1,3K подписчиков

Музей "Музыка и время" им. Джона Мостославского в Ярославле

Здравствуйте!

В музей "Музыка и время" я направился специально, почитав отличные отзывы о нем. Музей "Музыка и время" - лишь одна из его составных частей, так как в Ярославле на Волжской набережной, д. 33А располагается Музейный комплекс "Музыка и время" имени Джона Мостославского, в который входят сам музей "Музыка и время", экспозиция "Русский и зарубежный фарфор конца XIX - XX вв." и экспозиция "Каслинского литья, самоваров и золотофонных икон". "Музыка и время" - это первый частный музей в России, открывшийся 21 ноября 1993 года. Основатель - Джон Григорьевич Мостославский, фокусник и иллюзионист, собиравший коллекцию на протяжении всей своей жизни, куда вошли самые различные колокола и колокольчики (церковные, рыбацкие, дверные), музыкальные инструменты и механизмы (граммофоны, патефоны, шарманки), часы XIX - начала XX века (настенные, напольные, каминные), утюги, граммофонные и патефонные пластинки, золотофонные иконы. Этот музей располагается на территории бывшей купеческой усадьбы купцов Кирпичевых - Соболевых. Особенно отмечается, что экспонаты находятся в рабочем состоянии: можно услышать и бой часов, и звуки музыкальных инструментов. По указателям несложно найти музей, внутри которого на кассе приобрести билет. Стоимость билета на взрослого человека - 450 рублей. В эту же цену входит экскурсия, по времени она длится около 50 минут. Поэтому те, кто не успел на начавшуюся экскурсию, просто ждали у входа ее начала.

Расположение музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского на Яндекс карте
Расположение музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского на Яндекс карте

Обратите внимание на башенные часы на фронтоне здания (на фото ниже). Эти башенные часы выполнены в духе конца XIX - начала XX века, их диаметр составляет 1,1 м и показывают точное московское время благодаря тому, что в них встроена система GPS.

Вход в музейный комплекс "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Вход в музейный комплекс "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Табличка у входа в музейный комплекс "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Табличка у входа в музейный комплекс "Музыка и время" им. Джона Мостославского
На территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
На территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского

На фасаде купеческого дома находится электронная звонница (на фото ниже), состоящая из 7 колоколов и звучащих в автоматическом режиме. Эти колокола были отлиты на колокольном заводе братьев Шуваловых в Тутаеве (городе в Ярославской области). Каждый из них имеет свой диаметр и соответствует определённой ноте. Они оповещают как ярославцев, так и гостей города, о том, что наступил новый час. Услышать эти колокольные переливы можно с 10:00 до 20:00 ежедневно. И башенные часы, и электронная звонница торжественно открыты и освящены 06 июня 2017 г. к 75-летию основателя музея "Музыка и время" Джона Мостославского.

Электронная звонница на купеческом доме на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Электронная звонница на купеческом доме на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Информация на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Информация на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Ухоженная территория музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Ухоженная территория музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Информация на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Информация на территории музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
У входа в музей "Музыка и время"
У входа в музей "Музыка и время"
Музей "Музыка и время"
Музей "Музыка и время"
Гардероб в прихожей музея "Музыка и время"
Гардероб в прихожей музея "Музыка и время"

Коллекция, которая здесь расположена, собиралась более 30 лет, но бо́льшую часть коллекции составляют вещи, собранные в Ярославской области. В тот момент, когда коллекция сильно выросла и в квартире не помещалась, а интерес к ней всё возрастал, а также после признания экспертами того, что эта коллекция представляет научный и исторический интерес, родилась идея возрождения русского частного музея. Первым таким музеем стал этот музей, создание которого поддержали группа журналистов Ярославля. Под музей администрацией Кировского района выделили одно из зданий на Волжской набережной - хозяйственную постройку усадьбы начальника Ярославского народного ополчения 1812 г. генерала Дедюлина Я. П. В связи с ветхостью дом перестроили по эскизному проекту Н. Верещагиной. Экспозиция музея располагается в трех залах и построена по принципу вещей в интерьере жилого дома конца XIX - начала XX вв.

Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"
Общий вид первого зала музея "Музыка и время"

В первом зале находятся музыкальные инструменты и механизмы, заявленные владельцем музея. При входе в зал мне сразу бросилась в глаза шарманка, про которую экскурсовод донесла вполне интересные факты, о которых я не знал (шарманка на двух фотографиях ниже). Оказывается, что название шарманка происходит от названия одной из первых песен, испооненных на ней под названием "Прекрасная Катрин" (от фр. "Charmante Catherine"), отсюда в России шарманку еще называли "катаринка". Первоначально использовалась для обучения певчих птиц, поэтому песня на шарманке повторяется, вновь и вновь, в связи с чем шарманщикам платили не за красивую мелодию, а для того, чтобы они ушли и не беспокоили своим постоянным повтором одной и той же мелодии. Экскурсовод смогла завести шарманку и все гости могли убедиться в том, что сегодня красота звучания на шарманке напрочь отсутствует, но мне конечно было интересно услышать ее в оригинале так сказать. Вес шарманки кстати не маленький - 20 - 30 кг, долго такую на себе не поносишь. Шарманка представленная в музее была сделана в Одессе, привёз её Джон Григорьевич из Грузии. Надпись на шарманке гласит "НЕЧАДА" - фамилия одесского мастера, который изготавливал шарманки, при этом шарманки Иоганна Нечады были хорошо известны на территории всей Российской империи, так как "Фабрика органов и оркестрионов" Нечады была единственной в Российской империи, изготавливающей шарманки. У него был талантливый ученик – грузин Зано Китесов, который расписывал шедевры своего учителя и когда обучение было завершено, ученик вернулся в Грузию и в память о своём учителе выпускал шарманки под именем "НЕЧАДА". Так делал и его сын уже в советское время. И только его внук – Вано Китесов стал подписывать свои шарманки своим именем. Поэтому шарманки с клеймом одесского фабриканта Нечады можно встретить в Грузии, а благодаря Джону Григорьевичу в музее "Музыка и время" есть своя шарманка. Об этом частично также рассказала экскурсовод, а часть информации есть на официальном аккаунте музея в VK.

Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале по центру фотографии
Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале по центру фотографии
Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале музея
Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале музея
Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале музея
Шарманка "НЕЧАДА" в первом зале музея

В этом зале представлены в том числе граммофоны и патефоны, каждый из которых экскурсовод запустилв и дала возможность посетителям услышать их звучание непосредственно. Граммофон был изобретен в 1877 г. в США Эмилем Берлинером. Усовершенствованный граммофон стал называться в нашей стране патефоном, поскольку фирма из Франции, поставлявшая их в Россию, носила название "Патэ". Патефон это портативный граммофон с рупором, который спрятан внутри корпуса. На фотографиях ниже можно их увидеть.

Граммофон, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Граммофон, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Граммофон, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Граммофон, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Украшение граммофона, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Украшение граммофона, Торговый дом "Яков Иванович Каюков с С-ми" в Ярославле
Граммофоны в первом зале музея
Граммофоны в первом зале музея
Граммофоны в первом зале музея
Граммофоны в первом зале музея
Граммофон в первом зале музея
Граммофон в первом зале музея
Патефон
Патефон

В первом зале музея невероятно много часов XIX - начала XX века и при этом самых разных (настенных, напольных, каминных). Часы заведены на разное время и поэтому посетители постоянно слышат бой часов и это как ни странно очень красиво и завораживающе. Мне понравилось, как будто вы оказались в детской сказке.

