«Ad futuram memoriam»

Рассказываем о фотопортрете Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой и публикуем фрагмент воспоминаний, посвященный Илье Ефимовичу Репину, из ее «Автобиографических записок» .

«В этот день он обратился ко мне с неожиданными и удивившими меня словами. Мы все гурьбой, окончив работу, шли из мастерской к выходным дверям. Он громко окликнул меня. Все остановились, и между ним и мной образовалось пустое пространство.
— Я вот что хочу сказать, Остроумова: не бросайте живопись, я вас об этом прошу.
Я, совершенно сконфуженная, ответила, что не собиралась этого делать.
— Да, я знаю, как женщины... Выйдут замуж, муж, семья, а живопись и забыта... Я серьезно говорю: не бросайте живопись! — и махнул рукой.
Репин задумал работать вместе с нами, в нашей мастерской. Я так об этом пишу Аде Труневой: „ … Репин целую неделю работал в нашей мастерской, наравне с нами, женскую модель. Что за дивный этюд он написал. В первый же день все ученики побросали свои работы, столпились сзади... и затаив дыхание смотрели, как он работает. А Репин был такой милый и деликатный; когда он отходил от работы, чтобы посмотреть издалека (а делал он это очень часто), он не оборачивался назад, чтобы не конфузить своих зрителей. Какой это гениальный художник! Он одухотворяет в полном смысле холст, не видишь ни холста, ни красок, а только живую натуру. Мне стало ясно, как я заблуждалась все эти годы, пока я в мастерской. Первый этюд я сделала на настоящей дороге, но потом мало-помалу свихнулась и совсем запуталась. Этот этюд меня поразил как громом и, если можно так выразиться, с силой швырнул на настоящую дорогу. Какой он мастер и как глубоко понимает натуру! Он, значит, любит своих учеников, если теряет время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед.
Милый Репин! Я его то люблю, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает. В блузе, лицо совсем меняется, ничего он не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем, и вместе с тем он почему-то во мне возбуждает жалость.
Он пишет очень большими кистями, но он такой виртуоз! Кисть необыкновенно слушается его. Он ею пишет и большие массы тела, и тут же ею ставит блик в глазу или вырисовывает форму очень тонко, и она все делает, что он ни захочет. Они какие-то волшебные у него!
Окончив работу, он уходит, оставляя ее некоторое время в классе, тогда мы все толпой набрасываемся на этюд, рассматриваем его вблизи, почти нюхаем его, трогаем кисти, палитру, краски, и, я тебя уверяю, Адюня, мне кажется, что его палитра и кисти — живые существа...“».

Неизвестный фотограф
А. П. Остроумова-Лебедева
1946 
Фотография
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф А. П. Остроумова-Лебедева 1946 Фотография НИМ РАХ