Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
14 июля 1980 года состоялась премьера первого советского боевика, который получил название “Пираты XX века”.
После старта в прокате фильм уверенно выбился в лидеры, обогнав даже картину “Москва слезам не верит”.
Почти девяносто миллионов кинозрителей посмотрели “Пиратов” в 1980 году. Спустя десять лет число просмотров едва не достигало ста двадцати миллионов!
Возможно, боевик не стал бы столь успешным, если бы образы героя и злодея на экране не воплотили такие харизматичные актёры, как Николай Ерёменко-младший и Талгат Нигматулин.
Предлагаю вашему вниманию подборку интересных деталей и закулисных фактов, которые многие зрители упустили из виду при знакомстве с фильмом “Пираты XX века”. Приятного чтения!
“Чем не идея для сюжета?”
В конце семидесятых в газете “Известия” появилась новостная заметка: мол, пираты, заинтересовавшись ценным грузом (урановой рудой) на борту некоего итальянского судна, устроили засаду.
Все члены экипажа погибли, а груз (двести тонн) исчез вместе с разбойниками.
Станиславу Говорухину показалась заманчивой идея перенести историю с пиратами на большой экран. Вскоре он и Борис Дуров написали сценарий.
Правда, принять участие в съёмках фильма Говорухин не смог, поскольку вовсю работал над картиной “Место встречи изменить нельзя”.
Режиссёром “Пиратов” выступил Борис Дуров.
“Уран или опиум?”
Боевики были в диковинку для советской киноиндустрии. Неудивительно, что создателям картины пришлось столкнуться с определёнными трудностями.
Из воспоминаний Бориса Дурова: “Ещё на этапе подготовки сценария излишняя сентиментальность отошла на второй план. Мы хотели снять фильм о настоящих мужчинах, которые смогут не только за женщин постоять, если понадобится, но и за грузовое судно. В то время цензура преследовала нас по пятам. К примеру, от урана нас вынудили отказаться. Мы хоть и не растерялись, предложив заменить уран опиумом для фармакологической промышленности, всё равно поднялась шумиха. Из-за пропаганды наркотиков. К счастью, по итогу переговоров опиум нам разрешили оставить”.
“Моё тело – совершенное оружие”
Персонажи фильма демонстрируют мастерство владения японским боевым искусством – карате.
На момент выхода картины в прокат карате только набирало популярность в Советском Союзе.
За постановку боёв в “Пиратах” отвечал исполнитель роли Матвеича – Тадеуш Касьянов. В совершенстве владея навыками рукопашного боя и карате, Тадеуш Рафаилович справился с поставленной задачей на ура.
В жизни Талгата Нигматулина восточные единоборства также занимали далеко не последнюю роль. Прозвище “советский Брюс Ли” актёр получил неслучайно: с малых лет он изучал боевые искусства.
Поначалу Нигматулин был участником массовки, однако Борис Дуров, отметив для себя талант молодого актёра и его внешние данные, предложил ему сыграть Салеха.
Выбор режиссёра оказался более чем оправданным.
“Вы нам подходите”
Талгат Нигматулин поспособствовал тому, чтобы главного героя, Сергея Сергеевича, сыграл Николай Ерёменко, с которым его связывала дружба ещё со времён учебы во ВГИКе.
По рекомендации Нигматулина Ерёменко прибыл на прослушивание и впечатлил присутствующих как яркой внешностью, так и хорошей физической подготовкой.
“Никаких поблажек!”
Будучи молодыми, энергичными и рисковыми, Нигматулин и Ерёменко уверили Бориса Дурова, что со всеми трюками и боевыми сценами справятся сами, без помощи дублёров/каскадёров.
Драться актёрам действительно пришлось с полной отдачей.
Из воспоминаний Николая Ерёменко: “Травм, полученных на съёмках, и не перечесть. Я до сих пор чувствую боль из-за выбитых костей: локти, таз. По молодости готов был горы свернуть. Обходился без дублёров. Когда снимали наш с Талгатом поединок, съёмка велась с трёх ракурсов, причём поочерёдно. На протяжении целого дня! Да ещё и под ногами бетонный пол... Поверьте, снова и снова падать на бетонную поверхность – удовольствие не из приятных”.
Впрочем, жертвы оказались ненапрасными: когда фильм начал покорять кинотеатры, многим ребятам захотелось приобщиться к боевым искусствам. В большинстве случаев мальчишки отдавали предпочтение именно карате.
“Герой и на экране, и в жизни”
Эпизод, где Сергей, главный герой, совершает прыжок со скалы, намереваясь попасть на борт судна, едва не стоил Николаю Ерёменко жизни.
Актёр позже рассказывал: “Сцену снимали поэтапно. Мне нужно было прыгнуть в воду, находясь при этом близ судна, чтобы потом монтажная склейка не сильно бросалась в глаза. Очутившись в воде, я вдруг почувствовал, что лопасти винта вот-вот настигнут меня. Выбраться из западни мне помогло лишь чудо”.
“Надо выходить из привычного образа”
До участия в съёмках “Пиратов XX века” Николай Ерёменко получил широкую известность, играя героев-любовников.
Поклонникам творчества актёра непросто было принять его в новом амплуа. Роль Жюльена Сореля из кинофильма “Красное и чёрное” как-то уж совсем не вязалась с образом Сергея Сергеевича.
Николай Ерёменко в одном из интервью признался: “Мне приходили сотни гневных писем. Люди обвиняли меня в том, что я скатился с вершины искусства и погряз во второсортном жанре. Вот же бесстыдник эдакий! Я не переживал из-за критики, поскольку о вкусах не спорят. Юные зрители, наоборот, видели в Сергее пример для подражания и просили научить их так же драться”.
“Фильму быть!”
Фильм, ставший лидером кинопроката в 1980 году, попал на большие экраны по воле случая.
Завершив работу над картиной в 1979 году, кинематографисты узнали “свыше”, что “Пиратам XX века” в кинотеатры путь заказан. Мол, уж очень много жестоких сцен в фильме. Пусть лучше “пылится на полке”.
Никто и представить не мог, что ситуацию исправит… Леонид Ильич Брежнев.
Кассете с фильмом суждено было оказаться на даче генсека. Боевик настолько понравился Брежневу, что вскоре и миллионам зрителей посчастливилось его посмотреть.
Фильм приобрёл культовый статус.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, напишу о том, как снимали "Место встречи изменить нельзя".