199,9K подписчиков

Почему психологи видят в этих советских мелодрамах примеры нездоровых отношений?

405 прочитали

Советская классика способна очаровывать даже самых искушённых современных зрителей. Что не удивительно, она объединяет в себе жизненные истории, обаятельный юмор, талантливую игру актёров. Однако сейчас многие общественные нормы прошлого изменились. Модели отношений, которые раньше считались нормальными, в XXI веке могут показаться токсичными и нездоровыми. В этой статье разберём три полюбившихся сценария советских шедевров, которые критикуют психологи.

Советская классика способна очаровывать даже самых искушённых современных зрителей. Что не удивительно, она объединяет в себе жизненные истории, обаятельный юмор, талантливую игру актёров.

«Афоня» Георгия Данелии

Главный герой этой трагикомедии Афанасий Борщов – безответственный человек, который любит выпить и славится недостойным поведением. Но это не настораживает влюблённую в него молоденькую медсестру Катю Снегирёву. Девушка готова терпеть его безразличие, вытаскивать любимого из передряг и мокнуть ради него под дождём. Афоня же равнодушен к Кате, он держит её рядом, но флиртует с другими женщинами. И хотя в финале он решает кардинально изменить свою жизнь и обрести с Катей счастье, остаётся неизвестным, что ждёт эту пару за кадром.

По мнению психологов, такие истории красиво заканчиваются только в кино. В реальности всё гораздо сложнее. Многие люди, жертвуя своими интересами, пытаются вытащить любимых из зависимостей, наставить на путь истинный, но этот способ работает довольно редко. Они верят, что непутёвого человека можно исправить любовью, и попадаю в ловушку синдрома спасателя. Это приводит к зависимым отношениям, в которых один партнёр всегда будет скидывать ответственность за свою жизнь на другого человека.

Советская классика способна очаровывать даже самых искушённых современных зрителей. Что не удивительно, она объединяет в себе жизненные истории, обаятельный юмор, талантливую игру актёров.-2

«Влюблён по собственному желанию» Сергея Микаэляна

Троп «от ненависти до любви» был популярен во все времена, советская эпоха – не исключение. Мотивом романтической комедии Микаэляна является посыл «стерпится – слюбится». Главные герои – бывший спортсмен и выпивоха Игорь Брагин и невзрачная библиотекарша Вера Силкова – заключают соглашение, по которому они должны влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга. Кажется, что сценарий безобиден, но дьявол кроется в деталях. Брагин требует от Веры «стать посимпатичнее» и беззастенчиво называет её каракатицей. Но стоит девушке подкрасить ресницы и сделать причёску, как он тут же прозревает. Большую часть фильма герои терпеть не могут друг друга, но к финалу они понимают, что влюблены.

Конечно, в жизни всякое бывает. Наши первые впечатления могут оказаться ложными. Но, по мнению специалистов, здоровые отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Если они зиждутся на эмоциональных качелях, оскорблениях и давлении, они обречены в дальнейшем на провал. Так как без осознания проблемы и помощи психолога человеку очень сложно изменить свои привычные паттерны поведения. Стоит осторожнее относиться и к популярному убеждению, что, если дурнушка превратится в красавицу, принц обязательно её полюбит. Перемены часто приводят нас к лучшему, но они будут по-настоящему ценными, если человек сам придёт к ним. Если же партнёр всё время пытается перекроить другого под себя, это закончится полным обезличиванием и обесцениванием.

Советская классика способна очаровывать даже самых искушённых современных зрителей. Что не удивительно, она объединяет в себе жизненные истории, обаятельный юмор, талантливую игру актёров.-3

«Девчата» Юрия Чулюкина

Ещё одна история про ненависть, переросшую в любовь. Пример отношений сердцееда, передовика производства Ильи Ковригина и дерзкой девочки-сироты, повара Тоси Кислицыной показывает, что лучший способ покорить сердце дамы – вести себя как самоуверенный грубиян. Мол, чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Ковригин не только затевает игру с чувствами Тоси, когда спорит с приятелем на шапку, что влюбит её в себя. Он ещё и рушит её авторитет как профессионала, дескать, она приготовила невкусный суп. Он всё время поддевает её издёвками, но она всё равно влюбляется в него. В жизни такие отношения могут лишь вывести человека из равновесия, навязать ему комплексы и неуверенность в себе.

По-другому теперь воспринимается и образ искушённой кокетки Анфисы. Она соглашается на совместное времяпрепровождение без обязательств, за что получает порицание. Ковригин находит свой идеал в Тосе, Анфиса же понимает, что живёт неправильно и перевоспитывается. Сейчас многие психологи видят в её поведении душевные раны родом из детства. Вероятнее всего, Анфиса недолюбленный ребёнок, который пытается компенсировать недостаток тепла и утвердиться в своей нужности. Любопытно, что даже в литературном первоисточнике Бориса Бедного трагическая судьба этой героини выходила на первые план. Что же до наших дней, то сейчас судить женщину по количеству партнёров не принято. Это считается предрассудком. Сексуальность стала личным делом человека, независимо от его пола.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

Советская классика способна очаровывать даже самых искушённых современных зрителей. Что не удивительно, она объединяет в себе жизненные истории, обаятельный юмор, талантливую игру актёров.-4