Обрезание - процедура по удалению крайней плоти. Обычай удалять крайнюю плоть предписан в Ветхом Завете. Среди верующих обрезание делают иудеи и мусульмане. Христиане отказались от данной практики в угоду язычникам. Но как так получилось, что Бог стал ненавидеть крайнюю плоть? Почему именно ее?
Предписание об обрезании написано в Книге Бытия, когда Бог установил завет с патриархом Авраамом:
Каждому должно быть сделано обрезание крайней плоти, и это будет знаком завета между Мной и вами. (Бытие 17:11)
Стих дает понять, что обрезание - это завет между Богом и потомками Авраама. Однако в Библии ничего не сказано о символическом значении самой крайней плоти. Почему именно ее нужно обрезать, чтобы был завет?
Над этим вопросом размышляли древние и средневековые раввины. Один из популярных ответов сводился к мысли, что крайняя плоть - это признак неполноценности человеческой природы, дефект, от которого нужно избавиться.
Перед тем, как заключить завет с Авраамом, Бог обязует его ходить перед ним непорочным:
Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: Я - Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен. (Бытие 17:1)
Это может говорить о том, что наличие у мужчины крайней плоти является чем-то порочным. Следовательно, крайняя плоть - это дефект, от которой нужно избавиться, чтобы обрести богоугодную целостность. Так рассуждал раввин Хошайя:
Один философ однажды спросил рабби Хошайю: "Если обрезание так дорого Ему [Богу], почему оно не было дано Адаму, первому человеку?" Он спросил его: "Почему этот человек [философ] сбривает краешек [волос на голове], но оставляет кончик бороды?" Он ответил: "Это потому, что они [волосы на голове] росли вместе с ним в период его безрассудства"... Объяснение заключается в том, что все, что было создано в течение шести дней Творения, требует определенных действий [для приведения его в совершенное состояние], например, горчица нуждается в подслащивании, люпин - в подслащивании, пшеница - в измельчении. И даже человек нуждается в совершенствовании." (Брейшит Рабба 11:6)
Здесь обрезание сопоставляется с горчичным зерном и люпином, которые сами по себе самодостаточны, но нуждаются в совершенствовании.
Раввин Юдан сопоставляет крайнюю плоть с инжирной плодоножкой, которая нуждается в удалении:
Рабби Юдан сказал: "Точно так же, как у инжира нет ничего, кроме плодоножки, которую следует удалить, чтобы достичь совершенства, так и Святой, да будет благословен Он, сказал Аврааму: "У тебя [на теле] нет ничего, кроме крайней плоти, удалите ее, и несовершенство исчезнет": "Ходи передо Мной и будь непорочен". (Брейшит Рабба 46:1)
Также в Брейшит Рабба приводится аналогия с отросшим ногтем на мизинце, который нужно удалить, чтобы устранить дефект.
Примеры из Библии
Помимо комментариев раввинов в самом библейском тексте можно увидеть примеры неодобрительного отношения к крайней плоти, которая понимается как дефект:
...если их необрезанные сердца смирятся и они заплатят за свой грех... (Левит 26:41)
Обрежьте крайнюю плоть вашего сердца и больше не упрямьтесь. (Второзаконие 10:16)
Здесь крайняя плоть применима в отношении сердца, что говорит о пагубной природе плоти, которую необходимо обрезать, чтобы сердце стало "чистым".
Обрезанные по рождению
Не все древние и средневековые раввины соглашались с интерпретацией, что пророки и праотцы, такие как Адам и Иов, были "обезображены" крайней плотью до заключения завета с Богом. Поэтому автор талмудического трактата "Авот рабби Натана" пишет, что праведники рождались уже обрезанными:
Что за ограду возвел Иов вокруг своих слов? Сказано (Иов 1:5): “Человек чистый и праведный, боящийся Бога и удаляющийся от зла”. Это учит нас тому, что Иов дистанцировался от всего, что могло бы привести его ко греху, от любого уродства и от всего, что хотя бы отдаленно напоминало уродство. Если это так, то почему мы должны также помнить, что он был “чистым и праведным человеком”? Это нужно для того, чтобы научить нас, что Иов родился уже обрезанным. Адам также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 1:24): “И сотворил Бог человека по образу Своему”. Сиф также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 5:2): “У него был ребенок по подобию своему”. Ной также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 6:9), “человеком праведным и чистым в своем поколении”.
Также рожденными обрезанными были Сим, сын Ноя, Иаков, Иосиф, Моисей и Давид.
Откуда мы знаем, что Бог ненавидит крайнюю плоть?
Божья ненависть к крайней плоти настолько предельна, что он был готов убить Моисея, потому что тот не обрезал своего сына:
В пути, на ночлеге, Господь встретил Моисея и собирался убить его. Но Циппора (Сепфора) взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея. (Исход 4:24-25)
Существуют разные интерпретации этого отрывка, но очевидно, что Бог испытывает неприязнь к крайней плоти, поэтому требует обрезать ее.
Самое интересное, что в апокрифической Книге Юбилеев, которая не входит в канон Ветхого Завета, но датируется 2 веком до н.э., обрезанное состояние соответствует ангельской природе:
И каждый рожденный, крайняя плоть которого не обрезана до восьмого дня, не принадлежит к сынам завета, который Господь заключил с Авраамом, но к сынам погибели, и вот он не имеет знака на себе, что он Господень; он предназначен к погибели, и уничтожению и истреблению от земли, ибо он нарушил завет Господа нашего Бога. Ибо Он освятил Израиля, чтобы он был со всеми Его ангелами лица, и со всеми ангелами прославления, и со святыми Его ангелами. И ты повели также сынам Израиля, чтобы они хранили знак сего завета в своих родах, как вечное установление, чтобы не быть им истребленными от земли. (Книга Юбилеев, глава 15)
Таким образом, обрезание с точки зрения древнееврейской теологии является усовершенствованием тела человека. Во-первых, обрезание свидетельствует о соучастном творении Бога и человека. Во-вторых, крайняя плоть рассматривается как дефект, от которого избавлены самые прославленные, в том числе ангелы.
Существуют историко-критические интерпретации крайней плоти, но здесь рассматривалась теологическая точка зрения раввинов, которые пытались понять позицию своего бога в отношении обряда обрезания.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.