1 сентября 1983 года. Боинг- 747 Korean Air Lines вылетел с Аляски, чтобы закончить рейс "Нью-Йорк-Сеул". Случайная ошибка пилота в системе NOPAC приводит к тому, что лайнер отклоняется на запад и входит в воздушное пространство СССР.
Корейские пилоты не догадываются, что они пролетели над Камчаткой, где их пытались перехватить советские истребители. Что они приближаются к Сахалину, откуда навстречу мчится пара истребителей 40-й авиадивизии с приказом найти и уничтожить. А ссылка на начало рассказа в конце статьи.
Ловушка предвзятости
В штабе генерала Корнукова беспрестанно звонят телефоны - авиаполки, посты ПВО, ДВО, Москва, мчатся бесконечные донесения о провокации американцев и нарушении границы самолетом - шпионом США. Но в трескотне раций и телефонов, приказов и докладов, никто и не вспомнил о том, что военная метка воздушной цели до сих пор не подтверждена...
В морозном небе ночную тишину разорвал приказ: "805-й (Су-15 подполковника Осиповича), цель военная, при нарушении границы приказано уничтожить цель. - Вас понял, уничтожить цель". Позади в 6 километрах от СУ-15 второй перехватчик МиГ-23 ( позывной 163) сбрасывает вспомогательные топливные баки, выходя на курс атаки.
До Сахалина Боингу - 747 оставалось 10 минут полета. В штабе полка протрещала рация 805-го: "Вижу цель, дистанция 12 километров". Все ответы летчика передавались офицерами штаба полка в дивизионный штаб, и обратно, дополняя приказы комполка который мог отдавать свои без согласования в пределах компетенции.
"Можете идентифицировать цель? - спросил командир полка. - Неясно" - ответил Су-15. Комдив Корнуков спросил: "Сколько реактивных следов? - Четыре", ответил летчик. "Если их четыре, то это разведчик США RC-135" - сказал офицерам Корнуков. В мире было полно самолетов с 4 двигателями, но генерал продолжал погружаться в расставленную им самим, ловушку предвзятости.
В наушниках диспетчера вновь раздался голос Осиповича, дублирующийся в дивизию со штаба полка:" Я 805-й, на цели вижу мигающие бортовые огни". То, что самолет-шпион летит с включенными огнями, опытному летчику 1-го класса показалось странным.
Но в это время начальник штаба 40-й авиадивизии подполковник Новоселецкий получал данные по положению цели. И капитан полка, передававший их, не слышал летчика. "С огнями цель летит, или нет?" - спросил Новоселецкий. - "На данный момент без огней", - ошибочно ответил капитан. Эта ошибка продублировалась по цепи советских штабов, порождая новые.
Сомнения
Тем временем у опытного комдива стали рождаться сомнения. - На каком расстоянии от цели летит 805-й? - 10 километров. - Почему 10!! - Я приказал идентифицировать цель, вы понимаете, что сейчас мы применим оружие?? Подведите 805-го на 4 километра, пусть посмотрит и опросит цель!
Система IFF ("свой - чужой") позволяла советским истребителям определять, принадлежит ли самолет авиации СССР, военной и гражданской. Но корейский Boeing - 747 как и все иностранцы не был оборудован для ответа на опрос советского радара и ответа на запрос радара перехватчика не последовало. Это было то, чего ожидали от самолета-шпиона.
"Цель не отвечает на вызов", доложил Су-15. "Цель не реагирует, товарищ генерал", - доложили генералу Корнукову с командного пункта полка. "Вас понял, будьте готовы открыть огонь. Цель в 50 км от государственной границы", - сказал Корнуков. В это время комдиву позвонил командующий ПВО Дальневосточного округа. И выслушав доклад, согласовал применение огня.
Перехватчики получили приказ готовится к стрельбе. Но генерал Корнуков чуйкой чувствовал, - что-то не так. Он сам связался со штабом полка: "Спросите 805-го, он видит навигационные огни, включены бортовые огни или нет??"
Огни
Прежде чем был получен ответ, Боинг - 747 вошел в воздушное пространство СССР над восточным побережьем острова Сахалин. Полк начал исполнять другой приказ: "Цель 6065 нарушила государственную границу СССР”, 805-му уничтожить цель!" В ответ подполковник Осипович еще раз доложил: " Повторяю, я вижу навигационные огни на цели! Повторяю, мигающий свет горит!" Это было нарушение, но советский летчик понимал цену ошибки.
И в этот раз до комдива Корнукова наконец дошла эта информация. Включенные бортовые огни на военном разведчике это странно. Генерал среагировал мгновенно: "Не атаковать цель, повторяю не атаковать! Приказываю предпринять все меры для контакта с целью. Прикажите 805-му сблизиться, помахать крыльями, при отсутствии реакции, - открыть предупредительный огонь. Заставьте самолет приземлиться на нашем аэродроме. Выполнять!"
В уютном салоне Боинга выключили свет и 280 пассажиров укрывшись пледами спали, рядом с матерями посапывали дети. Они не знали, что прямо сейчас балансируют на краю жизни и смерти, что их жизни и мечты кладут на алтарь Холодной войны...
ДАЛЬШЕ: глава 4 Атака < (жми!)
"Выстрел в темноте". Опубликованные главы рассказа тут: 👇
Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше