Сегодня мы с вами, дорогие читатели, познакомимся еще с одним замечательным человеком - русским патриотом, мыслителем, юристом Василием Николаевичем Лешковым, который напрочь был забыт в Советском Союзе, да и в современной России о нем мало кто знает.
Василий Николаевич Лешков родился 2 августа 1810 года в старинном селе Медведово Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Клинцовский район Брянской области) в семье священнослужителя.
В церковной школе, в которой обучали крестьянских детей, Василий обучился грамоте, а в 1820 году поступил в Черниговское духовное училище.
За хороший голос Василия Лешков был принят с архиерейский певческий хор сопровождал черниговского епископа Лаврентия (Бакшевского) в его поездке в С.- Петербург.
В 1825 году Лешков был переведен в Черниговскую духовную семинарию.
В 1829 году поступил во вновь открытый столичный Главный педагогический институт, который готовил преподавателей для гимназий и высших учебных заведений.
Здесь Лешков изучал богословие, философию, историю, русское право, русскую историю, римскую словесность.
В конце 1835 года Лешков выдержал экзамен и был удостоен серебряной медали «Достойнейшим из будущих образователей юношества». По традиции тех времен, для завершения образования был направлен в Берлинский университет. С конца 1820 – х годов Берлинский университет рассматривался как хорошая школа, в том числе и для молодых российских юристов. Но в этом заключался и недостаток – многие из них пытались строить свои концепции по западным теориям.
После двух лет пребывания в Берлине, Василий Лешков занимался в Лейпцигском, Пражском и Венском университетах, где совершенствовал знание иностранных языков, а знал он их немало: греческий, латинский, немецкий, французский, немецкий. Великолепно знал он русский, церковнославянский и древнерусский языки. Зная языки, он до конца жизни неустанно следил за всеми европейскими достижениями во всех отраслях юриспруденции и истории.
В 1838 году Василий вернулся в С.- Петербург., а в 1839 году был назначен адъюнктом юридического факультета в Московский университет.
В 1840 году Василий женился и как коллежский асессор получил право на дворянство, куда и был записан вместе с женой и тремя детьми. Позже у него родилось еще трое детей.
В 1841 году Лешков защитил диссертацию на тему «О морском торговом неутралитете» (так это слово писалось в оригинале) и получил степень доктора права. После защиты диссертации Лешков читал лекции студентам – юристам, а затем математиками и филологам, а так же экзаменовал поступающих на юридический факультет по латинскому языку, всеобщей и русской истории.
В тоже время Лешков начитает разрабатывать оригинальный курс о законах благосостояния и благочиния, называемый им курсом общественного права.
Главная идея «общественного права» - показать народ в качестве основного субъекта этого права. Взгляды Лешкова становятся созвучными тем, которые было принято считать славянофильскими. Об этом свидетельствует его речь «О древней русской дипломатии», произнесенная в торжественном собрании Московского университета 17 июня 1847 года.
Ученый правовед подчеркивал: «…не с Петра Великого начинается сила русской политики, и не он первый сообщил ей такое направление. Сила политики и направление созданы прежним ходом русской истории, свойством русского народа и государства и всем предшествовавшим развитием русской дипломатии».
И впоследствии Лешков не упускал случая, чтобы подчеркнуть, что сила русской дипломатии – «в удержании отечественных исторических начал».
Его речь возбудила много толков в обществе и в печати, и в основном, эти отзывы были положительными. Но были и противники – профессор Московского университета Давыдов, который обвинил Лешкова, что он хотел угодить славянофилам. Естественно, никому Лешков угождать не собирался.
Особое внимание Лешков уделял юридической стороне жизни народа. При этом он никогда не противопоставлял народ и государство.
В журнале «Москвитянин» Лешков выступает призывает: «Пора нам освобождаться от иноземных воззрений, пора нам самим разрабатывать и познавать свое настоящее и прошедшее».
