21K подписчиков

Она – «Ворона». 7 хитов певицы Линды из 90-2000-х

167 прочитали

Вспорхнув на российскую сцену в эклектичную и богатую неординарными проявлениями эпоху 90-х, она запомнилась, как «Ворона» по своему самому известному хиту и по неординарности переплюнула многих. Настоящее имя артистки – Светлана Гейман не каждому известно, все её запомнили как певицу Линду. Внешним обликом и имиджем на пике своей карьеры она напоминала рокершу или металлистку, её называли чуть ли не «Мерлином Мэнсоном в юбке», обвиняя в копировании стиля эпатажного американца. Музыкальная стилистика Линды не укладывается в какое-то четкое жанровое определение, её часто определяют как «трип-рок», усматривая причудливое переплетение этнической, электронной, экспериментальной музыки, различные концепты рока и эстрадного звучания. Самые известные хиты её репертуара сочинил один из успешнейших продюсеров конца ХХ -начала ХХI века, в «нулевые» возглавивший «Фабрику звезд» и явивший слушателям целую плеяду новых артистов. Речь идет о Максиме Фадееве, именно с ним связывают наибольший успех и взлет карьеры Линды, хотя и до, и после работы с ним у артистки были заметные песни и музыкальные награды. В сегодняшнем материале вспомним некоторые работы разных авторов из раннего этапа карьеры Линды, пока певица оставалась на виду.

Вспорхнув на российскую сцену в эклектичную и богатую неординарными проявлениями эпоху 90-х, она запомнилась, как «Ворона» по своему самому известному хиту и по неординарности переплюнула многих.

История одной из самых загадочных российских певиц началась в Кентау. Так называется город в Казахстане, где 29 апреля 1977 года родилась девочка Света. Она была вторым ребенком в семье финансиста Льва Исааковича и инженера Александры Васильевны, где уже росла дочка Лена, старшая сестра Светланы.

Своё имя Света девочка «утратила» ещё в детстве. Заметную роль в этом сыграла бабушка – Анна Ильинична Гейман. Она хотела дать девочке еврейское имя Лейбла, означающее «Солнце» и частенько окликала им Свету, используя производные Лей, Лина. Они стали «детскими прозвищами» будущей певицы, в дальнейшем трансформировались в созвучный сценический псевдоним Линда.

В Москву будущая «Ворона» российской музыкальной сцены прилетела через Тольятти, в этом городе прошло её взросление, семья переехала сюда, когда девочка училась во втором классе. В Тольятти Света пошла в музыкальную школу, занималась акробатикой и танцами. В возрасте 15 лет перебралась с родителями в столицу, где всерьёз решила связать свою дальнейшую жизнь с музыкой.

Отец поначалу не приветствовал творческие стремления Линды, он прочил дочери серьёзную профессию юриста, но позже ставший успешным банкиром Лев Гейман принял её выбор и оказывал поддержку в карьере.

Творческий путь Линды начался с театральной студии, где на неординарную девочку обратил внимание преподаватель Гнесинского училища Владимир Хачатуров и пригласил её в учиться на свой курс. Линда так и поступила, стала студенткой Гнесинки. Тогда же, в 1993-м году, началась её певческая карьера на российской эстраде. При поддержке Хачатурова девушка заявляет о себе на музыкальном конкурсе «Поколение».

В самом начале пути в её творческой биографии появляется ещё одна именитая личность из мира зарождающего шоу-бизнеса. На начинающую артистку обращает внимание Юрий Шмильевич Айзеншпис, успешнейший продюсер, представивший слушателям множество групп и исполнителей – от Виктора Цоя с группой «Кино» до Влада Сташевского и Димы Билана. Но Линда не станет «проектом Айзеншписа». Их сотрудничество было недолгим, хоть и позволило Линде заявить о себе. Во всей красе певицу явит миру другой деятель шоу-бизнеса, чей продюсерский гений ярко раскроется в новую эпоху.

Репертуар Линды начинает формироваться из произведений именитых авторов. Так, её дебютный клип снимается на песню «Игра с огнём», написанную композитором Андреем Мисиным на стихи Карена Кавалеряна.

Для записи этой песни в качестве аранжировщика был приглашен Максим Фадеев. Так и состоялось знакомство композитора и певицы, вскоре образовавших творческий тандем, который критики назовут одним из самых успешных и плодотворных в массовой музыкальной культуре 90-х.

Линда с продюсером и автором большинства "ранних" песен Максимом Фадеевым.
Линда с продюсером и автором большинства "ранних" песен Максимом Фадеевым.

Фадеев напишет для Линды три альбома, принесшие артистке успех и узнаваемость. На рубеже нового века, в 1999 году, случилось громкое скандальное расставание, причины которого до сих пор остаются темой обсуждения. Линда пойдет своим путем, широкой аудиторией действующая артистка станет восприниматься как явление своего времени - ушедшей эпохи 90-х.

