Фильм "Хоккеисты". ч.3. Как жизнь написала финал этой киноистории

805 прочитали

Продолжение. Начало тут

В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?" А тот отвечает:"Специалист вы в хоккее хороший, а вот людей не любите."

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?

На это тренер отвечает:"Это все пустая болтовня. А победителем всегда буду я. Меня поддерживает команда, народ, болельщики. Их миллионы. Которые тоже хотят очков, побед. У вас бледный вид, Толя, вам надо отдохнуть." И взгляд такого старого волчары, который смотрит на этого кутенка, который ни за что еще в своей жизни не отвечал и ничем не руководил.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-2

Жестко так ставит на место, возвращает из эмпиреев, витающего там, мечтающего о любви и дружбе, идиллии в команде, Толю Дуганова.

Ну да, Сперантов им читал Толстого, была дружба, а в результате шестое место. Идиллия может быть только среди идеальных людей. А что такое хоккейная команда, с которой имел дело Анатолий Владимирович Тарасов, он же Василий Ефимович Лашков. Вот что пишет Татьяна Анатольевна Тарасова,

Но великий тренер не может быть другим. Ему в руки попадали дремучие парни с четырехклассным образованием, с мутной историей, не способные связать двух слов. И он должен был вложить в них всего себя, изменить их судьбу, сделать из них богов и героев, которым потом станет поклоняться весь мир. Это титанический труд, требовавший абсолютного и беспрекословного подчинения. Но он умел этого добиваться.

Вот и вернувшись через год после "бунта гладиаторов" в команду, Анатолий Владимирович начинает зачистку. Но убирает не ослепленный местью, а рационально из интересов дела. Тех с кем не сможет работать. Кто не отвечает его требованиям, да еще и влияет своим примером на молодежью.

Руководителя бунта Николая Сологубова он оставляет в команде. Но несколько игроков отчисляется, в том числе один из лучших защитников мирового хоккея Иван Трегубов.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-3

Выпивка и курево - это было для Тарасова абсолютно несовместимо с настоящим хоккеистом. Через три года он отчислит из сборной ее капитана Константина Локтева за то, что в его номере в гостинице несколько игроков курили тайком от тренера.

А Трегубов попался Тарасову в ресторане Омска, где употреблял коньячок после игры. На воспитательные беседы Тарасова отвечал, что терпеть не может тарасовской показухи, всех этих вечерних школ, женсоветов, патриотических словес перед матчами. Тогда же и сказал, что говорит Дуганов Лашкову:"Не любите вы людей, Анатолий Владимирович."

В итоге Трегубова отправляют в команду второй лиги "СКА (Куйбышев), затем перешел в "Химик", где Эпштейн создал ему "щадящие" условия по поводу нетрезвого состояния. Но и оттуда Трегубова отчислили. Не тот пример он подавал молодежи.

И уже после ухода из большого спорта Тарасов говорил на встречах с болельщиками

Да, были у нас в ЦСКА, есть они и сейчас, “бойцы”, которые вспоминают о необходимости закусывать только после второго стакана. Были, есть и, наверное, будут. Хотя верю: наступят такие времена, когда местом в команде будут дорожить не так, как сейчас. А сейчас я этим бойцам” говорю, как говорил и “бойцам” в прошлом: “Смотрите! Водочка и не таких губила."

А противопоставление в фильме диктатора и интригана Лашкова и интеллигентного, культурного Сперантова в реальности завершилось тем, что эти два антипода стали работать в одной связке в сборной страны.

Весной 1962 г. Чернышев и Тарасов были назначены тренерами сборной. Не стало руководство после провала сборной под руководством Чернышева на чемпионате мира в 1961 г. опять менять его на Тарасова. Решило их соединить.

Впервые они работали в одной связке. При этом старшим тренером сборной значился Чернышев, а Тарасов вторым тренером. Но для Тарасова и Чернышева наименование этих "портфелей" ничего не значили. Они были на равных.

Они пришли к Юрию Машину, председателю Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР (один из вариантов названия Министерства спорта в советские времена), и заявили

Вы хотите, чтобы мы выиграли чемпионат мира? Мы два антипода, но мы готовы объединиться, чтобы вместе победить! Но у нас условия. Первое: как вы нас ни назовете, мы должны быть равны. Второе: мы принимаем решения, а вы их поддерживаете.

