный тибетский буддизм и как появилась традиция после смерти далай-ламы искать его следующую инкарнацию. Много внимания уделено быту, обычаям, особенностям тибетского образа жизни, который всегда воспринимал чужеземные влияния в таких пропорциях, что, смешиваясь с местной культурой, они неизменно преображались и приобретали тибетские черты. Поэтому в Тибете на протяжении веков все было уникально - от организации государственного управления до письменности, медицины и скульптур из сливочного масла.

Анна Дамдиновна Цендина, доктор филологических наук, сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, специалист в области монгольской и тибетской филологии, в 2002 году...-3

Даже происхождение тибетцев так до сих пор не разгадано. Кем были первые жители Тибета и откуда они пришли? На рубеже XIX-ХХ вв. существовала теория о центральноазиатском происхождении человека, в которой Тибет занимал особое место.

«Вопрос о том, как сложился тибетский этнос, до настоящего времени не выяснен окончательно. Дело в том, что археологические раскопки на Тибетском нагорье долгое время практически не велись и существующие находки имеют случайный характер. Письменных источников тоже не много. Да и имеющиеся очень специфичны. Тибетцы о своем недавнем-то прошлом пишут в мифологизированных образах, что уж говорить об их древней истории.

Сами тибетцы утверждают, что они произошли от обезьяны. Правда, не по Дарвину - в процессе эволюции, а скорее по Моргану - в процессе производства потомства. Вот что они рассказывают. В одну прекрасную долину пришел царь обезьян. Его полюбила ужасная демоница, обитавшая в пещере среди скал. Обезьяна не склонна была к браку, но демоница настояла на этом. От них пошло потомство, которое стало быстро размножаться. Так и появились в Тибете люди. От отца они унаследовали смирение, а от матери - гневный нрав, любовь к мясу и красные лица (тибетцы называют себя краснолицыми).

Процесс образования тибетского народа мы можем наблюдать начиная с того момента, когда о нем стали писать китайские источники. «…в древнейших китайских письменных памятниках, таких, как гадательные надписи династии Шан (XVI-XI вв. до Н.Э.), прославленные стихи «Шицзин» (XI-VI вв. до н.э.), хроники первой и второй династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.), встречается упоминание племен цянов, которые, очевидно, и являлись прототибетцами. Цяны были кочевниками: это подтверждается тем фактом, что в написании их имени использованы иероглифы «овца» и «человек». Но они занимались и земледелием».

Анна Дамдиновна Цендина, доктор филологических наук, сотрудник Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, специалист в области монгольской и тибетской филологии, в 2002 году...-4

Что же касается самого названия «Тибет», то здесь кроется настоящая загадка. Весь сами тибетцы так свою страну никогда не называли. Китайцы в VI-VII вв. именовали своих западных соседей «Ту-фань», а во времена тибетской империи VII-IX вв. - «Ту-бо». Арабы с IX в. употребляли слово «Туббат» или «Тиббат». Монголы называли их «Тубэд», «Тубуд», и этот этноним принесли в Европу путешественники Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло. Сами же тибетцы именуют себя «бод». Многие связывают его с названием древней религии тибетцев «бон».

С приходом буддизма многое изменилось в стране, возникли буддийские секты, или Школы Тибета. Стала появляться тибетская литература, преемственность далай-ламы и панчен-ламы, институт изоляции. В новые времена множество экспедиций отправились в Тибет для изучения традиционной тибетской медицины, но также и для завоеваний. Китайское вторжение 1910 года завершилось соглашением в Симле. В 1949 году официально была провозглашена КНР, а одной из главных задач Народно-освободительной армии Китая стало освобождение Тибета от империалистического влияния. Тибетская миссия в Пекине не дала значительных результатов и в 1952 году Тибет признал себя частью КНР. В 1959 году, после восстания Далай-лама бежал в Индию. С тех пор тибетский буддизм стал активно распространяться по всему миру, так же как и его последователи проживают теперь во многих странах, а не только в самом Тибете. И сегодня тибетский буддизм занимает совершенно особое место не только в Тибете, но и в мире. Популярность ему придает неутомимая деятельность далай-ламы по его пропаганде, а также сложившийся в мире образ тибетцев как гонимого, но свободолюбивого народа.

«…И страна зовется Тибетом» - не только качественная научная книга, но и невероятно увлекательное чтение, зовущее всех читателей отправиться в далекую страну и самому увидеть таинственные горы, древние монастыри, бескрайнее синее небо. Сердце каждого путешественника трепетно бьется при одном только слове «Тибет!», который так похож на сказочную Шамбалу и прекрасную Страну снегов.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента