Найти тему
Чемодан, вокзал, Израиль

Израиль. Про патриотизм, образование и религиозные праздники.

Оглавление

Восток дело тонкое.

Только когда я очутилась в Израиле, я осознала, как тонко настроена тут работа по идеологическому воспитанию, взращиванию чувства патриотизма и каким образом израильтяне умудряются не поехать головой от всего этого еще в детстве, сохранить индивидуальность и критическое мышление.

Я думаю, в этом смысле Израиль очень похож на США, там тоже, с пеленок, все патриоты.

Тут, вероятно, стоит отдельно отметить, что к здоровому патриотизму, я отношусь более чем положительно. Большинству нормальных людей необходимо чувствовать свою принадлежность к чему-то.

Взращивание здоровых патриотических чувств к земле на которой живет человек и людям населяющим эту землю, невозможно без понимания откуда эта земля и народ появились. И именно по этому, религиозным праздникам в воспитании детей уделяется такое огромное внимание. О каждом религиозном празднике есть мультики либо телеспектакли, к каждому религиозному празднику дети в детских садах готовятся задолго до его наступления. Воспитатели и преподаватели в играх и занятиях придерживаются праздничной тематики и шаг за шагом, в игровой форме, ребенок узнает традиции и историю своей страны. Когда на Песах Соня пыталась мне на смеси иврита и русского рассказать про исход евреев из Египта, я была тронута до глубины души.

С маленькими детьми не говорят о войне как таковой, однако раз в год приглашают в садик солдат, солдаты получают от детей конфеты и прочие сладости, потом фотографируются и играют.

В садах много времени уделяют флагу Израиля и дружбе. Например в саду у Сони, на каком-то утреннике, дети танцевали и пели песню о том, что в Израиль приехали люди из разных стран и теперь дружно тут живут, все это сопровождалось флагами разных государств в руках детей. Воспитатели, на всякий случай (вероятно, чтобы родители не передрались, заблаговременно убрали из этой кучи флагов флаг России и флаг Украины, но оставили флаг Беларуси и Казахстана).

С одной стороны, такая промывка мозгов с самого детства, меня несколько смущает, с другой стороны я вижу, с каким воодушевлением местные воспитатели и педагоги реагируют на критику и вопросы от детей, в случае чего признают свою неправоту или в игровой форме, объясняют ребенку, почему его представления ошибочны.

Можно бесконечно ругать израильское образование, среди моих знакомых, в семьях которых есть дети подросткового возраста, хорошо видно, что при примерно одинаковом уровне доходов и образования у родителей, успехи детей в учебе очень разные. Смотришь на одного и понимаешь, что этот после армии точно пойдет в универ, а другой даже в старшую школу идти не горит желанием, а просто пойдет в армию и получит там какую-то специальность. Кто-то готовится к багруту несколько лет, принимает участие в общественной жизни, чтобы “заработать очки” перед поступлением в универ, а кто-то видит себя парикмахером и желает бесконечно торчать на государственных курсах по этому направлению и окончания школы ждет как манны небесной. Кто-то хочет пойти в боевые войска даже будучи девочкой и сильно переживает, что родители не дают своего согласия (когда в семье единственный ребенок, для того, чтобы пойти в боевые войска ребенку нужно получить согласие от родителей, которое родите ему чаще всего не дают), а кто-то хочет служить в тех войсках, которые напрямую будут связаны с его будущей специальностью.

Например моя преподавательница в ульпане, хотела в будущем стать преподавателем и ее отправили служить в подразделение, которое занималось работой с русскоязычными будущими репатриантами и новыми репатриантами, которые приехали в Израиль по различным программам, грубо говоря была переводчиком на различных экскурсиях и помогла русскоязычным подросткам изучать школьную программу на иврите.

Что мне действительно нравится, что детям дают пробовать, анализировать и принимать решения. Сложно себе представить среднестатистического ребенка, за которого родители решают, куда и когда он пойдет учится. Родители и преподаватели могут направить, подсказать, но не давить и прессовать, конечное решение все равно останется за ребенком.

Что касается кружков, их тут сотни.

