5,6K подписчиков

Фильм о художественной гимнастике "За пределом" и комментарии к нему через много лет

2,7K прочитали

Документальный фильм о художественной гимнастике "За пределом"

В 2017 году вышел документальный фильм о художественной гимнастике «За пределом». Фильм не отечественный, он снят польским режиссёром. Когда я несколько лет назад посмотрела этот фильм, помимо показанной жестокости к спортсменке со стороны тренеров, меня поразило то, что этот фильм вышел, что главный тренер российской сборной по художественной гимнастике Ирина Винер дала согласие на это. Значит она не видела, что в этом фильме есть что-то такое, чего нужно стесняться или бояться, значит была убеждена, что её методы работы единственно верные. Вот это мне и показалось страшным.

Маргарита Мамун.
Маргарита Мамун.

Фильм показывает фрагменты тренировок и выступлений Маргариты Мамун с Чемпионата мира 2015 года, Чемпионата России и Чемпионата Европы 2016 года, ещё каких-то соревнований и, конечно, Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Фильм не имеет чёткого сюжета.

Зрителю показывают именно фрагменты: фрагменты выступлений, фрагменты разговоров с тренерами, родителями, врачами, своим парнем. Очень часто эти фрагменты явно вырваны из контекста, мы можем только догадываться в связи с чем была брошена та или иная фраза. Нам показывают, как тренеры (личный тренер Амина Зарипова и главный тренер сборной Ирина Винер) орут на Мамун матом и обзывают разными неприятными словами. Ирина Винер, впрочем, не всегда орёт, она этими ужасными словами ещё и совершенно спокойно тихо называет, может также в третьем лице нелицеприятно отзываться о гимнастке в её присутствии.

Но также зрителю показывают и нежные объятья, и поцелуи, и ласковые слова со стороны тренеров.

Контраст.

Кнут и пряник.

И каждый зритель свой сделает вывод. Вывод, зависящий от жизненного опыта и мировоззрения.

Впервые я этот фильм посмотрела, когда моя дочь примерно полгода занималась спортивной гимнастикой. И тогда я была неприятно поражена и увидела лишь жестокость.

Второй раз я фильм посмотрела сейчас, когда моя дочь уже КМС и седьмой год в спорте. Я увидела любовь тренеров к воспитаннице и волнение, и переживание за неё во время выступлений. Но тем не менее мне по-прежнему непонятны и неприятны вот эти оскорбительные тирады, называние экскрементами и рогатым животным (извините, не могу в Дзене воспроизвести слова тренеров, потому что за такие слова статью ограничат за язык вражды) и удары по больному, когда Винер напоминает Маргарите перед выступлением, что её отец умирает от онкологии. Даже тренер Амина Зарипова кажется поражена и явно не одобряет такой выходки Винер. Амина, хоть и тоже, как Винер, может матом высказаться, но не говорит с Маргаритой о личном, о больном личном, она даже как будто пытается защитить Маргариту от Винер. Амина Зарипова сама когда-то была в сборной страны, тренировалась в том числе и у Винер, была участницей Олимпийских игр 1996 года, где заняла 4 место. Она очень хорошо знает эту «кухню». Поэтому, мне кажется, и умеет пожалеть и приласкать, когда это надо, даже несмотря на запреты Винер: «что ты её облизываешь!»

Фанаты Винер утверждают, что именно благодаря методикам великого тренера Маргарита смогла на Олимпиаде выдать своё лучшее исполнение. А у меня возникает вопрос: а почему же она до этого ни разу не выдала чистого исполнения и ни разу не стала чемпионкой в многоборье на мировых чемпионатах в отличие от своей соратницы по Олимпиаде Яны Кудрявцевой, которая три года подряд становилась чемпионкой мира? Может Рита и выдала своё лучшее исполнение на Олимпиаде потому, что рядом не стоял тот, кто называл её с**тиной и напоминал, что отец умирает?

Кстати, когда готовила эту статью, я прочитала, что личный тренер Яны Кудрявцевой, не дала своей воспитаннице телефон перед олимпийским выступлением, чтобы та не говорила с Винер. Интересно, не потому ли, что личный тренер, зная характер Ирины Александровны, опасалась, что та наговорит гадостей и испортит настрой гимнастки?

