1,4K подписчиков

Fashion-фотографию «повысили» до музейного искусства: выставка «Хорошее воспитание» открылась в Образовательном центре ММОМА

Выйти из сеней в гостиную эта «падчерица» смогла благодаря новой партнёрской программе Московского музея современного искусства (ММОМА) и Фонда Still Art. Ну и, конечно, благодаря мастерству самих fashion-фотографов, создавших такие произведения, которые, даже если и не дотягивают пока до настоящего фотоискусства, то и обычной модной фотографией уже не являются.

Задача последней — сугубо утилитарна: заставить зрителя купить изображённую на снимке вещь. Искусство же — нечто в высшей степени ВНЕ утилитарное. Нечто, выходящее ЗА пределы полезного. Нечто, рождающее смыслы и свойственное поэтому исключительно человеку (возможно, именно способность создавать и воспринимать произведения искусства и отличает представителей Homo sapiens от любых других животных, населяющих Землю).

Fashion-фотография, по меткому выражению куратора выставки Алексея Масляева, является для нас пока своеобразной «серой зоной».

Куратор выставки Алексей Масляев
Куратор выставки Алексей Масляев

«С одной стороны все мы понимаем важность или заметность, существенность присутствия моды и модной фотографии в нашей повседневной жизни. С другой, ввиду может быть характера нашего отношения к модной индустрии и тем параметрам, характеристикам, которые эту индустрию определяют, мы как будто бы считаем подобные феномены и fashion-фотографии, в частности, чем-то быстротечным, второстепенным, может быть не таким значимым, как какие-то большие, великие произведения человеческого гения. Мне кажется, это не что иное, как когнитивные искажения», — пояснил Алексей Масляев в ходе пресс-показа проекта.

Преодолеть эти искажения и призвана выставка «Хорошее воспитание».

В экспозиции представлены работы шести молодых российских авторов — Булата Арсланова, Дмитрия Булина, Алексея Дунаева, Николая Ефимцева, Сергея Клычихина и Егора Шабанова. Все они — лауреаты специального гранта, учреждённого Фондом Still Art три года назад.

Каждое из произведений, выставленных на двух этажах Образовательного центра ММОМА, является не только инструментом для демонстрации вещей или моделей, но и ответом фотографического жанра на тенденции современного искусства. В каждом присутствует не только коммерческая составляющая, но и символическое или мифологическое наполнение.

Самых же авторов можно смело назвать медиумами — посредниками между пространством глянца и вселенной духа.

Мастер мужского портрета Булат Арсланов, например, предстаёт в «Хорошем воспитании», как человек, интересующийся социально значимыми идеями. Дмитрий Булин «замахивается» на, ни много ни мало, иконописные традиции. Алексей Дунаев погружает зрителя в психоделику, Сергей Клычихин — в сюрреализм. А Николай Ефимцев и Егор Шабанов пытаются осмыслить и воплотить в своих работах внеземное женское начало.

Данный проект стал первым событием в рамках новой партнёрской программы музея и фонда. Смотрите также короткий видеоролик, снятый в ходе вернисажа.

Выставка продлится до 18 августа 2024 года. А впоследствии в рамках программы планируется проведение биеннале с показом произведений авторов, работающих в жанре fashion-фотографии. Анонсированы также партнёрская резиденция для молодых фотографов и региональная выставочная программа.

Долгосрочное партнёрство двух институций направлено на поддержку современного искусства и, в частности, российской fashion-фотографии.

Вероника Маанди

Фото автора

P. S. Если вам интересно, какие же произведения фотографического жанра лично я считаю уже НЕ маргинальным, а НАСТОЯЩИМ, подлинным фотоискусством, открывайте статью «На вкус и цвет, формат и байонет».