Настольные часы, США, нач. XX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой
Настольные часы, США, нач. XX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой
Часы (позади остальных) настенные, Российская империя, XIX в., Г. Мозер, хвойные породы, бой: часовой; Часы (ближние на фото) каминные, Швейцария, Женева, A. Brober, камень, бой: часовой и получасовой
Часы (позади остальных) настенные, Российская империя, XIX в., Г. Мозер, хвойные породы, бой: часовой; Часы (ближние на фото) каминные, Швейцария, Женева, A. Brober, камень, бой: часовой и получасовой
Настольные часы, США, к. XIX - нач. XX в., орех, бой: часовой, получасовой
Настольные часы, США, к. XIX - нач. XX в., орех, бой: часовой, получасовой
Настенные часы, Германия, XIX в., хвойные породы, шпон, бой: часовой
Настенные часы, Германия, XIX в., хвойные породы, шпон, бой: часовой
Настольные (заводские) часы, Германия, Швеннинген, дуб, без боя
Настольные (заводские) часы, Германия, Швеннинген, дуб, без боя
Настенные часы, Германия, сер. XX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой, получасовой
Настенные часы, Германия, сер. XX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой, получасовой
Кабинетные часы "Le Roi Paris", Германия, дуб, бой: часовой, получасовой
Кабинетные часы "Le Roi Paris", Германия, дуб, бой: часовой, получасовой
Настольные часы "Josephi Radda; in Profsnit, США, сер. XIX в., деревянная основа, камень, перламутр, стекла, бой: часовой, получасовой
Настольные часы "Josephi Radda; in Profsnit, США, сер. XIX в., деревянная основа, камень, перламутр, стекла, бой: часовой, получасовой
Каминные часы, сделаны на заказ, Франция, камень, бой: часовой, получасовой, кадендарь: чисда, дни, недели, месяца, фазы луны
Каминные часы, сделаны на заказ, Франция, камень, бой: часовой, получасовой, кадендарь: чисда, дни, недели, месяца, фазы луны
"Murmure des flots" (с фр. "Шепот волн"), Ernest Rancoulet, Франция, 1900 г., шпиатр (шпеат)
"Murmure des flots" (с фр. "Шепот волн"), Ernest Rancoulet, Франция, 1900 г., шпиатр (шпеат)
Настенные часы, Российская империя, к. XIX в., Генрих Мозер, орех, бой: часовой, получасовой
Настенные часы, Российская империя, к. XIX в., Генрих Мозер, орех, бой: часовой, получасовой
Настенные часы, Германия, Шварцвальден, пер. пол. XIX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой
Настенные часы, Германия, Шварцвальден, пер. пол. XIX в., хвойные, лиственные породы, бой: часовой
Настольные часы (трофейные немецкие), Германия, 1920-30-е гг., орех, бой: часовой, получасовой
Настольные часы (трофейные немецкие), Германия, 1920-30-е гг., орех, бой: часовой, получасовой
(На фото слева) Каминные часы со статуей Вольтера, Франция, "Rollet F", бронза, камень, бой: часовой, получасовой; (справа) Каминные часы, Швейцария, к. XIX - нач. XX в., бой: часовой, получасовой, на верхней части основания надпись: "Глубокоуважаемому Федору Михайловичу от подмастерьев и слесарей 20 октября 1913 г."
(На фото слева) Каминные часы со статуей Вольтера, Франция, "Rollet F", бронза, камень, бой: часовой, получасовой; (справа) Каминные часы, Швейцария, к. XIX - нач. XX в., бой: часовой, получасовой, на верхней части основания надпись: "Глубокоуважаемому Федору Михайловичу от подмастерьев и слесарей 20 октября 1913 г."
Каретные часы, Германия, нач. XX в., Юнгханс, имеют встроенный будильник
Каретные часы, Германия, нач. XX в., Юнгханс, имеют встроенный будильник

Красота многочисленных часов хорошо подчеркивалась старинными фигурами на их фоне, например, на фото ниже, вы можете увидеть фигуру "Esmeralda" (с фр. "Эсмеральда"), Claudius Marioton, Франция, нач. XX в., бронза.

"Esmeralda" (с фр. "Эсмеральда"), Claudius Marioton, Франция, нач. XX в., бронза
"Esmeralda" (с фр. "Эсмеральда"), Claudius Marioton, Франция, нач. XX в., бронза

Экскурсовод прекрасно провела гостям экскурсию по первому залу. Особенно запоминается то, что она сыграла на каждом музыкальном инструменте и дала возможность гостям услышать все представленные музыкальные инструменты и механизмы в зале, это было очень интересно. Затем она всех посетителей попросила пройти вниз по лестнице на цокольный этаж для того, чтобы осмотреть второй зал музея, в котором представлены колокола и колокольчики, бытовые предметы как утюги и прочее. Спустившись вниз все обратили внимание на картину Джона Григорьевича Мостославского, чью историю гостям поведала экскурсовод. Мостославский - это известный артист оригинального жанра, иллюзионист, увлеченный коллекционированием старинных вещей. В течение всей своей жизни он составлял представленную в музее коллекцию. Родился основатель музея на Дальнем Востоке в Амурской области. Его имя - Джон - объясняется профессией семьи Мостославских, которая передавалась из поколения в поколение, и его родители решили, что позаботятся о творческом будущем сына, дав ему яркое и артистическое имя. Эта информация была указана как на официальном сайте музея, так и доведена до гостей в музее.