Также многие другие любители художественной гимнастики считают, что никакого такого супер-выступления Маргарита не выдала, а что ей просто повезло в том, что Яна Кудрявцева уронила предмет. Не уронила бы – не стала б Маргарита Олимпийской чемпионкой, несмотря ни на какие методики.

Яна Кудрявцева и Маргарита Мамун на ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро.
Яна Кудрявцева и Маргарита Мамун на ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро.

Интервью Маргариты Мамун Вите Кравченко

И вот теперь, спустя 7 лет после выхода фильма «За пределом», комментарии к нему дала героиня этого фильма – Олимпийская чемпионка 2016 года по художественной гимнастике Маргарита Мамун. Она пообщалась с блогером и спортивным журналистом Витей Кравченко, выпуск называется «Гимнастика: жестокость тренеров, насилие и многолетнее молчание».

Маргарита Мамун в своём автомобиле с Витей Кравченко.
Маргарита Мамун в своём автомобиле с Витей Кравченко.

Это интервью за пару недель посмотрели более миллиона раз! Но я о нём узнала, когда его прокомментировал на радио «Комсомольская правда» Андрей Телицын – тренер по спортивной гимнастике из Челябинска.

Это интервью – как будто и не интервью вовсе, а просто кадры со встречи знакомых. Но тем более живым, эмоциональным и правдивым оно вышло. Маргарита возит (и водит) Витю по значимым для себя местам: школа, спортивные залы, где довелось тренироваться, центр гимнастики Винер... И попутно рассказывает о себе, своём спортивном пути.

Маргарита с заплаканными глазами.

Ирину Винер в этом интервью не показывают, она потом позже в своём телеграмме даст свой комментарий, где назовёт Маргариту предательницей, а потом удалит пост, но пронырливые СМИ его успели копировать и распространить. А вот с личным тренером Аминой Зариповой нам показывают беседу.

Витя спросил Амину, не было ли ей стыдно за то, что показали в фильме «За пределом». Амина как будто вообще не поняла, за что должно быть стыдно, но сказала, что после просмотра фильма ей было страшно. Из-за чего она пояснила невнятно (далее цитаты из разговора Вити Кравченко и Амины Зариповой).

– Когда первый раз увидели фильм "За пределом", Вам не было стыдно?
– Мне стыдно? Мне не было стыдно. Мне было плохо.
– Плохо от чего?
– От того, что я пережила, что мы с Ритой пережили. Стыдно за что мне должно быть?
– За такое общение с ней.
– Мне за моё общение с ней ни секунды не стыдно, ни дня не стыдно. В этом фильме выжимка абсолютная. Если Вы о том моменте, когда я на неё ору, то представьте: когда человек не понимает, что нужно вытянуть руку, и ты кричишь-кричишь, кричишь-кричишь, а она этого не выполняет. Ты её просишь сначала, потом начинаешь повышать голос, а у неё это не получается.
– Пообщавшись с Ритой, я понял, как Вы к ней относитесь – это трепетное отношение, даже в фильме видно это. Но в тот же момент приходится орать на человека, ругать его, обзывать, вот это как делается – через себя, или это делается на эмоциях?
– Эмоции, конечно, это эмоции. Рита была исключительная в том плане, что её не нужно было заставлять. Но были моменты, когда не хотелось вставать с кровати, когда было больно, когда было жалко себя. Ты должен как бы толкать себя. Толкать её, толкать себя, чтобы она вот с этой с мёртвой точки сдвинулась.
– Это часть Вашей работы?
– Да, конечно.
– А без этого можно?
– В профессиональном спорте, я считаю, нельзя.
– Я, когда смотрю на Риту <в фильме>, мне реветь охота, когда она 19-летняя, её трясёт всю, Вы пытаетесь её защитить, вот эта вся ситуация – она здоровая или нет? <это Витя спросил про тот момент из фильма, где Винер орёт на Мамун, а Зарипова защищает>.
– В целом, наверное, нет, конечно. Но с другой стороны, подождите, мы же говорим, что она в спорте.
– Ну а что, нету другого варианта, другого выхода, чем через это?
– Не знаю...
– Психологически здоровым можно выйти из этого спорта?
– Можно.
– А Рита вышла?
– … (молчание) Её окружают хорошие люди.
– Не все.
– Большинство.
– Почему столько насилия в художественной гимнастике?
– Я не буду отвечать на этот вопрос.
– Потому, что Вам страшно отвечать на этот вопрос?
– Я знаю, что без этого можно обойтись.
– Когда на девочек кричат тренеры в нежном возрасте 7-8 лет, когда они нигде не выступают, никаких задач для себя не ставят, это нормально?
– Это как раз не нормально. В моей школе я это не приветствую, запрещаю. Можно уговорами в этом возрасте.
– Вы можете сейчас, в апреле 2024, легко и спокойно, без страха рассказывать о художественной гимнастике?
– Нет. Нет. Нет.