Вспорхнув на российскую сцену в эклектичную и богатую неординарными проявлениями эпоху 90-х, она запомнилась, как «Ворона» по своему самому известному хиту и по неординарности переплюнула многих.-3

«Ворона»

Муз. и сл. М. Фадеева

«Вы как они, я же как ворона, я-ворона, я-ворона», - въедливая хит-фраза прочно впечаталась в память слушателей и неизбежно всплывает в памяти, как только звучит имя Линда. Отмечая неординарность и обособленность Линды в музыкальном дискурсе своего времени, в СМИ по отношению к ней до сих пор используется устоявшийся фразеологизм «белая ворона».

«Вороной» Линда стала, уже имея за плечами три года карьеры, дебютную пластинку и несколько заметных хитов, о которых речь пойдет ниже.

Песня «Ворона» вышла в 1996 году. По ней был назван второй полноформатный альбом певицы. При записи использовались редкие экзотические музыкальные инструменты из разных уголков мира.

Заглавная песня стала, как бы сказали сегодня, «вирусной».

На неё был выпущен черно-белый атмосферный видеоклип режиссера Армена Петросяна, снимавшийся в Подмосковье на территории заброшенного завода.

В 1997 году хит «Ворона» получил премию радио «Максимум» в номинации «Песня года», а исполнительницу Линду на волне популярности альбома и его заглавного хита «Звуковая дорожка» называет «Певицей года».

В 2005 году на альбоме «Почти близнецы», где были переизданы песни разных лет, «Ворона» была представлена сразу в трех разных версиях.

Песня остается на слуху до сих пор, перепевается другими артистами. Одно из самых заметных исполнений последних лет представила Диана Анкудинова, она спела «Ворону» в одном из туров проекта «Шоумаскгоуон» на НТВ, а буквально на прошлой неделе композиция прозвучала в другом шоу того же канала «ВИА Суперстар» в интерпретации группы «Балаган Лимитед».

«Нон-стоп»

Муз. В. Окороков, ст. Е. Мялик.

Попадание в лауреаты фестиваля «Песня года» – один из критериев узнаваемости и показатель успеха исполнителя. В начале 90-х фестиваль, называвшийся тогда просто «Песня», оставался, пожалуй, главным эстрадным музыкальным форумом. Линда дебютировала на нём ещё до начала сотрудничества с Фадеевым. В финале «Песни-93» она исполнила композицию «Нон-стоп». И визуально, и музыкально это была ещё не та Линда, что с Фадеевым. Стилистически композиция отличалась от последующего творчества.

Музыку к ней написал Виталий Окороков, ученик Тихона Хренникова, в конце 80-х – начале 90-х он отметился в массовой культуре как один из основателей группы «Комбинация», автор легковесных хитов про «Два кусочека колбаски» и т.д., хотя в наследии композитора есть очень разноплановые музыкальные произведения. Текст попавшей в репертуар Линды песни «Нон-стоп» написала его подопечная Лиза Мялик, выступавшая в созданном Окороковым проекте «Девушки».

«Мало огня»

Муз. и сл. М. Фадеев

Первым хитом Линды в обзорах, рецензиях, воспоминаниях часто называют песню «Мало огня», тем самым выводя за скобки небольшой «стартовый» отрезок и самые ранние «дофадеевские» работы артистки.

В сотрудничестве с Максимом Александровичем Линда впускает свой дебютный полноформатный альбом «Песни тибетских лам» 1994 года, полностью состоящий из песен Фадеева. «Мало огня» выходит в качестве одного из синглов к пластинке, попадает в ротацию «Европа-плюс», радиостанция оказывала поддержку продвижению альбома Линды. Видеоклип снимает режиссер Евгений Донской.

«Сделай так»

Муз. и сл. М. Фадеев

Трек-лист альбома «Песни тибетских лам» открывает песня «Сделай так», активно ротировавшаяся в теле- и радиоэфире. При взгляде из современной эпохи эта композиция интересна, в том числе, в контексте некоей «преемственности поколений».

В начале записи звучит детский девичий голосок, ребенок появляется и в первых кадрах видеоклипа, снятого тем же Евгением Донским. Те, кто смотрел это видео после 2003 года, когда вышел руководимый Фадеевым второй сезон «Фабрики звезд», могли в этой маленькой девочке разглядеть выпускницу проекта, нынешнюю эстрадную звезду, ярко стартовавшую в карьере под руководством того же продюсера. Это 7-летняя Юля Савичева. Девочка выросла в музыкальной семье, Фадеев знаком с её отцом, они пересекались в группе «Конвой», где Станислав Савичев играл на позиции барабанщика. Коллектив был привлечен Фадеевым для записи альбома Линды «Песни Тибетских лам». Будущая «фабрикантка», выросшая на глазах продюсера, отметилась в клипе и в песне его подопечной, а спустя 9 лет полетит «на небо за звездой, высоко».

«Круг от руки»

Муз. и сл. М. Фадеев

Песня из альбома «Ворона» вышла в качестве первого сингла к нему. Наряду с заглавным хитом «Круг от руки» считается одной из самых ротируемых песен пластинки. Она была представлена публике ещё осенью 2005, запомнилась, в том числе, и видеоклипом, собравшим целую вереницу наград. Это режиссерская работа того же Армена Петросяна, который снимал и «Ворону», местом действия также стало Подмосковье.

