Найти в Дзене
5K подписчиков

Классический нокаутёр. Памяти Александра Кошкина

2,7K прочитали

Александр Беленький – о серебряном призёре Олимпийских игр Александре Кошкине, которому сегодня исполнилось бы 65 лет.

Александр Беленький – о серебряном призёре Олимпийских игр Александре Кошкине, которому сегодня исполнилось бы 65 лет. А я ведь его видел. Было это в окружении Игоря Высоцкого.

А я ведь его видел. Было это в окружении Игоря Высоцкого. К нему подошел какой-то человек… Раз подошел, значит это было очень давно… У него было лицо, какие часто бывают у бывших боксеров. Нет, нет, не избитое или покореженное. Как вам сказать. Лицо человека, который почему-то лет в сорок ушел на пенсию. Сильное лицо, не побуждавшее лезть проверять, «чего он может», но какое-то такое, как будто его обладатель уже много лет находится не у дел. Не могу точнее объяснить. Словно главное в его жизни кончилось давным-давно. Может быть, в новой жизни он добился очень многого, но то, что было когда-то, в молодости, все равно осталось самым главным.

Кто-то сказал: «Кошара». Как ни странно, я тогда не догадался, кто это такой. Кошара – ну, у боксеров бывают странные клички. В то время я еще не был знаком с Высоцким и смотрел на него издалека. Человек подошел к нему, как старый знакомый или даже близкий родственник, тепло попрощался и вышел. «Кто это? – спросил я кого-то из журналистов. «Кошара, - ответил тот, - Александр Кошкин». Так вот почему у него было такое выражение, как будто главное в его жизни было и давно прошло!

У Александра был старший брат – Сергей. За ним Саша и ходил. Сначала пришел в лыжную секцию, а потом перешел в бокс. Было это где-то в районе 1970 года. Между прочим, с Сергеем я заочно знаком. Он был очень хорошим боксером и позже «огорчил» нескольких моих личных знакомых в поединках. Занимался Саша у известного тренера Бориса Грекова.

Внимание своего именитого наставника Александр привлек сразу. Сравнительно высокий парень, с длинными и как будто созданными для бокса руками. У него были широкие плечи и как будто слишком тонкие ноги. Но это лишь казалось. По своим данным это был классический нокаутер, работавший в традиционной дистанционной манере. Нокаутировал он обычно или правым прямым или, еще чаще, левым боковым, который бил очень по-особому. Под определенным углом казалось, что это вообще джеб. Нет, не джеб. Александр скручивал тело и вкладывал в свой боковой всю свою массу. Еще он никогда не «сигнализировал» о своем предстоящем ударе движениями плеч. В общем, он был очень хороший боксер.

Перед Олимпиадой 1980 года в Москве он некоторое время колебался, в каком весе ему выступать, в 67 или в 71 кг. Парень был совсем молодой и еще прибавлял в весе. В конце концов, старший тренер сборной Алексей Киселев принял решение, что более ему подходит категория до 71 кг. В ней он и выступал. До Олимпиады никаких особых триумфов у него не было, но поклонники бокса, как это ни странно, его хорошо знали и ждали его нокаутирующего удара. Я совершенно отчетливо это помню.

Кошкин оправдал наше «высокое доверие». До олимпийского финала он дошел очень легко. Тогда многие бои шли по «техническому» каналу, то есть, без комментария. Кошкин выходил там и побеждал с потрясающим изяществом. В финале его ждал кубинец Армандо Мартинес.

Я знаю, что об этом бое говорил сам Кошкин. Он никогда не был убежден, что он его проиграл. Матринеса он знал и раньше его обыгрывал. По тому, как человек начинает рассказывать об этом бое, мне понятно, видел он его или не видел. Так что я лучше расскажу сам. Как он мне запомнился.

Кошкин вышел, как мне кажется, убежденным, что он закончит бой досрочно. Во всяком случае, его заряженность на один удар чувствовалась с самого начала. То, что до него три наших финалиста ушли с ринга не солоно хлебавши, по-моему, только его раззадоривало. Три ушли, а он не уйдет!

Его здоровенный соперник Мартинес только казался опытным. Александр его уже знал и побеждал. На самом деле, кубинец был почти мальчик. Ему было всего девятнадцать лет. Кошкин попробовал его ошарашить своим ударом, но не тут-то было. Он многому научился со дня их встречи. Он уходил от всего, что мог предложить Кошкин, а сам отвечал с обеих рук. Тяжело отвечал. А главное вовремя. Только Кошкин соберется что-то сделать, а тут от него следует серия. Первые два раунда так и прошли. Мартинес чуть-чуть, но выигрывал.

Третий раунд они начали в разном состоянии. Мартинесу надо было закончить свое дело, а Кошкину сначала переломить ход поединка, который у него не складывался. В начале раунда Александр упал в углу, но рефери, к счастью, решил, что он только поскользнулся, и не дал никакой команды. Вообще-то, он мог посчитать это нокдауном, но там Кошкин, скорее всего, упал не от удара. Однако рефери этот эпизод запомнил. Кошкин опять вспомнил, что может нокаутировать одним ударом. Он стал пытаться его нанести, но успеха не имел. Наоборот, нахватал в ответку. Ближе к концу рефери посчитал, что Кошкин очень ощутимо пропустил справа, и, хотя он и остался стоять на ногах, открыл ему счет. Александр был с этим никогда не согласен, но что толку? Бой он все равно проигрывал. И проиграл. У него серебряная олимпийская медаль. Одна из шести в тот день. Двое еще неудачно выступили после него.

Я помню вид Кошкина после боя. Он был абсолютно озадачен и как будто бесконечное количество раз себя спрашивал: как же так произошло? Как? Вот так.

Александр Беленький – о серебряном призёре Олимпийских игр Александре Кошкине, которому сегодня исполнилось бы 65 лет. А я ведь его видел. Было это в окружении Игоря Высоцкого.-2

Кошкин играючи выиграл чемпионат Европы 1981 года. Собственно, никто и не сомневался, что он его выиграет, а потом в 1982 в финале мюнхенского чемпионата мира настал черед еще одной встречи с Мартинесом. Что сказать? Два раунда шла, как говорят наши комментаторы, «равная борьба», которую они посчитали победой Кошкина. Последний раунд выиграл Мартинес, который считал, что выиграл и весь бой, но рефери поднял руку Кошкину. Армандо был так возмущен, что вырвался из рук рефери и отошел в свой угол. Потом он не хотел уходить с ринга.

Александр ушел с ринга уже в 1983 году. Как правило, указывают, что у него было тридцать шесть переломов, с тех пор как он занялся боксом. Это чистая правда. Он бил слишком сильно для своих рук. Но ушел ли он из-за этого? Не знаю.

16 октября 2012 года Кошкин ушел из жизни. Ему было всего 53 года. Рано. Очень рано.