Маргарита Мамун со слезами на глазах рассказывала, как тяжело было выносить психологическое давление и унижения. Но помимо этого было и другое страшное – домогательства со стороны одного из тренеров-мужчин. Но Рита и другие девочки никому не рассказывали об этом – стыдно и страшно, да и что рассказывать, если до самого ужасного дело всё таки не дошло, а тот тренер был на людях милейшим человеком и говорил, что дарит свою нерастраченную любовь воспитанницам, потому что своих детей нет. Любопытно, что первый тренер Маргариты Мамун Татьяна Душкина сказала, что догадывалась обо всём, но тоже ничего никому не говорила. А Рита через всю жизнь пронесла страх и, даже выйдя замуж, боялась оставаться в квартире одна, опасаясь, что придёт тот тренер.

Маргарита Мамун во время интервью.
Маргарита Мамун во время интервью.

Потом этого тренера судили, всё таки одна из девочек пожаловалась родителям, но доказательств суд не нашёл. Схожая ситуация, только с иным финалом, была в сборной США по спортивной гимнастике, там врач Ларри Нассар много лет совершал насильственные действия под видом медицинских манипуляций. Некоторые гимнастки жаловались, но им не верили. Но потом жалующихся стало слишком много, и Ларри осудили и приговорили к 60 годам тюрьмы. Тренеру, о котором говорила Мамун, всё сошло с рук, «ну подумаешь за бедро потрогал», видимо, так кто-то посчитал.

Первая тренер Маргариты Мамун призывает родителей быть внимательными к своим детям, общаться с ними, чтобы те не боялись рассказывать о том, о чём страшно и стыдно сказать. Нужно чтобы не было стыдно рассказывать родителям об этом.

В интервью Маргариты Мамун с Витей Кравченко мне не понравилось то, как на разговоры вызывали маленьких девочек-гимнасток. Не верю, что девочки лет 8 могут рассуждать о политике и о положении нашей страны на мировой арене, им явно сказали, что нужно говорить. Неуместно всё это как-то. Взялся рассказывать о Маргарите, так и рассказывай.

И, кстати, я видела, что Витю Кравченко многие осудили за то, что в его интервью с Мамун есть реклама американского сайта по продаже брендовых шмоток, и что Витя через Мамун как будто пытается обесценить наши Игры Дружбы, что намекает, что на Олимпиаду нужно ехать любой ценой. Дескать, Родину не уважает. Но нигде я не увидела, что кто-то обратил внимание на то, что Витя крупным планом показывает портреты героев СВО, которые на билбордах установлены возле дорог, по которым везла Витю Маргарита на своём автомобиле, который ей подарили за победу на Олимпиаде.

Скрин из интервью с Мамун.
Скрин из интервью с Мамун.

Комментарий тренера по спортивной гимнастике на радио «Комсомольская правда»

Радио «Комсомольская правда» доверия нет с первых фраз с самого начала передачи, потому что Маргариту Мамун называют чемпионкой по спортивной гимнастике. Недопустимо такое в эфире. Вообще это странно, обычно бывает наоборот – спортивную гимнастику называют художественной, так как она у нас в стране более популярна нежели спортивная гимнастика. Приглашённый в эфир тренер по спортивной гимнастике Андрей Телицын, конечно, исправил ведущую, но осадочек, как говорится, остался.

Помимо Андрея Телицына гостем была и Наталья Бухарина – спортивный психолог.

