Живопись иглой. Памятники лицевого шитья

Шитые произведения, в отличие от икон, никогда не создавались массово, во множестве. Каждое из них - особый заказ, связанный с личными, семейными обстоятельствами (молением о даровании чада или спасении души) и предназначенный для определенного храма, вклада в монастырь. Произведения русского церковного шитья веков относительно малочисленны и ввиду особенностей техники изготовления и материалов. Из-за использования в богослужебном обиходе, воздействия условий, влаги, они быстро становились ветхими и разрушались, и поэтому такие экспонаты в музейных собраниях требуют длительной реставрации, особых условий хранения и редко демонстрируются.

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. Покровец. Последняя четверть XVII века. Москва, мастерская Ивана Гурьева (?). Атлас, золотный галун, золотная бахрома, шелковые, золотные и серебряные нити, шитье. 50 × 53 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. Покровец. Последняя четверть XVII века. Москва, мастерская Ивана Гурьева (?). Атлас, золотный галун, золотная бахрома, шелковые, золотные и серебряные нити, шитье. 50 × 53 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

В Средние века лицевое шитье было коллективным творчеством, которым, как считается, занимались исключительно женщины. Однако, не обходилось без участия мужчин - травщиков, словописцев. Подготовительный рисунок делал мастер-знаменщик, нередко это был опытнейший рисовальщик, художник, как, например, царский мастер Симон Ушаков. Работа знаменщиков, выполнявших рисунки по бумаге или ткани, отмечалась в документах. Так, о труде Симона Ушакова говорится: «А знаменил под шитьё покров Алексея митрополита, да на куколи деисус, да поверх деисуса Херувимы, да пелену Рождества Пречистыя Богородицы с действы, по камке под шитье ж, да цветил с тое пелены красками лист, да воздух по камке знаменил». Принадлежность знаменщика к тому или иному художественному направлению в большинстве случаев определяла основные стилистические особенности произведения. От мастериц-вышивальщиц в значительной мере зависело декоративно-колористическое решение и эмоциональный строй произведения.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Пелена. Середина – вторая половина XVI века. Москва (?). Шелковая ткань, холст, золотные, серебряные и шелковые нити, шитье. 34,5 × 36 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Пелена. Середина – вторая половина XVI века. Москва (?). Шелковая ткань, холст, золотные, серебряные и шелковые нити, шитье. 34,5 × 36 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Ткани - шелк, камка, парча, нити, которые использовались в работе, были привозными и чрезвычайно дорогими. Их подносили государю в качестве даров, например, от послов иностранных государств, а также закупали. Труд вышивальщиц был кропотливым, - на создание одного произведения могло уходить более года. Все это делало создававшиеся в мастерских художественного шитья произведения элитарными. Во главе каждой такой мастерской ("светлицы"), которые имелись при дворе, а также в княжеских, боярских домах стояла сама хозяйка, которая непосредственно принимала участие в работе, определяла сюжет и образец для шитья, подбирала материалы. "Штат" мастерской зависел от положения главы дома и мог насчитывать до 100 человек. В светлицах царицы вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями.

СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ. Пелена. 1660-е годы. Москва, мастерская Ильи Даниловича Милославского (?). Атлас, тафта, холст, шелковые, золотные и серебряные нити, шитье
67 × 65 см. Собрание ЦАК МДА
СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ. Пелена. 1660-е годы. Москва, мастерская Ильи Даниловича Милославского (?). Атлас, тафта, холст, шелковые, золотные и серебряные нити, шитье 67 × 65 см. Собрание ЦАК МДА

Почему же этот вид декоративно-прикладного искусства называют живописью иглой или живописью нитью? Изображение в лицевом шитье создается нитью на ткани, служащей фоном. Ткани, как правило, драгоценные, уже имеют цвет, фактуру, узор. Единственным инструментом для создания образов служила игла, а роль красок выполняли шелковые (реже шерстяные и льняные), серебряные и золотные (то есть позолоченные) нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными (в виде тончайшей проволочки) и прядеными (обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы). В отличие от красок, их изобразительные возможности ограничены, однако мастерицы использовали разную технику шитья, добиваясь игры света на шелковых нитях. Наиболее распространенными в шитье ликов и открытых участков тела, были два типа шва – «атласный», с плотными стежками друг к другу, и «в раскол», когда последующий стежок проходит через предыдущий, как бы раскалывает его. Была также и смешанная техника. Под металлическую нить часто настилали льняную для повышения уровня и придания некоторой толщины доличному (шитье «по настилу»).

СЕ АГНЕЦ. Покровец. Третья четверть XVII века. Шелковая ткань, холст, шелковые, золотные
и серебряные нити, шитье. 44 × 40 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СЕ АГНЕЦ. Покровец. Третья четверть XVII века. Шелковая ткань, холст, шелковые, золотные и серебряные нити, шитье. 44 × 40 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

О схожести искусства лицевого шитья и живописи писал сопровождавший в путешествии в Россию в середине XVII века Антиохийского патриарха Макария Павел Алеппский:

"Мы больше всего дивились на пелены икон; нам казалось, что сверху до низу все икона, что изображение на доске и шитье на материи – одно и то же".

Редкие шитые памятники XV–XX веков из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций представлены на выставке «Живопись нитью» с 20 июня по 8 сентября 2024 года в Музее имени Андрея Рублева.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!