35,6K подписчиков

"Запертый". Реальность и вымысел

Как реальность автора отражается в его книге на примере психологического триллера «Запертый» На дворе XXI век. Многие вещи, которые когда-то казались сложными, теперь делаются в пару кликов мышкой.

Как реальность автора отражается в его книге на примере психологического триллера «Запертый»

На дворе XXI век. Многие вещи, которые когда-то казались сложными, теперь делаются в пару кликов мышкой. Прогресс добрался и до литературы. В далеком прошлом книги писались от руки, редактировались также. Из-за одной ошибки приходилось переписывать целый лист. Это требовало очень много времени и еще больше терпения. Сейчас есть компьютер, набрать на котором даже самый большой текст можно за считанные дни, а исправить его - за часы. Так получается, достаточно включить Word и начать писать, чтобы стать конкурентом Достоевскому?

Увы, прогресс прогрессом, но все не так просто. Да, набрать текст труда не составляет. Но придумать для него достойную идею и грамотно ее раскрыть — другая история. И здесь снова подвох. Интернет предлагает гигабиты информации по любому вопросу. Выбери, прочитай парочку статей и пиши, не так ли?

Нет, не так. Если автор будет писать о том, о чем не знает лично, ничего путного не выйдет. Вы наверняка встречали книги, которые вызывали недоумение у вас, как у профессионала в какой-то конкретной области. А все почему? Потому что тот, кто над ними работал, профессионалом в вашей области не был. Он фантазировал, опираясь на факты. За его словами, пусть даже в теории верными, не было практики.

Хорошие, убедительные книги и настоящие, живые герои рождаются тогда, когда литератор создает их не из воздуха, а из воспоминаний. Естественно, не каждый образ автобиографический или имеет прототип. Не всякая ситуация происходила или происходит на самом деле. Но некие контуры реальности обязаны прослеживаться в литературе. Иначе никак. Да, исключения из правил бывают, но так редко, что их можно не учитывать.

В качестве примера того, как появляются на свет удачные книги с объемными сюжетами, приведем психологический триллер Ирины Ежковой «Запертый». Этот жанр один из самых сложных. От автора требуется продумать не только характеры и ситуации, но также разобрать психологию героев в рамках общества в целом и контекста произведения в частности, не забыть про саспенс и интригу. В данном случае все получилось. И вот почему.

У Ирины довольно много персонажей, но наиболее важны два. Первый — Кирилл. Это человек, страдающий агорафобией и уже несколько лет не выходивший из дома, в надежде спрятаться от мира. Но как бы он ни оберегал себя, подчиняясь страху, он все равно оказывается в ловушке. Потому что жизнь буквально врывается в его добровольную тюрьму сперва в виде любви, а затем - в форме преступления.

Человек, который никогда не испытывал страха в формате фобии или хотя бы не видел его проявлений на самом деле, не сможет описать состояние, которое было у столь сложного персонажа как Кирилл. Выходит, Ирине знакомы его чувства? До какой степени? Как сильно надо испугаться, чтобы потом написать о патологическом страхе?

«У меня, к счастью, нет каких-то серьёзных фобий, — говорит писатель. — Хотя был случай, когда я испытала паническую атаку, спускаясь в метро, а оно в Петербурге довольно глубокое на многих станциях. Это неприятное состояние мозг почему-то хорошо запомнил. И ещё несколько месяцев я выбирала только наземные маршруты, лишь бы не спускаться под землю — было страшно. Поэтому да, состояние Кирилла, когда он испытывает панические атаки, я могу достоверно описать по собственным ощущениям. В детстве я боялась темноты и часто не могла уснуть, так как воображение услужливо рисовало всяких монстров, спрятавшихся в ночи. Зато мне значительно полегчало, когда я узнала, что Рэй Брэдбери так же признавался в этих своих страхах, и придумал интересный способ справиться с ними — писать о том, чего боишься, что тебя волнует больше всего, бесстрашно выкладывая свои страхи на бумагу. И тогда воображение сразу становится твоим другом, а не врагом. Именно оно помогло мне стать сценаристом и писателем. А ещё я боюсь высоты.»

