Идея мягких подушек в каком-либо транспорте для защиты от ударов возникла ещё в 1919-м. Мысль о надувных подушках для защиты пассажиров при столкновениях автомобилей всплыла в 1941 году. Патенты на такие системы появились в 1950-х, как и первые опытные образцы подушек. В 1960-х начались массовые эксперименты с эйрбегами. Тесты на полигонах проходили как с манекенами, так и с добровольцами.
И лишь с началом семидесятых вся эта теория и все эти опыты стали воплощаться в практику. В 1971 году немецкий Ford выпустил экспериментальную партию автомобилей Taunus 20M P7B, оснащённых подушками безопасности. Примерно тогда же Ford в США вывел на дороги 830 особых Mercury 1972 года с подушками безопасности Auto-Ceptor, созданными корпорацией Eaton.
Примерно тогда же General Motors создал собственную систему Air Cushion Restraint System (ACRS) и поместил эти подушки в опытную партию из 1000 Chevrolet Impala 1973 модельного года. Причём там были установлены и водительская подушка, и пассажирская. В таких Импалах не было ремней! Считалось, что одних подушек хватит для защиты. Надо сказать, что тогда ремни не были обязательными, а многие водители ездили не пристёгиваясь, даже в машинах, в которых ремни присутствовали.
В то же время был разработан зуммер, предупреждающий о непристёгнутом ремне и замок зажигания, который не срабатывает, если ремень не пристёгнут. Правительство США обязало ставить такие устройства в новых машинах, что вызвало волну возмущения. Американцы даже обращались к конгрессменам, чтобы отменить требование.
Хотя почти сразу исследователи пришли к выводу, что наилучшую защиту обеспечивает совместное действие ремней безопасности и подушки, автостроители резонно считали, что подушки хотя бы спасут тех, кто упорно не намерен пристёгиваться.
Польза даже “одиноких” подушек (то есть, в отсутствие ремней) была наглядно подтверждена моментально. Сентябрь 1973 года. Алабама. Два автомобиля столкнулись лоб в лоб в слепом повороте. Водители практически не успели затормозить и скорости при столкновении составляли порядка 40 км/ч.
Росс Париш, который вёл Шеви с подушкой, рассказал, что у него не было ремня, но эйрбег сработал и он уткнулся в него, “словно в подушку, наполненную перьями”. В результате аварии он получил незначительные травмы. Хотя автомобиль был заметно повреждён. Второй авто и вовсе пошёл под списание, а его обитатели были сильно травмированы (но к счастью не погибли).
Oldsmobile Toronado 1973 модельного года в 1972 году стал первым серийным авто с подушкой безопасности. Далее подушки стали опцией для некоторых люксовых моделей GM, но мало людей хотя бы знало о таком устройстве. С 1973-го по начало 1976-го GM продал только 8000 автомобилей с подушками безопасности. Очень мало в сравнении с общим выпуском машин концерном.
В 1975 году Volvo оборудовала подушками безопасности пробную партию своих авто (но в серии эйрбеги у этой марки появились только в 1987-м). В семидесятых же в Штатах стали появляться сообщения об авариях машин при более высоких скоростях (65-80 км/ч), в которых люди пусть и получали травмы, но всё же оставались живы благодаря подушкам. С этого момента стало понятно, что приход подушек безопасности во все модели всех марок — это только вопрос времени.
Хотя тогда едва-ли кто-то мог представить, что к 2020-м годам число потенциальных подушек в одной машине может вырасти до 16. Это две фронтальные, две коленные (для водителя и пассажира), четыре боковые (в спинках сидений, по две на первом и втором ряду), четыре подушки-шторки (правая и левая на двух рядах, иногда надувные шторки с одной стороны считают за одну), центральная (для предотвращения соударения водителя и пассажира при боковом ударе), центральная для второго ряда и фронтальные для второго ряда! А ведь могут быть ещё подушки в третьем ряду (боковые и шторки).
Плюс к тому, автомобильная индустрия выдала на гора надувные подушки-ремни (Mercedes в 2009 году, в концепте, и Ford в 2010-м, но зато в серии), комбинированную центральную-боковую (Hyundai в 2019-м).
Особая категория — внешние подушки безопасности. Примеров известно, как минимум, два. В 2012-м Volvo V40 первым в мире в серии получил подушку для пешеходов, закрывающую низ лобового стекла при наезде.
А в 2013 году TRW Automotive представила экспериментальную боковую наружную подушку. В отличие от салонных, срабатывающих в момент удара, внешняя боковая должна раскрываться за доли секунды перед ударом, так что для её срабатывания нужны высокоточные радары и камеры, определяющие неизбежное столкновение.
И на этом фантазия изобретателей не исчерпывается. Вот, например, подушка безопасности на передней стойке кабриолета (разработка Porsche 2016-го), а вот кольцевой эйрбег для столика в автономном шаттле с салоном по типу гостиной (патент Ford, 2017). И ещё можно отыскать другие предложения — внешние подушки на передних стойках (патент Mercedes). А если посмотреть на мир мотоциклов, можно встретить не менее впечатляющие находки. Уже в серии существуют жилеты для мотоциклистов со встроенной надувной подушкой безопасности (Helite Airnest, надувается при падении за 0,1 с от углекислотного баллона).
Таковы первые сто лет развития самой идеи защитных подушек. А что увидим завтра? Может быть спасительную пену, заполняющую весь салон при аварии и мгновенно затвердевающую? Как было показано в фантастической ленте Demolition Man (Разрушитель, 1993 год).