Основания для наказаний и контрольные органы
Контроль за деятельностью заказчика осуществляется на всех этапах проведения закупки:
- формирование плана-графика;
- определение способа торгов;
- расчет НМЦК (начальной максимальной цены контракта);
- общественное обсуждение при его обязательности в законодательстве;
- публикация протоколов;
- выбор поставщика;
- различные действия с контрактами;
- возврат обеспечения;
- отправка сведений в реестры контрактов и РНП.
За невыполнение предписаний контролеров или отказ в предоставлении им требуемой информации/документов, получить которую они имеют право, также предусмотрена ответственность по 44-ФЗ. Контрольными органами являются Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство, прокуратура, Контрольно-счетная палата.
Провести закупки по 44-ФЗ без нарушений и штрафов поможет Путеводитель от «КонсультантПлюс». Вы можете ознакомиться с ним, получив пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» бесплатно.
Штрафы по 44-ФЗ
Ниже приведены штрафы для специалистов контрактной службы, контрактных управляющих, иных должностных лиц, в отдельных случаях — для организаций, что отдельно оговаривается.
№
Нарушение
Ответственность заказчика по 44-ФЗ, тыс. руб.
Основание из КоАП РФ
ч.
ст.
1
Неверный способ выбора контрагента
50
2
7.29
2
Решение о закрытом конкурсе и аукционе, если это не предусмотрено законом
50
2.1
3
Незаконное решение о способе выбора контрагента, за исключением случаев, указанных в п. 1 и 2; ч. 4 ст. 7.29 КоАП РФ (закупка по гособоронзаказу)
50
1
4
Нарушен порядок и период подачи в контрольный орган необходимых сведений с целью согласования закрытых конкурентных закупок, заключения контракта с единственным контрагентом
50
2.1
5
Внесение в план-график продукции, не соответствующей целям проведения закупок или требованиям к ней, включая нормативные затраты; завышение НМЦК
20-50
1
7.29.3
6
Отклонение от порядка/формы обоснования НМЦК и продукции (кроме ТЗ)
10
2
7
Не соблюдены сроки и порядок проведения общественного обсуждения (при его обязательности)
30
3
8
Не соблюден период утверждения плана-графика или срока его размещения в интернете
5-30
4
9
Несоблюдение одного рабочего дня нормативных периодов размещения в ЕИС сведений при проведении запроса котировок/предложений, закупки у единственного контрагента
3, для юрлиц — 10
1.2
7.30
10
П. 9, с превышением указанного срока
15, для юрлиц — 50
1.3
11
П. 9, не более чем на 2 рабочих дня при проведении конкурса и аукциона
5, для юрлиц — 15
1
12
П. 11, с превышением указанного срока
30, для юрлиц — 100
1.1
13
Размещение на официальном сайте извещения о закупке, которая контрольным органом была признана необоснованной и неустранении нарушений из предписания
30
1.7
14
Сведения и документы размещены с нарушением закона (кроме приведенных выше случаев)
15, для юрлица — 50
1.4
15
Если извещение размещено ранее 10 дней с даты утверждения изменений в план-график по позиции закупки
30
1.5
16
Извещение о закупке отсутствует в плане-графике, но размещено в ЕИС (официальном сайте)
30
1.6
17
Неразмещение в ЕИС требующихся сведений
50, 500 — для юрлица
3
18
Не соблюдены требования по форме протокола и содержанию при определении контрагента
10
2.1
19
Просрочка сроков подписания протоколов до двух рабочих дней при конкурентных закупках
3
13
20
П. 19, но более указанного срока
30
14
21
Включение в ТЗ требований и указаний к продукции или информации, если они влекут ограничение конкуренции, кроме случаев, предусмотренных законом. Включение в один лот продукции с отсутствием технологической и функциональной взаимосвязи
1% НМЦК, в пределах от 10 до 50
4.1
22
По порядку предоставления документации в конкурсе/аукционе, разъяснений заказчика на поступившие запросы, приему заявок на участие в определении контрагента, предложений участников. Отправка оператору ЭТП необходимых сведений в нарушение закона
15 для юрлица — 50
1.4
23
Отклонение или отказ от участия в конкурсе, аукционе, признание заявки не соответствующей требованиям документации по этим двум формам торгов, отстранение участника по основаниям, не прописанным в 44-ФЗ и наоборот (допуск по таким же основаниям).