Второй важный персонаж — Максим. Он — рок-музыкант, лидер популярной группы, который думал, что преодолел все свои страхи еще в детском доме, но столкнувшись с кризисом и начав терять опору, осознал, как глубоко заблуждался. Переживания Максима на сцене и за ее пределами, жизнь в свете софитов и за кулисами прописаны очень убедительно и достаточно детализировано. А ведь большинство современников, даже внимательно следя за кумирами в социальных сетях, едва ли понимают, из чего складывается их повседневность. Познакомившись с биографией Ирины Ежковой, мы сразу понимаем, откуда берутся ее знании. Она — выпускница Консерватории, которая играет на скрипке. Ирине доводилось выходить на сцену со многими музыкантами, среди которых была группа «Сплин», поп-исполнитель Дима Билан и многие другие. А значит, убедительность в ее произведении, когда речь идет о музыкальном закулисье, взялась не из ниоткуда.

«Использовала ли я какие-то реальные моменты для создания образа Макса? Да, конечно, — признается Ирина. — Всегда приятно рассказывать о том, что хорошо знаешь. Когда мне, академическому музыканту, выпала возможность поработать с рок-исполнителями — это был для меня новый опыт, который, конечно, запомнился. И часть этого опыта я перенесла в свою книгу «Запертый».

Один из моих героев Макс — лидер известной рок-группы. И, конечно, он свободно себя чувствует на сцене и рок-фестивалях прежде всего, благодаря автору книги. Он может запросто рассказать о каких-то интересных моментах, которые происходят на саундчеке перед концертом, а также вместе с ним можно заглянуть в гримёрку к музыкантам после выступления. Образ Макса скорее собирательный, а мысли и эмоциональный мир близки многим музыкантам, искренне увлечённым своим творчеством.»

То есть, в той или иной степени знания и переживании Ирины наложили свой отпечаток на ее героев. Это факт, который писатель не отрицает. В нем секрет убедительности повествования. Однако, исходя из ее же слов, нельзя сказать, что хоть один из них является ее зеркальным отражением в литературе.

«Я часто пишу о том, что действительно меня волнует, — продолжает рассуждать писатель, — но я никогда не буду описывать собственную жизнь. Мои герои существуют в своей реальности, мыслят и говорят самостоятельно, а я лишь направляю их, подталкивая к тем действиям и эмоциям, которые интересны мне. Да, я поднимаю в книге важные для меня темы, и с помощью героев ищу ответы на самые разные вопросы. Например, можно ли убежать от собственных страхов и не попасть в ловушку? Или есть другой путь? Я считаю, что большинство действий мы совершаем из двух состояний: либо страха, либо любви. Искренне верю, что любовь в конечном итоге сильнее! И в моей книге как раз об этом. Конечно, в каждом из персонажей есть частица меня, но это их жизнь, а не моя. Что касается реальных ситуаций, то я часто люблю наблюдать за людьми со стороны. И бывают моменты, которые запоминаются, или я их записываю, потому что они очень интересны. Могу потом, конечно, использовать их для книги.»

Это доказательство того, о чем уже упоминалось ранее. Не обязательно описывать в точности, как было. Но без контура реальности - никуда.

Если говорить конкретно о «Запертом», о том, откуда пришла идея и как развивалась, кто или что изначально послужило для него основой, то сразу прослеживается связь с не такими уж далекими событиями, которые все мы хорошо помним:

«Когда возникла идея для моей книги «Запертый», — рассказывает Ирина, — то сразу вспомнилась не такая давняя ситуация с ограничениями, которые мы все пережили в период ковида. Многие тогда жаловались, что их буквально «заперли» в своих квартирах. А я подумала: вдруг всё будет как раз наоборот? Что, если есть человек, который сам себя запер добровольно, спасаясь от страхов окружающего мира? И появился Кирилл. Про Макса я уже упоминала — образ этого музыканта собирательный, на основе моего опыта работы с рок-исполнителями. Ещё, например, есть такой персонаж, как моряк, штурман на судне. Мой дедушка был моряком, капитаном 1-ого ранга, и мой папа тоже морской офицер. Поэтому штурман появился в книге не случайно.»

Да, книга вымысел. Да, в теории ее можно написать о чем угодно, а сейчас еще и сделать это довольно просто с учетом новых технологий. Но в хорошей книге всегда будет не только фантазия, но и правда. Об авторе. Об его окружении. О ситуации непосредственно вокруг него и в мире вообще. А вот во что это все трансформируется? Это уже совсем другой вопрос.

Как реальность автора отражается в его книге на примере психологического триллера «Запертый» На дворе XXI век. Многие вещи, которые когда-то казались сложными, теперь делаются в пару кликов мышкой.-2

О том, как реальность, о которой рассказала Ирина Ежкова, отразилась в литературной вселенной, можно узнать, прочитав психологический триллер «Запертый».