Их условия были приняты. Все вопросы ими решались совместно. А спортивное начальство сидело тихо. Сам Чернышев вспоминал так

На первых порах мы вместе вели тренировку, оба выходили на лед, он работал с нападающими, я — с защитниками. Теперь занятия проводит Тарасов, но всю подготовительную работу — составление плана тренировки, дозировку нагрузок ведем вместе. Так что практически разделения обязанностей у нас нет.

А вот как оценивал этот уникальный тандем капитан сборной Борис Майоров

И насколько эмоциональным был Анатолий Владимирович, настолько невозмутимым Аркадий Иванович. Тарасов был человеком творческим, изобретательным, но в случае неудачи мог сгоряча всё перевернуть с ног на голову. К счастью, рядом находился рассудительный Чернышев, который мастерски, как и подобает тонкому тактику, дирижировал игрой. Мне не приходилось встречать в спорте другого тренерского тандема, где бы люди столь естественно дополняли друг друга.

Вот так эмоционально Тарасов вел себя во время матча.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-4

А на другом конце скамейки игроков сидел Чернышев. Всегда невозмутимый, спокойно и внимательно наблюдающий за игрой. Но если Анатолий Владимирович уж слишком разгорячится, то Аркадий Иванович вполне может послать его на три буквы для успокоения. И Анатолий Владимирович успокаивался.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-5

Поэтому заниматься поисками того кто из них главнее был в сборной, у кого заслуг перед советским хоккеем больше - чистой воды спекуляция и неуважение к памяти великих тренеров. Они сами знали кто из них есть кто.

Уникальный тренерский дуэт великих тренеров, каждый из которых был силен в своем. А объединение этих уникальных людей дало уникальный результат.

С 1963 по 1972 гг., с того времени как они возглавили сборную (в 1962 г. наша сборная отказалась участвовать в чемпионате мира в США), были выиграны все титулы Олимпийских чемпионов, чемпионов мира и чемпионов Европы ( за исключением 1971 г., когда чемпионом Европы стала сборная ЧССР), всего 20 чемпионских титулов. И ушли они непобежденными после зимней Олимпиады-72 в Саппоро, завоевав третье подряд олимпийское золото.

Фильм "Хоккеисты" вышел на экраны в феврале 1965 г. А в марте 1965 г. сборная СССР, под руководством Чернышева и Тарасова, уже стала трехкратным чемпионом мира подряд и чемпионом Олимпийских Игр. Конфликт, который провел к отставке Тарасова из ЦСКА, произошел четыре года назад. О нем уже мало кто и помнил. А Лашков и Сперантов, то есть Тарасов и Чернышев, плодотворно вместе работали в сборной. А в чемпионате страны ЦСКА, то есть "Ракета", систематически била "Металлист", то есть "Динамо".

Таким образом, главная идея фильма о том, что спорт он для радости и дружбы, а не для очков и мест в таблице не нашла отклика в реальной жизни. Правота Дуганова о том, что играть надо в радость, не ставя на первое место очки и результат в таблице, оказалась идеалистической химерой.

Радость она, конечно, не помешает, но ее на хлеб не намажешь. шашлыка из нее не получится. Хоккеисты не какие-нибудь древние греки, которые соревновались под звуки флейты ради эстетического удовольствия, как говорит в своей лекции Майя, жена Дуганова, а люди зарабатывающие на хлеб насущный тем к чему имею способности - игрой в хоккей. Больше забил, больше очков набрал, место высокое завоевал - получи больше денег и других благ. А деньги, граждане, пока еще никто не отменял.

Вот поэтому зритель фильма и пропускал все эти разборки между хорошим и очень хорошим, и сосредотачивался на том, как протекает решающий матч между "Ракетой" и "Металлистом".

Вначале "Ракета" ведет 2-0. Затем Металлист выходит вперед 5-2. И остается пятнадцать минут до конца. Тут выходит тройка Дуганова и совершает чудо. На последней секунде сравнивает счет.

Интрига. Да еще какая. Зрителю нравится. Как на хоккейном матче побывал.

Хоть и поговаривали насчет фильма некоторые осведомленные зрители, что это про Тарасова с Чернышевым, но от самих фигурантов никаких комментариев не было. И правильно. Чего там старое ворошить, когда работать надо. Родина ждет побед и только побед.

Но вот через двадцать три года произошло так, что оказался к тому времени этот уже почти забытый фильм пророческим. В октябре 1988 года, когда перестройка и гласность во всех сферах жизни достигала своего пика, дошли эти два явления и до "священной коровы" советского хоккея - сборной команды СССР и почти бессменного чемпиона страны ЦСКА.

