"Санькя" Захар Прилепин

Да, я не просто слоупок, а слоупочище <мем с кричащим Нагиевым>. Захар Прилепин долгие годы (с первой публикации "Патологий" в 2004-м), можно сказать у меня на глазах, под моим же носом, становился живым классиком русской литературы, а я как будто всё это время был в танке - только сейчас (!в середине 2024-го!) впервые познакомился с его творчеством. Тут как нельзя кстати будет привести базовую народную мудрость: "Лучше поздно, чем никогда".

Решил открыть наше знакомство "Санькой" - вторым романом Прилепина, наиболее из всех остальных произведений заинтересовавшим аннотацией ("Обитель" не рассматривал, т.к. не хотелось стартовать с общепризнанной вершины творчества писателя):

Шумные митинги, драки, захваты администраций, — и покой полузаброшенных деревень, где доживают свои дни последние старики и где пытается найти приют главный герой, Санькя, — разительно непохожи; но и наивная революция, и умирающий мир русской деревни одинаково обречены.

Вот как. И действительно, всё вышеперечисленное в романе присутствует, правда с тотальным креном в сторону описания "серых" будней активистов патриотического оппозиционного движения "Союз созидающих", членом которого и является главный герой Саша Тишин - простой молодой парень из провинциального городка в 500-та верстах от столицы. Про деревню в книге, к сожалению, лишь одна глава, зато какая! Насколько же сочно описана атмосфера увядающей деревни и угасающих стариков: прямо своим нутром чувствуешь ту горечь, гнёт, которые наваливаются на главного героя по приезду к своим бабушке и дедушке. Но что самое важное - сколько за этими описаниями, как сейчас модно говорить (или уже не модно?) "русской хтони", можно увидеть нежности (настоящей, живой, тоскливой) автора к описываемому - к старикам, быту, природе, к прошлому этой самой деревни.

Ещё здесь есть любовь, немного мимолётная, не совсем понятная, но что за роман без неё. Есть подробное и не весьма тривиальное описание полового акта, как следствие этой "любви". Есть описание пыток Саши Тишина при выбивании из него показаний сотрудниками силовых структур. Есть поездка в Латвию с целью расправы с судьёй, приговорившего ветеранов Великой Отечественной к тюремным срокам за "геноцид против латышского народа и преступления против человечности" (кошмар, а ведь такое имело место быть в реальности). Есть философские диалоги-рассуждения на всегда актуальную тему судьбы России, ведущиеся в основном с олицетворением среднестатистического российского либерала - Безлетова. Да что уж там, даже есть сцена с перетаскиванием гроба по непроходимой заснеженной деревенской дороге (вне контекста звучит дико, но в оговорённых автором обстоятельствах воспринимается правдиво). А в концовке читателя ожидает настоящий боевик в лучших традициях заокеанского кинопроизводства.

А что всё-таки главное? А то, что:

1) во все эти описания и сцены веришь безоговорочно (за исключением, может быть, развязки истории с судьёй и Тишиным в Латвии, но в том была необходимость) - таким живым языком они созданы;

2) автор демонстрирует невероятную, неподдельную любовь к своим персонажам, которые, в свою очередь, возможно подслеповато, на инстинктах, но любят свою Родину, готовы пожертвовать своими жизнями ради неё, для которых смысл существования ещё не сузился до гонки за исключительно собственными благами и удовольствиями. Это отличный посыл.

Как итог, обязательно буду продолжать читать произведения Захара. Скорее всего, следующей будет его новая книга "Собаки и другие люди", на презентации которой я даже побывал в рамках 10-го книжного фестиваля "Красная площадь". И получил автограф на своего "Саньку", чему безмерно рад!

Совсем забыл сказать, что меня зовут не Федя =)
Совсем забыл сказать, что меня зовут не Федя =)

А на этом всё, друзья. Всех с праздником, с Днём России! Салют!

Захар Прилепин. Твоё лицо, когда раздаёшь автографы и фотографируешься уже час, а предстоит ещё где-то два.
Захар Прилепин. Твоё лицо, когда раздаёшь автографы и фотографируешься уже час, а предстоит ещё где-то два.