745 подписчиков

Выбор мистера Гондо, или путаница с терминами

Художник Ф.Чусюн
Художник Ф.Чусюн

У великого японского режиссера Акиры Куросавы есть фильм, который в русском переводе называется «Рай и ад». Статья в Википедии об этой картине начинается с того, что это «криминальный триллер», и это очень смешно, потому что это неправда. Т.е. в фильме есть и элементы детектива, и события там происходят ужасные, но дело совсем не в детективном сюжете. Перед нами мощная драма, эпическое высказывание о выборе, который совершает человек, и о его личности.

Все начинается с имущественного спора между акционерами. Главный герой – управляющий обувной фабрики. Он хочет делать хорошую обувь, но качественный товар не приносит большой прибыли. Другие акционеры хотят поменять политику, убрать хозяина и приходят к главному герою, чтобы убедить его проголосовать акциями за смену руководства. Мистер Гондо (это имя управляющего) не собирается переходить на чью-то сторону, а наоборот, сам хочет иметь контрольный пакет акций. Он для этого заложил почти все свое имущество…

Как мы видим, тут нет ни детектива, ни триллера, но вдруг другой жанр буквально врывается в повествование. Неизвестный преступник сообщает по телефону, что украл сына мистера Гондо и требует колоссальный выкуп… В какой-то момент приехавшая полиция хочет поместить красящее вещество в чемодан, в котором будут передаваться деньги. Главный герой достает свой старый чемодан с инструментами, распарывает чемодан, и умелыми руками мастера прячет пакетик краски в ткани. Мистер Гондо – не просто прекрасный управляющий, он знает, как делать хорошую обувь, он сам ее когда-то делал. Он действительно прошел путь от подмастерья до руководителя большого предприятия. Он просто не умеет и не может производить некачественную продукцию. Это его профессиональный и мировоззренческий выбор. И именно мировоззренческий выбор ему приходится совершать в дуэли с преступником. Платить или не платить? Ведь, оказалось, выкрали не его собственного сына, а сына его шофера…

Если он заплатит, то потеряет не только деньги, но и возможность контролировать фабрику. В каком-то смысле он потеряет все. Но, приняв решение, мистер Гондо уже действует без оглядки. Посмотрите фильм, и вы увидите, как в каждой сцене нам дано единство человека, руководителя и профессионала. Он не просто рискует, не просто ведет бой, он управляет ситуацией настолько, насколько ей можно вообще управлять. Он не теряет спокойствия. Еще недавно он поставил все, чтобы приобрести контрольный пакет акций, а сейчас он делает все, чтобы спасти чужого ребенка и поймать преступника. Личная жизнь и бизнес переплетены. Человек превращается в вектор, в стрелу, и решает проблему. Полиция не гарантирует ему победы, но это не останавливает мистера Гондо. В результате преступник пойман. И главный герой уволен с фабрики. Он больше не управляющий. Он начинает все заново. Делает обувь в небольшой компании. Но ни о чем не жалеет. Потому что он справился, и в этом смысле выиграл.

В бизнес-школах очень любят термины «турбулентность» и «управление изменениями», и это очень смешно, потому что неправда. Нет, конечно, есть и турбулентность, и неизвестность, и даже изменения налицо. Но на самом деле перед нами не турбулентность, а катастрофа, не изменения, а ад. И нужно иметь образ рая в душе, чтобы этому что-то противопоставить. Интересно, говорят ли о рае в бизнес-школах?

У великого японского режиссера Акиры Куросавы есть фильм, который в русском переводе называется «Рай и ад».-2