В рупоре "гласности" журнале "Огонек" появилось открытое письмо центрального нападающего первой хоккейной пятерки страны, неоднократного чемпиона страны, мира, Европы и Олимпийских Игр, капитана вооруженных сил, заслуженного мастера спорта, кавалера орденов "Трудового Красного Знамени" и "Знак Почета" Игоря Ларионова. Называлось письмо "В долгу перед хоккеем...", и адресовано оно было старшему тренеру сборной СССР и ЦСКА, полковнику Виктору Васильевичу Тихонову.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-6

То есть Дуганов опубликовал статью "Ради чего?", а Ларионов " В долгу перед хоккеем..." Помогал Ларионову написать статью журналист "Огонька" Головков.

Продолжение. Начало тут  В фильме есть эпизод, где тренер Лашков и Дуганов сидят друг против друга в ресторане и Лашков спрашивает своего игрока:"За что вы меня ненавидите , Дуганов?-7

Начиналась статья так

Уважаемый Виктор Васильевич!
За последние шесть лет, с того самого дня, когда нашу сугубо личную, интимную беседу вы предали гласности на общем собрании команды, обвинив меня в «слабой игре», нам с вами никак не удавалось поговорить по душам. Случая не представлялось, хотя работали рядом. Теперь же, думаю, не грех поделиться кое-какими соображениями, которые наверняка будут интересны нашим болельщикам, читателям «Огонька».

Как-то странно - шесть лет игрок не может поговорить с тренером. Затем Ларионов пеняет Тихонову, что тот против его воли присвоил игроку офицерское звание, которого Ларионов не хотел. Садюга одним словом.

А еще Тихонов насильно присвоил офицерское звание Могильному (это тот самый. что в 1989 г. сбежал из Швеции после чемпионата мира в Канаду)

Так вы, Виктор Васильевич, превратились за последние годы в этакого хоккейного монарха: захотите – накажете, захотите – помилуйте! Как вы поступили с Сашей Могильным, самым молодым игроком, когда он не пожелал стать офицером Советской Армии? Старым, казачьим способом: припугнув, не взяли его на коммерческие игры в Японию. Поразмысли, мол, что с тобой будет… И Саша послушно написал рапорт.

И вообще не дает Тихонов никакой личной жизни. По 10 месяцев игроки на сборах. Боится Тихонов, что они напьются. И слова ему не скажи.

И вот стоит перед вами взрослый человек, хоккеист с мировым именем, будучи вынужден молча слушать, как вы кричите на него, унижая перед остальными! Это собственные честь и достоинство вы бдительно оберегаете, а чужие для вас — ничто! А уж следующий раз игрок, памятуя об «ошибке», всеми силами постарается угодить вам, старшему тренеру. Он уже и не пытается играть с выдумкой, творчески, следуя своему стилю, не импровизирует на льду, старается брать на себя как можно меньше ответственности в острых ситуациях. Не отсюда ли начинается деградация, путь к вашему идеалу — «усредненному игроку»?»
Так год за годом вы приучили людей к тому, что они пешки в ваших руках. Думается, что в Госкомспорте СССР тоже не слишком ломают голову над психологической подготовкой спортсменов; вы, Виктор Васильевич, пользуетесь там влиянием и безмерным уважением, поскольку время от времени даете Госкомспорту результаты. Выигран очередной чемпионат мира – спасибо вам, товарищ Тихонов, за ваш труд! Ведь какой ценой достигнута победа, начальство, как правило, не интересуется!

А этот пассаж в духе того времени, времени разоблачения "культа личности".

Я взял на себя смелость сказать, что в стиле руководства командой ЦСКА и сборной страны вы ничего нового не придумали. Ведь если приглядеться, климат, который вы создали для хоккеистов, весьма напоминает на обстановку культа личности, только культа бескровного, тихого, культа в миниатюре, где «коллективистский дух» означает солдафонщину, где демократия подменена беспрекословным подчинением, где любимая всеми нами игра в хоккей поставлена на службу вам, нашему тренеру. Вы, товарищ полковник, наказываете всю команду, если даже один игрок нарушил режим: так вы невольно заставляете людей расправляться со своим товарищем «силами коллектива»…
... ваш тренерский стиль, который, возможно, давал положительные результаты в прошлом, обнаруживает сбои, перестает себя оправдывать, трещит по всем швам, как и сама административно-командная система, сложившаяся в стране. Уже ни от кого не скроешь, всем видно, даже Госкомспорту, которая пока молчаливо выжидает, какой еще турнир мы завалим, что вы допускаете ошибку за ошибкой.