Лестница вниз на цокольный этаж музея
Лестница вниз на цокольный этаж музея
Лестница на цокольный этаж музея
Лестница на цокольный этаж музея
Основатель музея "Музыка и время" Джон Григорьевич Мостославский
Основатель музея "Музыка и время" Джон Григорьевич Мостославский
Фотография семьи артистов оригинального жанра Мостославских
Фотография семьи артистов оригинального жанра Мостославских

Зал на цокольном этаже посвящен в основном колоколам и колокольчикам, хотя после небольшого рассказа про колокола экскурсовод предложит вам недолго и самостоятельно уделить свое внимание небольшому закутку, где вы сможете увидеть различные бытовые предметы и патефоны с настенными часами. И да, экскурсовод конечно же звонила в те колокола, про которые она рассказала. Было громко, звонко, но очень интересно.

Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"
Общий вид второго зала музея "Музыка и время"

В 1913 г. в честь 300-летия Романовых Ярославль посетил сам император со своей семьей и к этому событию Завод Товарищества "П. И. Оловянишникова и Сыновья" были произведены колокола, один из них на фото ниже. Кстати, в знак признания исключительных заслуг перед Россией заводу пожаловали исключительное право помещать на всех своих изделиях изображение герба Российской империи.

Колокол к 300-летию Романовых
Колокол к 300-летию Романовых

Небольшой угол цокольного этажа был отведен полностью под гребни, весы, ковшы, мельницы, рубели, гири, печные заслоны, чайники, примусы, тазы для варки варенья и некоторое количество настенных и настольных часов.

Общий вид цокольного этажа музея с утварью
Общий вид цокольного этажа музея с утварью
Общий вид цокольного этажа музея с утварью
Общий вид цокольного этажа музея с утварью

Угольный утюг (с горящими углями) в России появился в XVII веке. В XVIII–XIX веках утюги стали больше похожи на современные, напоминали маленькие печки с деревянной рукояткой, внутрь которых клали раскаленный древесный или каменный уголь.

Угольный утюг, чугун, пер. пол. XX века
Угольный утюг, чугун, пер. пол. XX века
Угольный утюг, чугун, пер. пол. XX века
Угольный утюг, чугун, пер. пол. XX века

Литые чугунные утюги появились в XVIIIв., разогревались на открытом огне или в горячей печи. Разогревался такой утюг не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Большие чугунные утюги могли весить до 10 кг.

Чугунный утюг, чугун, пер. пол. XX века
Чугунный утюг, чугун, пер. пол. XX века
(Слева) гребень для расчесывания шерсти, Российская империя, нач. XX века, дерево, резьба, токарная работа, роспись; (справа) кринки, Российская империя, нач. XX века, керамика
(Слева) гребень для расчесывания шерсти, Российская империя, нач. XX века, дерево, резьба, токарная работа, роспись; (справа) кринки, Российская империя, нач. XX века, керамика
(Слева) весы, Российская империя, кон. XIX века - нач. XX века; (справа) ковш, пер. пол. XX века
(Слева) весы, Российская империя, кон. XIX века - нач. XX века; (справа) ковш, пер. пол. XX века
Мельница для кофейных зерен, нач. XX века
Мельница для кофейных зерен, нач. XX века

Гладилось белье до изобретения утюга с помощью длинной скалки, на которую наматывалось белье, и толстой плашки с зарубками и рукоятью (на фото ниже), которую двигали вперед-назад. Рубель в нашей стране был известен также как "праник", "гранчак", "пральник", "ребрак".

Рубель, Российская империя, кон. XIX - нач. XX века
Рубель, Российская империя, кон. XIX - нач. XX века
Заслон печной, пер. пол. XX века, чугун
Заслон печной, пер. пол. XX века, чугун
Гири, пер. пол. XX века, чугун
Гири, пер. пол. XX века, чугун
Таз для варки варенья, СССР, сер. XX века, латунь
Таз для варки варенья, СССР, сер. XX века, латунь
Ступка с пестиком, Российская империя, пер. пол. XX века
Ступка с пестиком, Российская империя, пер. пол. XX века
Машинка для удаления косточек из вишни, нач. XX века
Машинка для удаления косточек из вишни, нач. XX века
Чайник, г. Кольчугино, Владимирская область, вт. пол. XX века, латунь, никель
Чайник, г. Кольчугино, Владимирская область, вт. пол. XX века, латунь, никель
Самопрялка-стояк ("русская"), нач. XX века
Самопрялка-стояк ("русская"), нач. XX века

Примус (на фото ниже) - бесфитильный нагревательный прибор, работающий на бензине или керосине, изобретённый в 1892 г шведским механиком Францем Вильгельмом Линдквистом. В переводе с латинского "Primus" значит "первый" и использовался в быту до широкого распространения газовых сетей и в неизменном виде выпускался до 1990 года. Многие впервые узнали о примусе из произведения "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, когда кот Бегемот уже в конце произведения сказал свои знаменитые слова: "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус".

