Ювелирные украшения в СССР занимали особое место в культуре и экономике страны. Они представляли собой уникальное сочетание искусства, политики и культуры, и отражали изменения, происходящие в обществе на протяжении десятилетий. Давайте погрузимся в историю и особенности ювелирных изделий советского периода.
Начало ювелирного дела в СССР
В начале своего существования советская власть приняла курс на конструктивизм, простоту и утилитарность в искусстве и моде, и объявила ювелирные украшения пережитком «старого мира». Однако уже в1930-е годы ювелирная промышленность начинает расцветать. На прилавках появляются недорогие броши, серьги и кулоны с яркими вставками, основанные на дореволюционных образцах. В те времена институты не выпускали художников-ювелиров, поэтому в мастерских работали художественные конструкторы. Именно они делали копии старинных изделий.
По мере того, как государство обретало экономическую стабильность, ювелирное искусство все больше оживало. Костромская ювелирная артель взялась за выпуск небольшой партии позолоченных изделий. После этого в Москве, Свердловске, Ленинграде и других городах стали открываться маленькие ювелирные мастерские. А в 1936 году на базе Мосторга было организовано 20 контор Главювелирторг, которые работали в крупных городах. К этому времени ювелирная мода активно используется как средства пропаганды успехов Советского Союза и поддержки национальных традиций через создание украшений с использованием национальных мотивов.
Расцвет советского ювелирного искусства
После Второй мировой войны ювелирное дело в СССР получило новое развитие, спрос на украшения возрастает. В конце 1940-х годов популярными становятся украшения с национальными и народными мотивами. А в Москве, Лейпциге и Брюсселе проходят крупные выставки, посвященные народным промыслам.
В 1950-е годы ювелиры начинают делать авторские украшения с целью самовыражения. В основном это было направлено на отработку навыков и изучение новых приемов обработки. И, конечно, такие творческие изделия были только в единичном экземпляре и нашли свое место в музеях и галереях.
В 1960-е годы начинается массовое производство доступных ювелирных украшений. Это были, например, недорогие серьги, кольца и броши, которые были доступны широкому кругу покупателей. Эта тенденция приводит к тому, что массовые ювелирные украшения теряют свою художественную ценность, а авторские произведения из недрагоценных материалов наоборот становятся популярными среди интеллигенции.
1980-е годы ознаменовались появлением ювелирной пластики. Мастера овладели техникой создания мини-скульптур из золота, которые потом помещались на украшения. Это вдохнуло в ювелирную моду новую жизнь. Дизайн стал более смелым, раскованным. Ювелиры с помощью художественного исполнения стремились показать всю красоту металла и блеск камня. Пусть предприятия до сих пор работали по стандартам и выпускали определенный перечень украшений, но в крупных городах стали открываться центры авторского искусства.
Особенности дизайна
Золотые и серебряные украшения советских времен отличались надежностью и передавались по наследству. Однако ассортимент был ограничен и стандартизирован. Популярными элементами украшений были геометрические формы и символика, связанная с достижениями в космонавтике и промышленности. Наряду с этим, в дизайне присутствовали и традиционные мотивы, включая использование образов славянской мифологии и национальных узоров.
В моде были тонкие цепочки, броши с природными мотивами, кулоны и крупные обручальные кольца. Из дизайнов серег особой любовью советских женщин пользовались «Лапти», «Самоварчики», «Сударушки», «Калачи», «Малинки» и «Тюльпаны».
Ювелирные изделия СССР отражают не только модные тенденции того времени, но и изменения в обществе, экономике и политике страны. Это не просто украшения, это часть истории и культуры огромной страны, которая до сих пор находит свое отражение в современном дизайне. Переходите на сайт ювелирных украшений Uvilers и найдите сходства и отличия современных и советских драгоценностей.