По вторникам каждый месяц свободный вход в музей истории Гулага в Москве.
Музеем проведена большая работа - да. Понравился ли он мне - нет.
Музей относительно новый (в этом здании с 2015г.), своей миссией называет изучение, осмысление и открытое обсуждение истории массовых репрессий в СССР.
В экспозиции документы из государственных архивов (копии, конечно), из частных архивов, аналитика в виде временных шкал, воспоминания участников событий, их личные вещи, предметы, найденные на местах лагерей и поселений, реконструкции и инсталляции.
Музей погружает в темную, гнетущую атмосферу подземелий, даже температура снижена. Узкие коридоры, кирпичная кладка, темнота и ярко подсвеченные экспонаты - истрепанная обувь, варежки, колючая проволока, пилы. Все это практически в темноте.
Вокруг узкие ниши, где можно по одному сесть и почитать, послушать истории отдельных заключенных - таких, как Александра Толстая, дочь Льва Толстого.
Но, к сожалению, трудно дождаться пока освободится место к экспонатам. Читать в темноте сложно. Не получилось рассмотреть подробно.
На чувствительного человека однозначно произведет ужасное впечатление. "Красный террор", "приказы Сталина о расстреле", "дело врачей" - эти слова явно увязываются с неприятными ощущениями от хождения в подвале, куда ведут узкие, низкие, облупленные и страшные двери СИЗО и пересыльных пунктов.
И на мой взгляд в этом осознанном интермедиальном воздействии создателей музея на посетителей чувствуется явный перебор.
Я даже больше скажу - у меня это вызвало отторжение и негатив.
Замена экспонатов инсталляциями типа стены расстрела, на которой проектором транслируются лица, а весь пол усыпан гильзами, извините, это на кого рассчитано.
Да и не очень высокого уровня воздействия эти инсталляции. Особенно странно было видеть левитирующее искореженное полено. К чему это? Какая ценность в экспонате, какой смысл в инсталляции?
Показанное - это уровень временной выставки, а не основной экспозиции музея, как мне кажется. В музее же должна быть представлена исследовательская работа.... кроме инсталляций.
Мне многое не понравилось: все эти лестницы, клетки, темнота, красные нити и холод подземелий. Какой заложен смысл в этих историях? Почувствуйте ужас и страх репрессированных? или что?
Я была на Соловках - где тоже был лагерь, входящий в систему ГУЛАГ. Соловки вообще обходятся без искусственно созданных подземелий, там и так все ясно. Но в музее Гулага, который представлен наравне с остальными темами - вехами в истории Соловков, нет такой нарочитости. Там есть реальные бараки, в которых обычное освещение, где лежат фотографии, экспонаты, транслируется видео, висят тексты - воспоминания бывших заключенных.
Соловки вообще место живое, не тот пример, допустим.
Есть определенное сходство этого московского музея с музеем в Освенциме, где созданы устрашающие по силе воздействия образы: видеосъемка парада фашистской Германии и выступления Гитлера, например. От его речи становится плохо. Или огромные, бесконечные кучи детской обуви, мешков с волосами заключенных. От этого всего можно потерять рассудок, когда понимаешь, как действовала машина нацизма.
Но, во-первых, это уместно в Освенциме, во-вторых, уровень воздействия другой, нет ощущения такой нарочитости. Во-третьих, там еврейское сообщество открыто говорит о том, что мы, евреи, видим, что сам факт Холокоста ставится под сомнение, и мы вам здесь покажем, как все было.
Я когда шла в музей истории ГУлага, наивно думала, что будут представлены разные точки зрения, история Гулага в осмыслении.
Но этого не было. Как мне показалось, не было объективности.
Идея музея, кмк - сохранить и приумножить память об ужасе сталинских репрессий путем художественного воздействия на посетителя, а не заявленное осмысление.