Даже в маленьком Нешере (21 000 человек населения), в каждом матнасе есть кружок, например, балета. Матнас это что-то типа дома детского творчества. Матнасов в Нешере штук пять, а может больше, еще есть крупная шахматная школа (в ней занимаются дети из Нешера, Хайфы и Крайотов), есть школа музыки и искусств, рядом с Ягуром есть крупная школа художественной гимнастики. Дети обычно ходят в два-три кружка, причем отходив год в одни кружки, в следующем году ребенок может решить, что хочет ходить в другие кружки и это будет нормально. Стоит это все относительно не дорого (от 120 до 250 шекелей в месяц, зависит от количества занятий в неделю), по этому ходить в кружки можно хоть каждый день. Возможно качество преподавания будет ниже чем привычное мне качество в России, однако итоговый результат у среднестатистического ребенка, будет выше, потому что ребенок попробует, пощупает и поймет надо оно ему или нет, и если поймет что не надо, не будет испытывать после отказа душевных мук и слышать упреки разочарованных родителей.

Может быть я не права, я ориентируюсь на восприятие Сони, а она у меня дама упоротая. Ей во всем хочется быть первой и заметной, поэтому она будет делать даже если ей не нравится. Например балет ей не нравится, но она все равно туда идет, при чем я несколько раз предлагала ей перестать туда ходить, если не нравится, но она все равно туда ходит зачем-то.

Конечно тут как и везде и репетиторов берут и к психологам ходят и родители с педагогами и воспитателями ругаются и чаще всего, чтобы добится каких-то результатов, нужно проявить к ребенку терпение и вложить энную сумму денег.

Да и проблемы конечно есть

У нас тут главная воспитательница (директор сада), в конце марта ушла в декрет и вместо нее нам поставили замену, очень милую религиозную воспитательницу с огромным опытом. Сначала мы воодушевились, дети от новой воспитательницы были в восторге. Воспитательница которая ушла в декрет собиралась вернуться в сад в октябре следующего учебного года. Но за эти два месяца, которые основная воспитательница была в декрете, в саду начался ужасный бардак. Раньше все дети были чистые, о том, что в Израильских садах бывают вши, мы не знали, никогда не было проблем с животом, дети приходили из садика с новыми знаниями, пытались читать, писать, рассказывали о том, что узнали.

Теперь у парочки ребят нашли в голове живность, у кого-то глисты, у Сони на днях было отравление. Соня жалуется, что ей не дают делать занятия с детьми, которые идут в первый класс, прошлая воспитательница ей разрешала.

Последний раз, Соня принесла свой обед домой нетронутым, потому что в садике отмечали Шавуот (в этот день евреям даровали Тору), детям сделали праздничный стол и не разрешили достать свои коробочки с едой, а Соня ест очень выборочно, еда которую ей предложили в саду ребенка не устроила и в итоге она осталась голодной, еще два месяца назад это было немыслимо.

Родители психанули и пошли жаловаться. Все кончилось тем, что наша воспитательница возвращается из декрета не в октябре, а к началу учебного года, 1 сентября. Так что нам осталось отмучатся примерно 2 недели, потом начнется кайтана, в кайтане хороший воспитатель.

Ну а как же в Израиле проходят религиозные праздники среди светского населения.

-2

На этот Шавуот, для всех Нешерских детей ирия организовала водный праздник с бассейном и батутами, проходило все в кантри клубе

(рядом с каждым городом или почти с каждым, в Израиле есть пригородный спортивно развлекательный клуб, их называют кантри клубами, для жителей города можно приобрести годовой абонемент по лояльной цене)
-3

На Шавуот вход туда сделали бесплатным, по предварительной регистрации. Артем вчера должен был работать, а у меня педикюрные курсы должны были быть. Я уточнила, мне ответили что занятия будут обязательно. В итоге Артем взял хофеш, что бы посидеть с Соней, я взяла им билеты, а мои занятия отменили. Но с Соней все равно пошел Артем, так что фото не мои, камера телефона и мой муж вещи несовместимые.

-4

Спасибо что дочитали. Поддерживайте статью лаком и подписывайтесь на канал про Израиль глазами репатриантов.