Психолог сказала, что есть две популярные проблемы, с которыми спортсмены приходят к психологам. Они обращаются за психологической помощью, когда хочется бо́льшего в спорте, но не получается, и когда волнение перед соревнованиями мешает работать. В том числе психолог отметила, что помимо прочих существует такая причина волнений, как боязнь реакции на выступление родителей или тренера.

Вот и Маргарита Мамун, судя по её интервью, боялась реакции тренера, она переживала из-за оскорблений и унижений, которым, по её мнению, она регулярно подвергалась на тренировках, перед и после выступлений, но она не могла понять, что нужно сделать, чтобы всегда получалось так, как надо тренеру. И никакие маты ей не помогали это понять, наоборот, разум закрывался от неприятного.

Мне кажется, что это не редкая проблема, только говорить о ней не принято.

Ведущая эфира спросила: всегда ли в большом спорте психологически сломленные спортсмены и нужен ли психологический прессинг?

Андрей Телицын, как опытный политик, отвечал многословно и витиевато, таким образом, что после его ответа сидишь и думаешь: то ли ответил, то ли нет. Если обобщить, то Андрей сказал, что далеко не всем спортсменам нужны высокие достижения, многие дети занимаются спортом, как фитнесом, для здоровья, для себя. А в большом спорте ломают не личность человека, а то, что мешает этому человеку стать чемпионом.

Пересказывать весь эфир не буду, не всем из читателей это нужно, но психолог и тренер говорили интересные и «правильные» вещи.

Дозвонившийся в эфир мужчина, назвавшийся профессиональным спортсменом в прошлом, тоже говорил о психологическом давлении, но поднял и другую болезненную тему, он сказал, что настраивать на работу и выводить на спортивную злость нужно только внутри спорта, не касаясь личной жизни и семьи спортсмена.

И с такой точкой зрения соглашаются психологи, чьи труды я читала, ссылки на которые регулярно размещают различные спортивные сообщества в том числе и спортивная школа, в которой тренируется моя дочь. Везде говорится, что можно, например, говорить о соперниках, но нельзя говорить, о родственниках, нельзя настраивать против родителей, даже, если тренеру кажется, что они не правы. Но и соперников нельзя недооценивать, оскорблять и обижать. Обижать вообще никого нельзя. Также как и нельзя поселять обиды в душах воспитанников.

Мысли после просмотра интервью

Не было бы обид – не говорила бы Маргарита публично такие вещи, спустя столько лет. С обидами жить неприятно и тяжело. Я бы, например, не хотела, чтобы мои дети хранили в душах обиды.

Когда моя дочь расстраивалась из-за отношений с тренером, но категорически не хотела уходить из гимнастики, я ей предлагала поставить себя на место тренера и поискать иное возможное решение проблемы, предлагала посочувствовать тренеру в его тяжёлой работе и даже пожалеть, и ни в коем случае не обижаться. Я объясняла, что тренер не злая, что вообще люди в большинстве своём хорошие и не хотят осознанно никого обижать и унижать, но они непроизвольно воспроизводят ту среду, в которой росли сами, где определённое отношение было не просто допустимым, а нормальным, само собой разумеющимся. Люди поступают так или иначе из соображений целесообразности, они хотят, чтобы было лучше. Тем более, если речь идёт о тренере и спортсмене. Успех спортсмена = успех тренера. Каждый тренер заинтересован в успехе своего воспитанника и сознательно действовать ему во вред не станет. Поэтому, если тренер что-то делает, то поступает так из лучших побуждений. И мне кажется, что у моей дочери сейчас нет обид.

Мне бы не хотелось, чтобы кто-то из моих детей оказался в ситуации, в которой сейчас находится Маргарита Мамун – её осуждают, её презирают, в ней разочаровались некоторые поклонники художественной гимнастики. Я же восхищена её мужеством. С одной стороны, я верю Маргарите и всей душой сочувствую девушке, и мне жаль её. Но с другой стороны, я и Ирину Винер понимаю, ведь та искренне считает, что «вывела Риту в люди» исключительно своими методами работы и никакие другие методы не подействовали бы, а Рита как будто не оценила и как будто плюнула в своего учителя, хотя Рита и не сказала ничего плохого в адрес Винер и даже, наоборот, признала, что та много хорошего для неё сделала и сказала, что любит Ирину Винер. Но тот, кто хочет обидеться – обидится.