Несоблюдение порядка вскрытия конвертов, содержащих заявки на конкурс, закрытый аукцион, открытие доступа к электронным заявкам в таких торгах, неправильный порядок рассмотрения и оценки заявок, предложений участников по отношению к таковому, прописанному в документации о конкурсе
1% НМЦК, от 5 до 30
2
24
Прописанный в документации порядок рассмотрения, оценки заявок, поступивших от участников, в определении контрагента, их предложений, требований к ним, к размеру обеспечения заявок и исполнения контракта не соответствуют законодательным требованиям; заказчик требует предоставить сведения, отсутствующие в законе
1% НМЦК, ЦК с едпоставщиком, от 5 до 30
4
25
Утверждение документации и извещений о конкурентных процедурах с нарушением законодательных требований, кроме случаев в ч. 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ
3
4.2
26
Аналогично п. 23 по отношению к запросу котировок/предложений
5% НМЦК, до 30
6
27
Аналогично п. 23 по отношению к запросу котировок/предложений
50
7
28
Уменьшение сроков подачи заявок на участие в определении контрагента, если это не оговорено специально в законе.
Несоблюдение порядка и времени отмены определения поставщика
30
8
29
Закупки у привилегированных групп, не достигшие требуемого по закону лимита
50
11
30
Включение подложных сведений в РНП
50
1
7.31
31
Непредоставление в контрольный орган сведений для включения контрагента в РНП.
Непредставление, нарушение сроков представления в органы исполнительной власти, местного самоуправления, ведущие реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащих сведения, составляющие гостайну, необходимой электронной информации, подлежащей включению в подобные реестры.
Представление подложной информации в составе документов или отдельно, в указанные выше реестры
20
2
32
Нарушение порядка и (или) периода возврата таких денежных средств не более чем на 3 рабочих дня (аналогично при определении контрагента)
5, для юрлица — 30
1
7.31.1
33
П. 32, с превышением указанного срока
15, для юрлица — 90
2
34
Заключение контракта с нарушением предусмотренных условий определения поставщика или исполнения контракта, предложенных победителем
1% НМЦК, от 5 до 30 1% НМЦК, от 50 до 300 для юрлиц
1
7.32
35
Заключение контракта с поставщиком, который был определен неправильно, если такое нарушение привело к непредусмотренному расходованию бюджетных средств или сокращению объема продукции
2-кратный размер непредусмотренных бюджетных средств или цен продукции, объем которой уменьшен; применяется для должностных и юрлиц
2
36
Нарушен минимальный 10-дневный или максимальный 20-дневный срок заключения контракта. Либо допущено уклонение от его заключения
50
3
37
Не предусмотренное законом изменение условий контракта, кроме таковых по гособоронзаказу (ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ)
20 для юрлица — 200
4
38
Действия по ч. 4 и 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ, из-за чего наблюдается перерасход бюджетных средств или сокращение объема поставляемой продукции
Аналогично п. 35
5
39
Несоблюдение от исполнения контракта порядка его расторжения при одностороннем отказе
50 для юрлица — 200
6
40
Отсутствие исполнения контрактных обязательств вследствие причинения значительного вреда общественным и государственным интересам (если за это не предусмотрено уголовной ответственности по 44-ФЗ).
5-15% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, от 30, от 300 для юрлиц, возможно более суровое наказание
7
41
Отступление от требований законодательных актов о проведении экспертизы продукции либо отдельных этапов исполнения контракта, в случае обязанности заказчика по осуществлению подобной экспертизы
20
8
42
Отсутствие документов о приемке продукции или отдельных этапов ее поставки либо отсутствие доказательств направления мотивированного отказа от подписания этих документов
20
9
43
Приемка продукции в целом или поэтапная, если она не соответствует условиям контракта, при неустранении выявленного несоответствия контрагентом, приведшего к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению числа поставляемой продукции для обеспечения нужд государства или муниципалитета
20, для юрлица — 500
10
44
Нарушение периода и порядка оплаты продукции для нужд государства или муниципалитета, включая отсутствие внесения аванса, предусмотренного соответствующим контрактом
30-50
1
7.32.5
45
Разглашение сведений до подведения результатов электронного аукциона об его участнике
50, для юрлица — 250
6
7.31.1
46
Непредставление сведений, в случае обязательности их представления по закону или представление заведомо недостоверных сведений
15, для юрлица — 100
1
19.7.2
47
Невыполнение в нормативный срок соответствующего закону предписания, требования контрольного органа
50, для юрлица — 500
7
19.5
48
П. 47, но по отношению к предписанию от органа финконтроля на уровне государства или муниципалитета
Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ — от 20 до 50 или более суровое наказание
20
19.5
За нарушение условий постановлением Правительства № 1042 установлены штрафы по 44-ФЗ для обеих сторон, указанных в контракте.
Итоги
Таким образом, существует большое количество причин применения административной ответственности по 44-ФЗ. К ним относятся нарушения, допущенные на любой стадии проведения закупки: от внесения позиции в план-график и расчет НМЦК до заключения контракта, его исполнения и расторжения. Они наглядно представлены в таблице штрафов по 44-ФЗ, в которой продемонстрирована ответственность и основания для ее применения.