Почему Бог ненавидит крайнюю плоть

46K прочитали

Обрезание - процедура по удалению крайней плоти. Обычай удалять крайнюю плоть предписан в Ветхом Завете. Среди верующих обрезание делают иудеи и мусульмане. Христиане отказались от данной практики в угоду язычникам. Но как так получилось, что Бог стал ненавидеть крайнюю плоть? Почему именно ее?

Обрезание Иисуса Христа
Обрезание Иисуса Христа

Предписание об обрезании написано в Книге Бытия, когда Бог установил завет с патриархом Авраамом:

Каждому должно быть сделано обрезание крайней плоти, и это будет знаком завета между Мной и вами. (Бытие 17:11)

Стих дает понять, что обрезание - это завет между Богом и потомками Авраама. Однако в Библии ничего не сказано о символическом значении самой крайней плоти. Почему именно ее нужно обрезать, чтобы был завет?

Над этим вопросом размышляли древние и средневековые раввины. Один из популярных ответов сводился к мысли, что крайняя плоть - это признак неполноценности человеческой природы, дефект, от которого нужно избавиться.

Перед тем, как заключить завет с Авраамом, Бог обязует его ходить перед ним непорочным:

Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: Я - Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен. (Бытие 17:1)
Авраам делает себе обрезание
Авраам делает себе обрезание

Это может говорить о том, что наличие у мужчины крайней плоти является чем-то порочным. Следовательно, крайняя плоть - это дефект, от которой нужно избавиться, чтобы обрести богоугодную целостность. Так рассуждал раввин Хошайя:

Один философ однажды спросил рабби Хошайю: "Если обрезание так дорого Ему [Богу], почему оно не было дано Адаму, первому человеку?" Он спросил его: "Почему этот человек [философ] сбривает краешек [волос на голове], но оставляет кончик бороды?" Он ответил: "Это потому, что они [волосы на голове] росли вместе с ним в период его безрассудства"... Объяснение заключается в том, что все, что было создано в течение шести дней Творения, требует определенных действий [для приведения его в совершенное состояние], например, горчица нуждается в подслащивании, люпин - в подслащивании, пшеница - в измельчении. И даже человек нуждается в совершенствовании." (Брейшит Рабба 11:6)

Здесь обрезание сопоставляется с горчичным зерном и люпином, которые сами по себе самодостаточны, но нуждаются в совершенствовании.

Раввин Юдан сопоставляет крайнюю плоть с инжирной плодоножкой, которая нуждается в удалении:

Рабби Юдан сказал: "Точно так же, как у инжира нет ничего, кроме плодоножки, которую следует удалить, чтобы достичь совершенства, так и Святой, да будет благословен Он, сказал Аврааму: "У тебя [на теле] нет ничего, кроме крайней плоти, удалите ее, и несовершенство исчезнет": "Ходи передо Мной и будь непорочен". (Брейшит Рабба 46:1)

Также в Брейшит Рабба приводится аналогия с отросшим ногтем на мизинце, который нужно удалить, чтобы устранить дефект.

Моэль держит инструмент для обрезания
Моэль держит инструмент для обрезания

Примеры из Библии

Помимо комментариев раввинов в самом библейском тексте можно увидеть примеры неодобрительного отношения к крайней плоти, которая понимается как дефект:

...если их необрезанные сердца смирятся и они заплатят за свой грех... (Левит 26:41)
Обрежьте крайнюю плоть вашего сердца и больше не упрямьтесь. (Второзаконие 10:16)

Здесь крайняя плоть применима в отношении сердца, что говорит о пагубной природе плоти, которую необходимо обрезать, чтобы сердце стало "чистым".

Обрезанные по рождению

Не все древние и средневековые раввины соглашались с интерпретацией, что пророки и праотцы, такие как Адам и Иов, были "обезображены" крайней плотью до заключения завета с Богом. Поэтому автор талмудического трактата "Авот рабби Натана" пишет, что праведники рождались уже обрезанными:

Что за ограду возвел Иов вокруг своих слов? Сказано (Иов 1:5): “Человек чистый и праведный, боящийся Бога и удаляющийся от зла”. Это учит нас тому, что Иов дистанцировался от всего, что могло бы привести его ко греху, от любого уродства и от всего, что хотя бы отдаленно напоминало уродство. Если это так, то почему мы должны также помнить, что он был “чистым и праведным человеком”? Это нужно для того, чтобы научить нас, что Иов родился уже обрезанным. Адам также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 1:24): “И сотворил Бог человека по образу Своему”. Сиф также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 5:2): “У него был ребенок по подобию своему”. Ной также появился на свет уже обрезанным, как сказано (Бытие 6:9), “человеком праведным и чистым в своем поколении”.

Также рожденными обрезанными были Сим, сын Ноя, Иаков, Иосиф, Моисей и Давид.

Откуда мы знаем, что Бог ненавидит крайнюю плоть?

Божья ненависть к крайней плоти настолько предельна, что он был готов убить Моисея, потому что тот не обрезал своего сына:

В пути, на ночлеге, Господь встретил Моисея и собирался убить его. Но Циппора (Сепфора) взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея. (Исход 4:24-25)
Сепфора быстро делает обрезание сыну, чтобы ангел не убил Моисея
Сепфора быстро делает обрезание сыну, чтобы ангел не убил Моисея

Существуют разные интерпретации этого отрывка, но очевидно, что Бог испытывает неприязнь к крайней плоти, поэтому требует обрезать ее.

Самое интересное, что в апокрифической Книге Юбилеев, которая не входит в канон Ветхого Завета, но датируется 2 веком до н.э., обрезанное состояние соответствует ангельской природе:

И каждый рожденный, крайняя плоть которого не обрезана до восьмого дня, не принадлежит к сынам завета, который Господь заключил с Авраамом, но к сынам погибели, и вот он не имеет знака на себе, что он Господень; он предназначен к погибели, и уничтожению и истреблению от земли, ибо он нарушил завет Господа нашего Бога. Ибо Он освятил Израиля, чтобы он был со всеми Его ангелами лица, и со всеми ангелами прославления, и со святыми Его ангелами. И ты повели также сынам Израиля, чтобы они хранили знак сего завета в своих родах, как вечное установление, чтобы не быть им истребленными от земли. (Книга Юбилеев, глава 15)

Таким образом, обрезание с точки зрения древнееврейской теологии является усовершенствованием тела человека. Во-первых, обрезание свидетельствует о соучастном творении Бога и человека. Во-вторых, крайняя плоть рассматривается как дефект, от которого избавлены самые прославленные, в том числе ангелы.

Существуют историко-критические интерпретации крайней плоти, но здесь рассматривалась теологическая точка зрения раввинов, которые пытались понять позицию своего бога в отношении обряда обрезания.

Источник

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.