3,3K подписчиков

Один в поле воин: как отличить моноспектакль от стендапа

© Wikipedia / Капитолийский музей / Палаццо Нуово / Carole Raddato
© Wikipedia / Капитолийский музей / Палаццо Нуово / Carole Raddato

Моноспектакли вновь набирают популярность. Отличный пример — нашумевшие сериалы «Дрянь» и «Оленёнок», которые выросли из театральных постановок. Это древний жанр, который стал популярен задолго до того, как театроведы окрестили его «театром одного актёра». Разбираемся, как отличить моноспектакль от стендапа и почему он считается одним из самых сложных форм в современном театре.

Театр одного актёра сквозь века

© Wikipedia / Dave & Margie Hill / Kleerup. Princeton University Art Museum
© Wikipedia / Dave & Margie Hill / Kleerup. Princeton University Art Museum

Если углубляться в историю, то одиночные представления давали ещё античные поэты. Даже «Апология Сократа», написанная Платоном, тоже своего рода моноспектакль. Прародителем подобия моноспектакля можно назвать греческого поэта и артиста Феспида: он первый выступил в роли актёра отдельно от хора, введя в сценическое действие пролог и монологи. В Средние века публику развлекали уже поэты-трубадуры. Наконец, по словам театрального критика Александрины Шаклеевой, в XVIII веке появились и приобрели большую популярность мелодекламации — чтецкие программы актёров под музыкальный аккомпанемент. Но всё это не было знакомой нам формой моноспектакля. Как профессиональное явление театр одного актёра появился только на рубеже XIX–XX веков.

«В современном понимании моноспектакли берут начало от театра одного актёра Владимира Яхонтова. С двадцатых годов XX века он выступал со спектаклями, в которых сам был и автором, и исполнителем; позже работал и с художественной литературой», — рассказала Шаклеева.

© kino-teatr.ru
© kino-teatr.ru

Владимир Яхонтов пришёл на сцену как публицист, определявший своей главной целью «нести книгу в массы». По воспоминаниям современников, он читал не ради того, чтобы озвучить текст, — Яхонтов демонстрировал своё отношение к этому тексту и к его автору. У слушавших складывалось впечатление, что он говорит от собственного имени. В своих выступлениях, постепенно превращающихся в спектакли, он читал произведения прошлых столетий, смещая время действия и превращая их в современное искусство.

Новая волна популярности моноспектакля как театрального жанра пришлась на конец 1990-х годов и начало 2000-х. «В конце 1990-х появляется Евгений Гришковец и его “Как я съел собаку”, где автор и исполнитель тоже совпадали», — отмечает эксперт.

Спектакль «Как я съел собаку». © Wikipedia / Roman Boldyrev
Спектакль «Как я съел собаку». © Wikipedia / Roman Boldyrev

Спектакли Гришковца имеют характерную особенность — актёр нередко прямо по ходу действия заменяет некоторые эпизоды или прерывает монолог, чтобы обратиться к аудитории. Напоминает стендап в литературной обработке, если бы он был не про юмор, а про философию. Однако такой моноспектакль — скорее исключение из правил, чем само правило. А правил не так много — можно выделить три основных.

Один на один

«Моноспектакль, мне кажется, — один из самых сложных исполнительских жанров, потому что, как ясно из названия, на сцене всего один актёр, — говорит Александрина Шаклеева. С одной стороны, это такая проверка профессионального мастерства для артиста, а с другой — возможность для зрителя оказаться в тесном диалоге с театром».

Моноспектакль подразумевает историю, обращённую не ко внешним обстоятельствам, а ко внутреннему миру персонажа. Формы же могут быть совершенно разные: поток сознания, монолитная пьеса, изначально написанная как монодрама, или многосоставной текст из разных художественных произведений, объединённых одной мыслью.

Спектакль «Путь к сердцу». © Театр.doc
Спектакль «Путь к сердцу». © Театр.doc

В случае моноспектакля артист работает не с подготовленным и знакомым партнёром по сцене, а напрямую со зрителем. Иногда ломая четвёртую стену, как в моноспектаклях Евгения Гришковца, где у того есть «я», с которым он выходит на сцену, и «другой я», представленный в его произведениях.