Примус, СССР, 1958 г., латунь
Примус, СССР, 1958 г., латунь
Часы настольные, Германия, 1910-е гг., Г. Беккер, орех, бой: часовой, получасовой
Часы настольные, Германия, 1910-е гг., Г. Беккер, орех, бой: часовой, получасовой
(Слева) часы настенные, СССР, 1952-1953 гг., Сердобский часовой завод, шпон, бой: часовой, получасовой; (в центре) часы настенные, СССР, 1936 г., Народный комиссар. тяж. пром., хвойные породы, сталь, без боя; (справа) часы настенные, СССР, Москва, 1920-30-ые гг., Гострест точной механики, без боя, хвойные породы, роспись
(Слева) часы настенные, СССР, 1952-1953 гг., Сердобский часовой завод, шпон, бой: часовой, получасовой; (в центре) часы настенные, СССР, 1936 г., Народный комиссар. тяж. пром., хвойные породы, сталь, без боя; (справа) часы настенные, СССР, Москва, 1920-30-ые гг., Гострест точной механики, без боя, хвойные породы, роспись

Затем экскурсовод повела посетителей наверх в третий зал, где было просто огромное количество колокольчиков, в каждый из которых экскурсовод била небольшой указкой как молоточком и комментировала возникавшие звуки. Затем она сыграла хорошо известные мелодии, причем профессионально и красиво, чем вызвала аплодисменты в свой адрес. Как сказала экскурсовод, звук колокола зависит от того состава металла, из которого он отлит, а также его веса и формы. Между прочим, было интересно узнать, что форма колокола называется профилем, части колокола называются как части тела человека: тулово, язык, уши и губа.

Колокольчики в третьем зале музея
Колокольчики в третьем зале музея
Колокольчики в третьем зале музея
Колокольчики в третьем зале музея
Экспонат в третьем зале музея
Экспонат в третьем зале музея
Общий вид третьего зала в музее
Общий вид третьего зала в музее
Общий вид третьего зала в музее
Общий вид третьего зала в музее
Общий вид третьего зала в музее
Общий вид третьего зала в музее

Экскурсовод разъяснила посетителям, что механические часы, привычные современному человеку, появились в XIV веке, были громоздкими, поэтому их размещали в городских башнях и о домашнем использовании речи не шло. Такие часы нуждаются в регулярном заводе и сотрудники музея "Музыка и время" тоже заводят часы каждое утро.

Часы напольные, Нидерланды, кон. XVIII в., дуб, бой: часовой
Часы напольные, Нидерланды, кон. XVIII в., дуб, бой: часовой
Часы настенные, Германия, Шварцвальд, 1880-90-е гг., бой: часовой, хвойные, лиственные породы
Часы настенные, Германия, Шварцвальд, 1880-90-е гг., бой: часовой, хвойные, лиственные породы
Часы настенные, Германия, г. Фрейбург, Силезия, 1910 г., часовая фабрика Густава Беккера, бой: часовой, получасовой, дуб
Часы настенные, Германия, г. Фрейбург, Силезия, 1910 г., часовая фабрика Густава Беккера, бой: часовой, получасовой, дуб
Часы настенные, Германия, XIX в., г. Ленцкирх, орех, бронза, бой: часовой, получасовой
Часы настенные, Германия, XIX в., г. Ленцкирх, орех, бронза, бой: часовой, получасовой
Сувениры в музее "Музыка и время"
Сувениры в музее "Музыка и время"
Скульптура "Вечная любовь", расположена в центре музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского
Скульптура "Вечная любовь", расположена в центре музейного комплекса "Музыка и время" им. Джона Мостославского

Музей "Музыка и время" это музей, про который можно говорить долго из-за его огромного наполнения экспонатами и интересными рассказами о них со стороны экскурсовода. Небольшой и милый домик, но сколько здесь ценных исторических вещей со своей историей. Мне понравилась экскурсия, она была информативная, девушка не только про многие экспонаты рассказывала, но и играла на них, если на них конечно можно было сыграть. Завораживает и постоянное легкое тик-так огромного количества настенных, напольных и настольных часов. Экспозиция разных бытовых предметов - угольных утюгов, литых чугунных, чайников, примусов, тазов для варенья и прочего - также у меня вызвало существенный интерес. Я однозначно советую вам посетить этот превосходный музей, поскольку вы получите здесь не только новые знания, но эстетическое удовольствие также от той красоты исторических экспонатов, представленных в музее.