Несчастливый самолет М. С. Горбачева, самая красивая партизанка, памятник главной ночной ведьме и парнокопытные на вертолете.
Четыре малоизвестные фотографии из советского прошлого и четыре необычные истории, которые стоят за этими снимками.
Итак, по хронологии…
Партизанка из Чили, 1974 год
Советские граждане встречают самую красивую чилийскую партизанку.
Москва, аэропорт Шереметьево.
В советское время все знали Луиса Корвалана, руководителя Коммунистической партии Чили, который после военного переворота провел в застенках больше трех лет и был обменен при посредничестве США на советских диссидентов в 1976 году.
Но он был не единственным борцом с режимом…
Так как, все просоветские компартии строились по образцу КПСС, то и в чилийской компартии был свой ВЛКСМ – Коммунистическая молодежь Чили. С 1963 года этот союз возглавляла Гладис Марин (1941-2005).
После переворота 11 сентября 1973 года она ушла в подполье, а через два месяца перед угрозой ареста укрылась в посольстве Нидерландов. Спустя еще 8 месяцев пиночетовский режим позволил ей покинуть Чили. Так сеньора Марин оказалась в СССР.
Ее муж остался в стране, продолжил подпольную деятельность против Пиночета, но в 1976 году был схвачен и бесследно исчез. Скорее всего, он не выжил после страшных пыток, а тело сбросили в Тихий океан. Подобная судьба ожидала всех противников военной диктатуры, не только коммунистов.
Гладис, при поддержке КГБ СССР, в 1978 году вернулась в Чили по поддельным документам, выдавала себя за испанку.
В Москве ей немного «подправили» внешность, «заставили» пополнеть и даже хотели поменять все зубы, чтобы полностью изменить очертания лица. Но женщина категорически отказалась от подобной процедуры…
Зато удали желчный пузырь, чтобы она не оказалась в чилийской больнице, где ее смогли бы опознать.
Гладис Марин посвятила всю свою жизнь борьбе с режимом Пиночета. После падения диктатуры, она уже легально возглавила Компартию Чили в 1994 году и занимала этот пост до самой смерти.
Была одним их инициатором уголовного преследования бывшего диктатора Аугусто Пиночета. К сожалению, кровавого тирана так и не осудили по состоянию здоровья.
После ее смерти на 64-м году жизни в стране объявили двухдневный траур. Один из проспектов столицы страны – Сантьяго, сегодня носит ее имя.
Операция «Овцебык», август-сентябрь 1974 года
Погрузка ящиков с овцебыками в грузовой вертолет Ми-6.
Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, село Хатанга.
Овцебык – представитель семейства жвачных парнокопытных, родственник антилопам, быкам, баранам и ослам. Когда-то эти животные обитали повсеместно в арктической зоне, в том числе и на территории нашей страны.
Но примерно 200-400 лет назад овцебыки Евразии были истреблены народами Крайнего Севера. Популяции остались в Канаде, на американской Аляске и на острове Гренландия.
В 1974 году советские ученые начали многолетний эксперимент по возрождению популяции овцебыков на полуострове Таймыр. В Канаде были закуплены 10 животных, поровну самцов и самок, которых выпустили на волю в советской тундре.
Момент транспортировки молодняка к их будущим угодьям, как раз и запечатлен на снимке.
Весь путь до новой родины занял 7 суток. Все это время овцебыки находились в специальных ящиках, почти обездвиженными.
Интересно, что первоначально канадцы должны были передать Союзу 14 животных, но украинская диаспора в Канаде устроила массовые протесты, с требованием не допустить отправки Советам овцебыков. Чтобы хоть как-то угодить украинским националистам, партию сократили на 4 головы.
На следующий год в СССР доставили еще 40 овцебыков из Аляски. Обе популяции прижились и дали потомство. А затем уже «советских» быков и телок стали переселять в другие места страны.
Сегодня в России снова существует несколько больших популяции животных в приполярной зоне: Таймыр, Полярный Урал, остров Врангеля, Якутия, Колыма. По оценкам ученых общее количество овцебыков в РФ может приближаться к 15 тыс. голов.
И это все потомки 50 первых животных, доставленных в 1974-1975 гг.
Несчастливый самолет Горбачева, 1982 год
М. С. Горбачев прилетел в аэропорт города Орск, Оренбургская область.
Этот самолет спустя годы погибнет в авиакатастрофе.
В то время 51-летний Михаил Сергеевич – самый молодой секретарь ЦК КПСС и член Политбюро ЦК КПСС. Он курировал сельское хозяйство и производство продуктов питания по всей стране. Как один из руководителей партии летал на правительственных самолетах.
Ту-134 под бортовым номером 65691 был построен в 1980 году и сразу вошел в Отдельный правительственный авиаотряд. Тот самый, что позднее превратится в Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает передвижения Президента РФ.
Новая «тушка» не была персональным бортом Горбачева, на ней летали и другие высшие должностные лица.
В 1984 году самолет передадут в гражданскую авиацию, он будет эксплуатироваться еще много лет, а 20 июня 2011 года разобьется, зацепившись за деревья, при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска (Карелия).
Рейс станет последним в жизни для 47 человек из 52 находившихся на борту, в том числе для пилотов и известного российского футбольного арбитра Владимира Петтая.
Основная причина аварии – неквалифицированные действие экипажа лайнера. При этом штурман находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. Но также сотрудники аэропорта не обеспечили пилотов верной информации о метеорологических условиях в районе посадки.
Виновными в халатности и нарушении правил безопасности полета признали двух сотрудников аэропорта Петрозаводска и их куратора из Росавиации. Каждого приговорили к 5 годам лишения свободы условно.
Памятник командиру «ночных ведьм», 7 мая 1988 года
«Ночные ведьмы» в аэропорту Пашковский.
Город Краснодар.
Памятная фотография после торжественного открытия памятника Евдокии Давыдовне Бершанской (1913-1982), бессменному командиру 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка.
С началом Великой Отечественной войны в ВВС Красной Армии сформировали три женских авиационных полка – два бомбардировочных и один истребительный. С кадрами проблем не было, в довоенные годы девушки грезили авиацией наряду с парнями.
Со временем два полка стали смешанными – мужчины занимали командные и технические должности, но в 588-м авиаполку, впоследствии ставшем 46-м гвардейском, служили только женщины. В том числе инженерами и техниками.
Евдокия Бершанская приняла командование в 28 лет.
Ее летчиц немецкие солдаты прозвали «ночными ведьмами», за то, что советские бомбардировщики, словно ниоткуда, появлялись в ночном небе и устраивали ад на земле. В советской авиации больше в ходу было шутливое название «Дунькин полк» - по имени командира.
26 «ночных ведьм» получили звания Героев. И только трем из них к маю 1945 года исполнилось 30 лет.
Евдокию Давыдовну дважды представляли к званию Героя Советского Союза и оба раза заслуженную награду меняли на полководческие ордена. Она – единственная женщина, кавалер ордена Суворова (3-й степени).
7 мая 1977 года в аэропорту Краснодара открыли памятник Евдокии Бершанской. Почему именно здесь?
Именно в 1942 году на краснодарском аэродроме Пашковский начал свой боевой путь Таманский ночной бомбардировочный полк.
На открытие приехали ее сослуживцы со всех концов необъятной Родины. Как видно по фотографии, взяли с собой мужей, детей, внуков…