Спектакль «Путь к сердцу» Игоря Стама в «Театре.doc» идёт по другому пути: в основе — пьеса Дмитрия Данилова, изначально задуманная для одного актёра. В этой игровой постановке использованы принципы документального театра — сценический образ максимально актуален и приближен к реальности, за счёт чего граница между персонажем и артистом незаметна.

Спектакль «Путь к сердцу». © Театр.doc
Спектакль «Путь к сердцу». © Театр.doc

Другим получился спектакль «Записки юного врача» Максима Блинова в театре «Мастерская». Из текста-первоисточника исключены все персонажи, кроме главного, другие сохранились только как его воспоминания. А сама постановка сконцентрирована на внутренних переживаниях героя. Но историческая дистанция не позволяет обмануться в том, что ты именно в театре, а не на стендапе (хотя шуток и самоиронии там предостаточно).

Один в поле не воин

Традиционно моноспектакль создаётся «малыми силами». Одним человеком — как в «Пути к сердцу» Игоря Стама. Там режиссёр выступил одновременно и актёром, создав из текста Данилова глубоко личную историю. Или более классическая версия — дуэт актёра и режиссёра (к примеру, моноспектакль «АУТ»  Максима Метельникова и Вадима Соколова в Театре на Юго-Западе).

Но и тут бывают исключения. Над спектаклем «Записки юного врача», помимо режиссёра Григория Козлова и исполнителя главной роли Максима Блинова, работала постановочная группа из семи человек.

Спектакль «Записки юного врача». © Театр «Мастерская» / Светлана Аввакум
Спектакль «Записки юного врача». © Театр «Мастерская» / Светлана Аввакум

Один в пустоте

Ещё одной характерной особенностью моноспектакля можно назвать минимализм в декорациях и других художественных средствах. Зачастую те предметы, которые используются в ходе постановке, тем или иным образом оказываются частью сюжета, а взаимодействие с ними — значимая составляющая истории.

В спектакле «Путь к сердцу» есть стул, лампа, тело — и всё. А музыкальное сопровождение подчинено законам документального театра — используются только те композиции, которые напрямую упоминаются в тексте. Пьесе не нужны детали — она сконцентрирована на проживании огромной, длиной во всю жизнь, любви персонажа, от лица которого ведётся монолог.

В «Записках юного врача» правило нарушено — здесь всё пространство изобилует декорациями, а одну из важных ролей играет световое оформление. Спектакль приближен к тому театру, который мы привыкли видеть, — зрелищному и многоплановому. Сцена становится то кабинетом, где герой переживает моменты рефлексии, то операционной, где он вынужден быть профессионалом, имея только теоретические знания. При этом на протяжении всего действия актёр взаимодействует с большим количеством реквизита.

Спектакль «Записки юного врача». © Театр «Мастерская» / Светлана Аввакум
Спектакль «Записки юного врача». © Театр «Мастерская» / Светлана Аввакум

Множество форм

Моноспектакли существенно различаются по форме и содержанию — это может быть спектакль-концерт, состоящий из стихотворений, музыкальных произведений и дневниковых записей («Мой Лермонтов» Кирилла Зайцева в Московском Губернском театре), спектакль по мотивам художественного произведения («Не покидай свою планету» Константина Хабенского по произведению «Маленький принц» в МХТ им. Чехова) или спектакль-рефлексия (проект «ЛЕС» Бориса Павловича по философским книгам Владимира Бибихина, где серия моноспектаклей разных авторов составляет театральный альманах).

Спектакль «Не покидай свою планету». © МХТ имени А. П. Чехова / Александра Торгушникова
Спектакль «Не покидай свою планету». © МХТ имени А. П. Чехова / Александра Торгушникова

Александрина Шаклеева также отмечает, что особую популярность в театре набирает автофикшен. «Спектакли в этом жанре выходят в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Перми, Красноярске и других регионах, зачастую в них на сцену выходит всего один актёр, который также выступает и как автор, и как исполнитель».

Пример — театр горожан, занимающийся исследованием человеческой жизни и превращающий личные истории в театр. Например, подобные моноспектакли можно найти в афише проекта  MOÑ в Казани.