Ну, куда же без разоблачения "административно-командной системы" в хоккее? Жгет журналюга из "Огонька не по-детски.

И заканчивается вообще как на первомайском митинге - взвейся да развейся.

Страна учится мыслить по-новому. Пора бы заняться этим и нам, спортсменам!

В общем, сплошные общечеловеческие ценности в духе перестройки и гласности.

Статья вызвала, конечно, резонанс. К Тихонову, надо сказать, болельщики не очень хорошо относились. И за внешний вид его такой непрезентабельный, движения суетливые, взгляд заискивающий. Не Тарасов и не Чернышев, эти дядечки солидные были, монстры, так и чувствовалось. Старики-беспредельщики. Вот что Николай Карпов, тренер "Спартака", что дважды выигрывал первенство страны у ЦСКА, про Тихонова говорил. Чувствуется старая школа

- О Тихонове вы какого мнения?
- Он со мной в "Динамо" играл. Катался плохо. "На протезах", как у нас говорят. В футбольчик немножко поигрывал, в дубле. Между прочим, легендарная тройка Макаров - Ларионов - Крутов - абсолютно не заслуга Тихонова. Просто стечение обстоятельств. Вы, например, в курсе, как Ларионова от меня под автоматами уводили?
- И как?
- Я договорился с Игорем, что он из "Химика" в "Спартак" переходит. Когда об этом ЦСКА прознал, сразу за ним автоматчиков в Воскресенск отрядили. А вскоре Тихонов ко мне подходит: "Ох, Николай, что я связался с этим Ларионовым? Ничего не умеет. Веса нет, бороться не может. Скрипач!"
Говорю: "Где ж ему бороться, у него вместе с коньками 50 кг веса! Вы у него попробуйте шайбу отнять. Поймайте его хотя бы!"
Через пару недель Тихонов опять меня встречает: "Коля, он же профессор!" Такой у Виктора Васильевича был взгляд - одних "ломовиков" собирать.
- Это вам Тихонов сказал, что способен за три месяца команду сделать?
- Нет, на совещании залепил. А когда рухнула советская власть, тренеры спросили: "Вот теперь Виктор Васильевич - как мы. Что ж он не делает команду-то?"
- Было у Тихонова какое-то качество, которому вы завидовали?
- Было одно ценное качество, не отнимешь. Когда мы в "Динамо" собирались за столом - он хорошо закуску резал.
- Сам не выпивал?
- Мало. И так-то не играет, а если еще пить будет? Это мы могли и пас отдать, и за столом посидеть.

Да, получается, что "ни украсть, ни покараулить", ни "выпить-закусить" Тихонов не может.

И за тепличные условия по комплектованию ЦСКА его не любили. Исчезла интрига в чемпионате в связи с этим. И вообще не было у него этой самой харизмы. А тут еще эта самая "командно-административная система", "культ личности", против которых велась тогда беспощадная пропаганда и агитация.

И очень многие сочувственно отнеслись к статье Ларионова, даже если содержание знало только по слухам. Сколько же ему перетерпеть то пришлось. ГУЛАГ какой-то, а не хоккей.

Чем закончилось все для Тихонова и Ларионова? Ничем. Тихонова никто не снял. А Ларионова уговорили поехать на очередной чемпионат мира 1989 г. После которого вся первая пятерка сборной Макаров, Ларионов, Крутов, Фетисов. Касатонов и ЦСКА отправилась на заработки в НХЛ.

А тут и СССР закончился. И последний чемпионат мира в 1991 г. при Советской власти Тихонов проиграл. Третье место заняла наша сборная. На чем и закончила свое существование.

И чуть не забыл, песня "Синий лед" из этого фильма. Композитор Леонид Афанасьев, стихи Гребенников-Добронравов. Поет Олег Анофриев.

Песня была очень популярна, своеобразный гимн хоккеистов, но через три года ее затмила другая "хоккейная" песня - композитора А. Пахмутовой на стихи того же Гребенникова-Добронравова "Трус не играет в хоккей". Первый исполнитель Вадим Мулерман.

А следующий художественный фильм "про хоккей" вышел почти через 10 лет, в 1974 г. Назывался он "Жребий". И опять в центре сюжета тренер, в котором с одного раза просматривается Анатолий Владимирович Тарасов. И консультатнтом фильма тоже был именно он. Но это совсем другая история.