65,6K подписчиков

Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело... - книга «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век» А. Степанова

105 прочитали

Автор книги — Александр Степанов — историк искусства, специалист по искусству эпохи Возрождения и архитектуре Петербурга. Это сочетание мне сразу понравилось. :) «Азбука» выпустила одну за другой три книги Степанова:

  • «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века»,
  • «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век»,
  • «Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия».

Мне интересны все эти книги. Но решила начать с какой-то одной. И выбрала для начала... вторую. Просто потому что она о Рафаэле, Леонардо да Винчи, Микеланджело... О художниках Чинквеченто.

Автор книги — Александр Степанов — историк искусства, специалист по искусству эпохи Возрождения и архитектуре Петербурга. Это сочетание мне сразу понравилось.-2

Конечно, это чтение вдолгую. Читаю понемногу и с перерывами. Но рассказать, как устроена книга, поделиться впечатлениями, могу уже сейчас.

Книга могучая. 800 страниц увеличенного формата, множество цветных иллюстраций, расположенных не во вклейке, а по тексту. Серьёзное чтение. Для неискусствоведа, неисторика — не самое простое чтение. Степанов не упрощает. На мой скромный взгляд, эта книга для продвинутых любителей искусства. Но и обычные любители искусства могут, благодаря ей, немало углубить свои познания.

Вот вы, например, знаете, что такое Чинквеченто?

Чинквеченто — это итальянское название XVI века. Этим словом историки искусства обозначают период развития итальянского искусства эпохи Возрождения в XVI веке. Делится он на период Высокого Возрождения и период Позднего Возрождения.

Период Высокого Возрождения заканчивается со смертью Рафаэля (6 апреля 1520 года) и разграблением Рима войсками Карла V (6 мая 1527 года).

В период Высокого Возрождения творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело...

Позднее Возрождение — это позднее творчество Микеланджело и Тициана, а также Веронезе, Тинторетто, Бенвенуто Челлини...

Этим живописцам и посвящена книга.

Как устроено издание?

Начинается оно с Введения. И это не простое формальное вступление на пару страниц, а обстоятельный очерк об эпохе, которая сделала возможным такой небывалый расцвет искусства и культуры. Я не нашла его лёгким ни разу. Тут мне вспоминается аннотация, где написано про динамизм и увлекательность (прямо детектив какой-то, можно подумать).

Почему так важно знать, что происходило в этом столетие? Потому что без понимания исторических процессов невозможно понять и истоки Возрождения. Но при желании можно, конечно, сразу переходить к Чинквеченто. :)

За то, что Рим превратился в архитектурную и художественную столицу христианского мира, мы должны благодарить Юлия II. Он был щедрым покровителем художников, чем их активно и притягивал.

Кто из сильных был у власти и как они влияли на развития искусства — вот об этом Степанов и рассказывает в самом начале книги в своей пространной лекции. Интересно и познавательно.

А дальше, собственно, и идёт рассказ о творцах.

Автор книги — Александр Степанов — историк искусства, специалист по искусству эпохи Возрождения и архитектуре Петербурга. Это сочетание мне сразу понравилось.-5

Любопытный момент. Автор не выносит в название глав имена художников. Нет их, соответственно, и в оглавлении. Узнать, о ком и о чём книга, просмотрев её содержание, невозможно. И это не удобно. Совместить изящное название каждой главы, добавив к нему имя художника, было бы не лишним. А так мы видим следующее:

  • Живопись изображает "ничто" (так называется глава о Леонардо да Винчи),
  • Под знаком Сатурна. I (о Микеланджело),
  • Предел совершенства (о Рафаэле),
  • Меж трёх огней (об Андреа дель Сарто),
  • Религия сердца (о Корреджо),
  • Аркадия на Адриатике (о Джорджоне),
  • Князь живописцев (о Тициане),
  • По ту сторону совершенства (о Понтормо)
  • и т.д.

Героев книги — 10. Читатель узнаёт их имена только в процессе чтения главы. Почему так? Возможно, чтобы никого не выделять, чтобы все были на равных.

Некоторым живописцам посвящено по две главы, потому что они творили в оба периода эпохи Возрождения (Высокое и Позднее).

В конце книги расположены дополнительные материалы:

  • Комментарии (почти 100 страниц),
  • Список иллюстраций (их порядка 300!),
  • Указатель имён.

«Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век» — книга серьёзная, непростая, для увлечённых. Насчёт широкой аудитории сильно сомневаюсь.

Каждую главу (историю, лекцию, очерк — не знаю, как точнее её назвать) читать можно отдельно.

Следующей книгой Степанова, которую мне хотелось бы прочитать, является книга «Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия».

Любите книги об искусстве?

Телеграм | Поддержать канал