2,4K подписчиков

Кому и зачем нужен пешеходный проспект Революции: есть ли будущее у эксперимента?

393 прочитали
Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.

Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным. Идея освободить от машин главную улицу областного центра обсуждалась давно, прорабатывалась, если верить мэрии, тоже. До реализации, правда, никак руки не доходили. И только в этом году карты легли как надо.

Оказалось, что, даже если перекрыть проспект Революции на целый день, ничего принципиально страшного не произойдет: горожане не превратят Воронеж в руины, заторы не парализуют намертво параллельные улицы, а оставленные вне центра машины не обернутся тыквами.

Однако как свои плюсы, так и безусловные минусы есть что у идеи закрытия проспекта Революции, что у ее реализации. О том, что было так, а что нет, мы писали в отдельном материале.

Читайте также: Пешеходный проспект Революции: уличные музыканты, бешеные самокаты и перекрытый въезд во дворы

Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.-2

Спустя практически две недели со дня эксперимента, повторять который пока никто не спешит, воронежские активисты, историки и местные жители собрались, чтобы обсудить будущее пешеходного проспекта. Инициатором сегодняшнего мероприятия стал общественник Игорь Титов:

– Эксперимент, который приурочили ко второму дню архитектурного форума «Зодчество ВРН», провели. Что происходило на проспекте – все видели, все про это читали. Но вопрос: а что дальше? Мне бы как раз хотелось это обсудить.

Итак, первого июня воронежцы получили проспект в полное свое распоряжение. Можно было посмотреть на архитектуру улицы с непривычного ракурса и без шума от проезжающих автомобилей, почувствовать дух города и послушать уличных музыкантов, которых, кажется, было даже чересчур много на совсем небольшом отрезке.

В первой половине дня желающих прогуляться по проспекту, где практически нет тени, оказалось немного, что очевидно, а вот ближе к вечеру народ стал подтягиваться. Так что, даже несмотря на отсутствие организованных активностей, в Воронеже случился маленький праздник.

При этом пока одна часть горожан – преимущественно жители спальных районов – радовалась дискотеке у Дома офицеров и танцевала прямо на проезжей части, другая – местные жители – страдала из-за перекрытий, драк разгоряченных отдыхающих в подворотнях и всячески пыталась предотвратить превращение своих дворов в общественные туалеты.

– О людях, которые живут на проспекте Революции, в данном случае никто не думает. Выезды во дворы перекрываются бетонными блоками, а сами дворы превращаются в общественные туалеты, других-то нет, – возмущается Ирина Осипова, председатель ТОС №67.

И это одна из главных претензий к организации пешеходного пространства.

Действительно, соглашаются другие участники встречи, бетонные блоки, которые расставили на выездах из дворов, – абсолютное зло. Во-первых, местные жители все-таки не могут оказываться запертыми в своих дворах (прим. ред. – такие же проблемы, кстати, возникают у жителей соседних улиц во время футбольных игр), альтернативный проезд есть не везде. Во-вторых, машины экстренных служб – скорые, пожарные – должны иметь быстрый доступ к любой постройке. Не стоит забывать, что каждая минута, потраченная на передвижение бетонных блоков, может стоить кому-то жизни. В-третьих, из-за перекрытий страдают и представители бизнес-сообщества, которые не всегда могут подстроиться под ограничения, особенно если они вводятся на сутки.

– Поток клиентов – это прекрасно, – отмечает жительница города Светлана Вырапаева. – Как предприниматель, не могу не согласиться. Но помимо этого есть различные процессы, без которых бизнес не может функционировать. Это и доставка грузов, и перемещение сотрудников. Когда нет общественного транспорта, люди меняются сменами или уходят с работы. И для предпринимателей это другая сторона медали, о которой почему-то никто не говорит.

Многие жители центра уехали в этот день из города, зная, чем оборачиваются массовые гулянья, отмечает еще один участник встречи, активист Алексей Лисенко.

– Получается, что пока одни люди радовались перекрытию, другие – страдали. Альтернативных выездов не имеет целый ряд домов, расположенных на проспекте Революции. Это проблема. При этом центр не «отдыхал» от автомобилей. Все они были припаркованы на соседних улицах.
Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.-3

Туда же – на соседние улицы – уходили и наиболее разгоряченные отдыхающие, которым хотелось «продолжения банкета». Из чего следует еще один немаловажный момент, на котором делают акцент местные жители, – безопасность.

– На проспекте Революции гуляли люди, дети катались на роликах, самокатах – здорово, классно. Но никто не видел, что творилось буквально в нескольких метрах оттуда. Все прилегающие улицы оказались запаркованы автомобилями, перекрытие обернулось двумя драками, люди, отдохнувшие на проспекте, хотели продолжение, начинали разносить окрестные дворы. В тот день у нас сломали ворота, – вспоминает события 1 июня жительница центральной части Воронежа Ольга Гесс. – Пешеходный проспект имеет огромный потенциал. Но важно проработать момент с безопасностью.

Многие, кто выступает против организации пешеходного проспекта, указывают на то, что улица – одна из главных транспортных артерий, перекрывать которую нельзя. Нужно, во-первых, что-то делать с количеством машин: все-таки центр – это не одна большая парковка, а во-вторых – прорабатывать альтернативные маршруты для общественного транспорта, крупногабаритным автобусам и правда трудно развернуться на узких улочках исторического центра.

Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.-4

При этом, что бы ни говорили противники перекрытия, в пробках в летний выходной Воронеж не встал.

– В качестве альтернативы проезда по проспекту Революции может использоваться набережная, может – Кольцовская. За ситуацией на Фридриха Энгельса я наблюдал всю субботу, – рассказывает урбанист Юрий Родионов. – Пробка там была примерно с 10-11 часов и до 3 часов дня, отчасти в этом виновата авария. Все это опять же вопрос организации. Если мы, допустим, вместе с перекрытием проспекта Революции запретим парковку на Фридриха Энгельса, мы получаем две полосы движения – примерно та же самая пропускная способность, что и у проспекта. Проблема частично нивелируется. Тем не менее отмечу, что коллапса не было.Очень важно, чтобы практика была предсказуемой и понятной. Далеко не все горожане оперативно читают СМИ. Если есть понятная традиция, водители заранее будут искать объездные пути.Я согласен, что текущее перекрытие было организовано так себе. Бетонные блоки на въезде во дворах – их точно не должно быть. Драки у развлекательных заведений – явление постоянное, от перекрытий это не зависит, тут вопросы к правоохранительным органам. Активности – необходимо добавлять.Возможно, стоит создавать отдельную дирекцию, которая будет следить за всем, заниматься событийной программой. Причем отвечать такая дирекция может не только за проспект, но и за парки, другие пешеходные зоны.
Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.-5

Экскурсовод Ольга Рудева считает, что, приехав «гулять в центр», просто невозможно обойти стороной проспект Революции. Карла Маркса, Советская площадь, парк «Орленок» – вот стандартные места притяжения выходного променада, которые соединены проспектом. Так что идею отдать и это пространство пешеходам, хотя бы на время, она поддерживает.

– Будет разумно, если мы договоримся в дни, когда не особо ущемляются права водителей, давать свободу пешеходам. Мое личное мнение: делать это можно, например, раз в две недели, – считает Рудева.

Жительница города Евгения Куриленок замечает, что далеко не все в Воронеже «верещат от восторга по поводу перекрытия проспекта».

– Скорее всего, большая часть относится к этой идее максимально равнодушно, есть и те, кто против. У нас в городе живет не только молодежь, не только велосипедисты, не только те, кому интересно слушать уличных музыкантов. У нас есть и другие категории населения, их много, и их мнения нужно учитывать.

В 90-х годах проспект Революции уже перекрывали, вспоминают участники встречи. Молодежи такое времяпрепровождение нравилось, но долго все это не продлилось, людям практика приелась.

–  Мне кажется, главная проблема, что никто не понимает до конца, а каким комплексно мы хотим видеть наш город, – отмечает общественник, представитель сообщества «Город и транспорт» Виталий Иванищев. – Если мы хотим, чтобы в Воронеже можно было проехать из дома на работу, из дома на дачу, и мы не хотим проводить время в самом городе, то давайте все оставим как есть. Давайте строить магистрали и развязки, надземные переходы. Если нет – нужно что-то делать. Главная улица города должна быть не главной транспортной артерией, а улицей, где хочется проводить время.Люди ногами проголосовали за пешеходный проспект, показали, что им это интересно. Я считаю, что необходимо перекрывать улицу по выходным. Возможно, не с утра, а с обеда. Надо смотреть, надо экспериментировать. Напомню, что в 2011 году, а затем в 2020 году проспект был перекрыт два месяца. Никакого транспортного коллапса не случилось.
Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным.-6

Игорь Титов также отмечает, что из-за проблем с организацией перекрытия в Воронеже вопросы возникли даже у тех, кто был двумя руками «за» пешеходный проспект, так что дальнейшая подобная практика – если она будет иметь место – потребует серьезной проработки.

Основные тезисы сегодняшней встречи общественники передадут в мэрию. Власти, кстати, на вопрос о внедрении опыта пешеходного проспекта на постоянной основе пока не отреагировали, хотя лето как раз в разгаре.