В газете «Молва», основанной К. С. Аксаковым, Лешков выступал горячим защитником Древней Руси: «…неосновательны возгласы, раздающиеся там и сям в современной литературе о том, что в древней России не существовало личности, что закон и администрация старины были чистым произволом, что там не знали ни права, ни правил». В 1858 году Лешков обобщает свои исследования и издает самый главный свой труд «Русский народ и государство».
Этот труд получил высокую оценку у славянофилов. Председатель общества любителей российской словесности А. С. Хомяков заявил, что «ученый профессор Московского университета г. Лешков заслужил «своим прекрасным трудом одинаковую благодарность юристов и историков».
В этой книге Лешков высказывает свое ранее сформулированное утверждение: «… каждый народ находится под влиянием своей особой идеи».
Исходный пункт русской истории В.Н. Лешков видит в общинном быте допетровской эпохи». Именно община послужила основой и почвой для государства. Христианство вносит в нее новое начало – милосердие как обязанность и долг каждого человека.
В.Н. Лешков определяет взаимоотношение общества и государства. Оно состоит из трех элементов: «земли, народа и верховной власти».
Перебрав все различные общественные учения, Лешков пришел выводу, что в основе Русского государства на следующие тысячелетия должна лежать не сословность с ее исключительностью, а земщина с ее общностью». Одним из главных принципов русской общины является единство, но, не смотря на этот факт, община не однородна. Общины двигаются по направлению к образованию «в единстве» Русского народа, который определялся как земство. В понимании В. Н. Лешкова земство и есть народ. Народ выступает как юридическое лицо, а земские учреждения – его органы.
Именно идеи Лешкова о начальной независимости земских институтов от государства принято считать началом (зарождением) общественной теории местного самоуправления на русской земле, как продолжения теории свободной общин.
В работах ученого поднимается вопрос соотношения общества и государства. Василий Николаевич был сторонником того, что общество первично, а государство – вторично, считая, что именно народ является движущей силой изменений, которые происходили в государстве. Народом было принято земское устройство (вече и соборы), кроме того, он призвал князей не царство. С помощью народа образовано государство, а также, принято христианство вместо существовавшего язычества.
По инициативе Лешкова в 1865 году создается Московское юридическое общество, председателем которого он был в течение 16 лет.
Когда при Императоре Александре II были проведены судебная и земская реформы, В.Н. Лешков явился их горячим проводником в обществе.
По его инициативе В Московском университете был созван первый съезд русских юристов.
Кроме того, Лешков был известным деятелем земского движения, хотя эта сфера его деятельности является наименее известной.
В.Н. Лешков скончался 21 января 1881 года в Москве. Отпевали его в университетской церкви, где присутствовали студенты, преподаватели, представители общественности.
Советские юристы и истории видели в Лешкове чужака. Уже в 20-е годы они не встречали его имени. Это и неудивительно, ведь ни в одном издании Большой Советской Энциклопедии не было о нем ни одной строчки.
Такие ученые – западники, как С.М. Соловьев и Б.Н. Чичерин не воспринимали славянофильские идеи Лешкова, критиковали его взгляды. И только в 1987 году прорезалось другое мнение: «…концепция «общественного права» В.Н. Лешкова в идейно – политическом опережала свое время», «в научно – историческом плане. Концепции историков и историков права славянофильского толка были намного ближе к реальной действительности, чем концепции западников».[1]
В.Н. Лешков был первым ученым, который отставал точку зрения общественной теории самоуправления. Он был одним из немногих профессоров, который на всю жизнь пронес свои славянофильские убеждения.
Удивительно, как такой высокообразованный, высокоинтеллектуальный человек, профессионал и его труды долгое время не были востребованы в России.
Очевидно, что Лешков – выдающаяся личность, ученый, внесший весомый вклад в науку в сферу общественного права, полицейского права. До настоящего времени научные труды Василия Николаевича не подвергались системному анализу и комплексному изучению, в то время как предложенные теории, концепции не исчерпали своей актуальности и в настоящее время.
[1] Емельянова И.А. «Общественное право» В.Н. Лешкова//Правоведение, 1987.№6