938 подписчиков

«Ригонда» — народный музыкальный центр для СССР

8,1K прочитали
Радиола «Ригонда-моно» (1963)
Радиола «Ригонда-моно» (1963)

…Список культовых предметов, прославивших и оставивших в вечности имена знаменитых дизайнеров, вовсе не ограничивается географией Запада. Возможно, имена советских промышленных художников (слово «дизайнер» в СССР не было особенно в сходу) не столь известны в мировом масштабе, однако их достижения ничуть не менее значимы, а созданные их руками изделия для нашей страны вполне равноценны креслу «Яйцо» Арне Якобсона и лампа Toro Джо Коломбо.
Один из таких объектов — знаменитая радиола «Ригонда».

Ни одну вечеринку 1960-х невозможно представить без радиолы — замечательного аудиоприбора того времени. Как правило, радиола сочетала в себе проигрыватель, радиоприемник, усилитель звука и акустическую систему, объединенные в одном корпусе. Обычно радиолы предназначались для размещения как отдельный объект и выполняли не только функции воспроизведения музыки, но и отвечали на эстетические запросы граждан, создавая атмосферу элегантности и уюта.

Безусловным лидером среди советских радиол была «Ригонда» — стильная установка с очертаниями, свойственными стилистике индустриального модернизма середины ХХ века. Изготавливали «Ригонду» в Риге, столице Латвийской ССР, на заводе имени А.А.Попова (в 1960-е так называлось Radiotehnika RRR). Стоит заметить, что название радиолы очень романтично: так её назвали в честь острова из романа латышского писателя Вилиса Лациса «Потерянная родина».

Радиола «Ригонда-стерео» (1963) с выносными акустическими системами 
Радиола «Ригонда-стерео» (1963) с выносными акустическими системами 

Дизайн радиолы был создан известным латышским художником Адольф Ирбитисом. Начинал он ещё в 1930-е: закончив в 1934-м Латвийскую академию художеств, поступил в конструкторский отдел предприятия VEF, где уже работал его старший брат Карлис — конструктор и создатель знаменитого логотипа VEF. Вплоть до начала войны Адольф Ирбитис принимал участие в создании всей продукции предприятия, сначала как соавтор знаменитого изобретателя Вальтера Цаппа (создателя самой маленькой и легкой в мире плёночной фотокамеры Minox), а затем — как главный конструктор.

Радиоприемник Luxus M 1307 (1940), созданный к XVIII конференции ВКП (б)
Радиоприемник Luxus M 1307 (1940), созданный к XVIII конференции ВКП (б)

Во время военных лет он работал в Новосибирске на эвакуированном заводе «Электросигнал», а в 1945-м вернулся в Латвию. Впрочем, по возвращении Ирбитис занимался совсем иные родом деятельности: до 1952 года он работал в администрации садов и парков города Лиепая, где занимался садовой архитектурой. Затем он работал художником в рижском журнале «Физкультура и спорт» — а параллельно стал иллюстрировать рижские рекламные газеты и журналы.

Однако судьба вновь привела его в стены VEF, где он стал в 1956 году главным художником отдела художественного проектирования; четыре года спустя его перевели в качестве руководителя художественного отдела на тот самый завод имени Попова, а в 1969-м, после объединения VEF и RRR под эгидой производственного объединения Radiotehnika, Адольф Ирбитис возглавил его художественный отдел, в котором проработал вплоть до 1983 года — до самой смерти.

Проигрыватель Akords-Stereo (1971)
Проигрыватель Akords-Stereo (1971)

Всего за время своей работы Ирбитис создал внешний облик целого ряда знаковых для советского времени радиоаппаратов. Среди них необходимо упомянуть радиоприёмники «Турист», VEF-12 и «Спидола», серию транзисторных радиоприёмников «Селга», стереорадиолу высшего класса «Симфония-003» и «Рига-101»… Нельзя забыть и ещё одно его произведение — электропроигрыватель пластинок «Аккорд» — в монофонической или стереоверсии он стоял в сотнях тысяч квартир Советского Союза.

В 1965 году, в февральском номере журнала «Советский Союз» (он издавался на русском и ряде иностранных языков для распространения за рубежом) была опубликована статья В.Симакова, посвящённая Адольфу Ирбитису.

«Четверть века назад Адольф Ирбит (сейчас ему 53 года) начал заниматься любимым делом. На его «личном счету» — полсотни приемников, увидевших свет. Это не считая десятков образцов, ставших только достоянием заводских музеев; не считая того, что сам он называет «формальными экспериментами».

— Истинная красота должна быть не только сдержанной, но и, если так можно выразиться, «технологичной», — говорит Ирбит. — Ведь такая продукция, как наша, рождается в результате дружбы искусства и техники. А хорошие друзья всегда думают друг о друге.
Рабочее место художника не только его стол. Адольф Ирбит — свой человек и в экспериментальном и в производственных цехах радиозавода. Он «заказывает» инженерам новую технологию: по его инициативе в свое время ввели, например, металлизацию в вакууме, стали применять полиэфирные лаки. Слово Ирбита весомо звучит на совещаниях инженеров. И, разумеется, ни одно изменение в конструкции, которое затронет «лицо» изделия, не проходит без санкции главного художника»
.

Фото Адольфа Ирбитиса из журнала «Советский Союз» (№2, 1965)
Фото Адольфа Ирбитиса из журнала «Советский Союз» (№2, 1965)

Эта цитата из журнала почти 60-летней давности, при всём её советско-пропагандистском пафосе, достаточно точно говорит о подходе к своему делу художника Ирбитиса: его занимал не только внешний облик издедия, но и технологии его воплощения в реальность.

Если вернуться к одному из главных его созданий, радиоле «Ригонда», то необходимо сказать, что первая её модель, «Ригонда-Моно» выпускалась на с 1963 года и предлагала вполне достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат позволял озвучить небольшую или средних размеров комнату, а помимо штатного проигрывателя, к нему можно было подключить и магнитофон. К тому же лакированная «Ригонда» дополняла своими строгими, рациональными, но изящными очертаниями практически любой интерьер.

Радиола «Ригонда-102» (1971)
Радиола «Ригонда-102» (1971)

Можно сказать, что радиола, автором которой был Адольф Ирбитис, стала в буквальном смысле слова народным «музыкальным центром» для СССР. Но не забыта она и сегодня: современные умельцы оснащают старые восстановленные модели дополнениями в виде CD-проигрывателей и встроенных модулей Bluetooth. Обновлённые радиолы пользуются спросом среди поклонников ретро-стиля и любителей качественного лампового звучания.

Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от зажигалки до музыкального центра или переносной аудиоколонки успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).