«Мы не ездим снимать клипы за границу, зато вся одежда и прибамбасы в кадре — самые настоящие. У меня есть друзья во всех уголках мира. Они могут прислать любую вещь»,

- комментировал Максим Фадеев подход к работе над клипом. Удачные находки сделали видеоряд колоритным и экзотичным, так что действительно можно подумать, что дело происходит где-то в загадочной пустыне.

«Экзотика песчаных карьеров Подмосковья создаёт ощущение дальних стран и необычных планет. Пляска обнажённого туземца, странная девушка с полуприкрытыми глазами, цветок, раскрывающийся на её губах — вот перечень эффектных находок клипа Линды «Круг от руки»

- так видео характеризуется журналом «ОМ», признавшим его в 1995-м году «Клипом года». В аналогичной номинации в 1996-м музыкальное видео получило премию «Звезда».

На Московском фестивале видеоклипов «Круг от руки» отмечен в номинации «Лучший костюм», а снимавший клип Максим Осадчий получил награду за лучшую операторскую работу.

«Цепи и кольца»

Муз. и сл. М. Кана

С наступлением нового века, после расставания с Фадеевым, начинается новая эпоха в карьере Линды. Репертуар певицы составляют как её собственные песни, так и работы других авторов. В 2003 Линда запела про «Цепи и кольца». Написала эту песню Мара Кана, урожденная Марина Нестерова, та самая рок-певица под мононимом Мара, в тот же период в эфире «Нашего радио» распевавшая «Чё на чём» и «Холодным мужчинам».

Кана, Мара Владимировна (Марина Владимировна Нестерова). Певица Мара. Автор песни "Цепи и кольца" из репертуара Линды.
Кана, Мара Владимировна (Марина Владимировна Нестерова). Певица Мара. Автор песни "Цепи и кольца" из репертуара Линды.

Песня «Цепи и кольца» в исполнении Линды была выпущена как макси-сингл в сотрудничестве с крупным лейблом Universal Music Russia. Контракт с ним Линда подписала в 2002 году.

Издание содержало несколько версий песни на русском и английском языках. Автором перевода текста «Chains & Rings» значится Чарльз Реджистер.

В оригинале песня «Цепи и кольца» попала в хит-парад «Золотого граммофона», который в то время транслировался еженедельно на «Первом канале». Композиция Линды прозвучала в нескольких промежуточных выпусках, по итогам года премию не получила, но успела запомниться.

«Беги»

Муз. Е. Поздняков, сл. Т. Залужная

Завершает подборку композиция-лауреат «Песни года». На сцене популярного телевизионного фестиваля Линде довелось выступать до и после успешного этапа сотрудничества с Максимом Фадеевым. Исполнительница появилась в главном новогоднем концерте «Песня года-2004», где исполнила песню «Беги». Это композиторская работа Евгения Позднякова, автора музыки песен Линды «Зрение» и «Атака». Слова зачастую писала сама Линда, а текст песни «Беги» вышел из-под пера Татьяны Залужной. Одна из популярных хитмейкеров нулевых, она широко известна под псевдонимом Любаша. Издана песня «Беги» была на альбоме «АтакА» 2004 года.

Куда улетела «Ворона»? Вместо эпилога.

Постепенно «пропав» из поля зрения широкой аудитории, Линда вспоминается в основном в ретроспективном ключе. В последнее время в медийном пространстве она всё чаще становится героиней публикаций в модальности «куда пропала» и «что стало». А она, как это часто бывает, никуда не пропадала. Все эти годы она продолжала выступать, сочинять и выпускать новые песни.

Ряд её работ тепло принимались и аудиторией, продолжающей следить за творчеством певицы, и критиками. Так, например, пластинка с игровым названием «Лай @», в 2012 была отмечена телеканалом Music.Box как один из лучших альбомов года.

В общей сложности в дискографии певицы насчитывается десять пластинок, самая поздняя – «ДНК Мира» вышла в 2020 году.

В нашей популярной культуре 90-е были временем контрастов, экспериментов и эклектики, когда в фарватере массовой культуры оказывались, в том числе, и нишевые в своей основе музыканты. Проявившись на таком культурном фоне, Линда запомнилась одним из ярчайших персонажей своего времени.

Сопровождавший взлет её карьеры Максим Фадеев на разных этапах своей продюсерской деятельности демонстрировал владение «чувством времени», понимание творческого климата эпохи. Проекты, запущенные им в разные десятилетия, метко попадали в контекст эпохи и в свою аудиторию. Рождение феномена Линды – один из первых продюсерских успехов Фадеева, обусловленный запросом эпохи.

А дальше артистка пошла своим путем, выбрав камерный, клубный вариант развития творческой карьеры. По сей день Светлана Львовна Гейман, остающаяся для всех просто Линдой, продолжает работать в России. Она выступает, периодически появляется в медийном пространстве, на радио, где исполняет как недавние песни, так и те самые хиты, покорившие музыкальное пространство три десятилетия назад.

Материал создан в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.