Маргарита обозначила проблему, которая существует не в одном единственном спортклубе, и которая, по всей видимости, не даёт ей покоя много лет – унижения и оскорбления спортсменов. Заметьте – не крики, а оскорбления. Можно орать, но зачем при этом уничижительные слова использовать? Называть г-м <экскрименты>, б-ном <самец домашнего парнокопытного животного с волнистой шерстью и изогнутыми рогами> и ск-ной <обобщённое наименование всех домашних сельскохозяйственных животных>, пр-ком <неадекватный, ненормальный человек>?

Маргарита Мамун так же уверена в своих убеждениях, как и Ирина Винер. Рита считает, что чемпиона можно сделать без абсценной лексики, она говорит, что закрывала слух и разум от слов тренера и не слышала их, потому что, если бы услышала, то расплакалась бы и ничего не смогла бы сделать. А разве тренеру нужно, чтобы спортсмен смотрел на него стеклянными глазами и кивал, соглашаясь с тем, чего не слышит?

И мне искренне непонятно, почему у многих людей, судя по комментариям в интернете, шок вызвало само интервью гимнастки – то что рот смела открыть, а не то, о чём она в нём рассказала.

Рите много лет после спорта снились тренировки и унижения.

Маргарита обращает внимание на отечественный феномен оправдания насилия, она говорит, что в англоязычных комментариях к фильму "За пределом" люди осуждают насилие по отношению к гимнастке, а вот многие русскоговорящие люди утверждают, что иначе нельзя. Маргарита считает, что такое отношение к гимнасткам – это советское наследие. А вот её первый тренер Татьяна Душкина, которая была в сборной Москвы в советское время, утверждает, что тогда тренеры были интеллигентными и никого не оскорбляли, а вот теперь молодые тренеры жестоки, потому что рыба гниёт с головы.

Мужественная женщина.

Говорят, что в тот период времени перед Олимпиадой, когда Винер особенно давила на Маргариту и напоминала о близкой смерти отца, у самой Винер была тяжёлая обстановка дома, она даже на Олимпиаду не поехала – тяжело болела её мать. Но разве собственная боль даёт право причинять боль другим людям, унижать и оскорблять их? Вот, например, у меня в семье сейчас тяжёлая ситуация, а курьер случайно отдал заказ в соседнюю квартиру, имею ли я право обозвать его рогатым сельскохозяйственным животным и экскриментами? Он виноват? Виноват. С этим даже он сам спорить не стал, извинился, заказ я всё таки получила. Но кричать на курьера матом я не стала. Потому что это недопустимо, несмотря ни на какие личные обстоятельства, на которые так любят некоторые ссылаться.

Я согласна с Маргаритой, что недопустимо оскорблять спортсмена. Но пытливый отечественный читатель ехидно спросит: «а сколько олимпийских чемпионов воспитала ты?» Я – нисколько. Так и большинство тех, кто унижает и оскорбляет – нисколько.

Говорят, что Олимпийская медаль все неприятности подготовки сотрёт (хотя, судя по поведению Маргариты, ей не стёрла), а как жить тем, у кого этой медали не будет, а унижения и оскорбления останутся?

В интервью Рита сказала, что хотела бы говорить открыто, но не может, потому что страшно (жаль не поясняет, чего именно боится). В ответ Витя задаётся вопросом, а есть ли смысл в разговорах с недомолвками? Он говорит, что его беседа с Ритой – это попытки разговора в каких-то лютых ограничениях, в нереальных рамках. И вокруг страха и тревоги.

Чего боятся все эти люди?

Ох, ошибался классик, вкладывая в уста своего героя фразу о том, что правду говорить легко и приятно. Не легко. И не приятно. Я когда-то читала какой-то фантастический роман, антиутопия вроде бы, к сожалению, не помню ни названия, ни автора, ни сюжета, но один момент запомнился – там люди стали говорить друг другу только правду. И ни чем хорошим это не окончилось.

  • Интервью Маргариты Мамун:
  • Здесь комментарии челябинского тренера Андрея Телицына в эфире Комсомольской правды:
  • Здесь подборка с другими моими обзорами фильмов о спорте и спортсменах: