Восток дело тонкое.
Только когда я очутилась в Израиле, я осознала, как тонко настроена тут работа по идеологическому воспитанию, взращиванию чувства патриотизма и каким образом израильтяне умудряются не поехать головой от всего этого еще в детстве, сохранить индивидуальность и критическое мышление.
Я думаю, в этом смысле Израиль очень похож на США, там тоже, с пеленок, все патриоты.
Тут, вероятно, стоит отдельно отметить, что к здоровому патриотизму, я отношусь более чем положительно. Большинству нормальных людей необходимо чувствовать свою принадлежность к чему-то.
Взращивание здоровых патриотических чувств к земле на которой живет человек и людям населяющим эту землю, невозможно без понимания откуда эта земля и народ появились. И именно по этому, религиозным праздникам в воспитании детей уделяется такое огромное внимание. О каждом религиозном празднике есть мультики либо телеспектакли, к каждому религиозному празднику дети в детских садах готовятся задолго до его наступления. Воспитатели и преподаватели в играх и занятиях придерживаются праздничной тематики и шаг за шагом, в игровой форме, ребенок узнает традиции и историю своей страны. Когда на Песах Соня пыталась мне на смеси иврита и русского рассказать про исход евреев из Египта, я была тронута до глубины души.
С маленькими детьми не говорят о войне как таковой, однако раз в год приглашают в садик солдат, солдаты получают от детей конфеты и прочие сладости, потом фотографируются и играют.
В садах много времени уделяют флагу Израиля и дружбе. Например в саду у Сони, на каком-то утреннике, дети танцевали и пели песню о том, что в Израиль приехали люди из разных стран и теперь дружно тут живут, все это сопровождалось флагами разных государств в руках детей. Воспитатели, на всякий случай (вероятно, чтобы родители не передрались, заблаговременно убрали из этой кучи флагов флаг России и флаг Украины, но оставили флаг Беларуси и Казахстана).
С одной стороны, такая промывка мозгов с самого детства, меня несколько смущает, с другой стороны я вижу, с каким воодушевлением местные воспитатели и педагоги реагируют на критику и вопросы от детей, в случае чего признают свою неправоту или в игровой форме, объясняют ребенку, почему его представления ошибочны.
Можно бесконечно ругать израильское образование, среди моих знакомых, в семьях которых есть дети подросткового возраста, хорошо видно, что при примерно одинаковом уровне доходов и образования у родителей, успехи детей в учебе очень разные. Смотришь на одного и понимаешь, что этот после армии точно пойдет в универ, а другой даже в старшую школу идти не горит желанием, а просто пойдет в армию и получит там какую-то специальность. Кто-то готовится к багруту несколько лет, принимает участие в общественной жизни, чтобы “заработать очки” перед поступлением в универ, а кто-то видит себя парикмахером и желает бесконечно торчать на государственных курсах по этому направлению и окончания школы ждет как манны небесной. Кто-то хочет пойти в боевые войска даже будучи девочкой и сильно переживает, что родители не дают своего согласия (когда в семье единственный ребенок, для того, чтобы пойти в боевые войска ребенку нужно получить согласие от родителей, которое родите ему чаще всего не дают), а кто-то хочет служить в тех войсках, которые напрямую будут связаны с его будущей специальностью.
Например моя преподавательница в ульпане, хотела в будущем стать преподавателем и ее отправили служить в подразделение, которое занималось работой с русскоязычными будущими репатриантами и новыми репатриантами, которые приехали в Израиль по различным программам, грубо говоря была переводчиком на различных экскурсиях и помогла русскоязычным подросткам изучать школьную программу на иврите.
Что мне действительно нравится, что детям дают пробовать, анализировать и принимать решения. Сложно себе представить среднестатистического ребенка, за которого родители решают, куда и когда он пойдет учится. Родители и преподаватели могут направить, подсказать, но не давить и прессовать, конечное решение все равно останется за ребенком.
Что касается кружков, их тут сотни.
Даже в маленьком Нешере (21 000 человек населения), в каждом матнасе есть кружок, например, балета. Матнас это что-то типа дома детского творчества. Матнасов в Нешере штук пять, а может больше, еще есть крупная шахматная школа (в ней занимаются дети из Нешера, Хайфы и Крайотов), есть школа музыки и искусств, рядом с Ягуром есть крупная школа художественной гимнастики. Дети обычно ходят в два-три кружка, причем отходив год в одни кружки, в следующем году ребенок может решить, что хочет ходить в другие кружки и это будет нормально. Стоит это все относительно не дорого (от 120 до 250 шекелей в месяц, зависит от количества занятий в неделю), по этому ходить в кружки можно хоть каждый день. Возможно качество преподавания будет ниже чем привычное мне качество в России, однако итоговый результат у среднестатистического ребенка, будет выше, потому что ребенок попробует, пощупает и поймет надо оно ему или нет, и если поймет что не надо, не будет испытывать после отказа душевных мук и слышать упреки разочарованных родителей.
Может быть я не права, я ориентируюсь на восприятие Сони, а она у меня дама упоротая. Ей во всем хочется быть первой и заметной, поэтому она будет делать даже если ей не нравится. Например балет ей не нравится, но она все равно туда идет, при чем я несколько раз предлагала ей перестать туда ходить, если не нравится, но она все равно туда ходит зачем-то.
Конечно тут как и везде и репетиторов берут и к психологам ходят и родители с педагогами и воспитателями ругаются и чаще всего, чтобы добится каких-то результатов, нужно проявить к ребенку терпение и вложить энную сумму денег.
Да и проблемы конечно есть
У нас тут главная воспитательница (директор сада), в конце марта ушла в декрет и вместо нее нам поставили замену, очень милую религиозную воспитательницу с огромным опытом. Сначала мы воодушевились, дети от новой воспитательницы были в восторге. Воспитательница которая ушла в декрет собиралась вернуться в сад в октябре следующего учебного года. Но за эти два месяца, которые основная воспитательница была в декрете, в саду начался ужасный бардак. Раньше все дети были чистые, о том, что в Израильских садах бывают вши, мы не знали, никогда не было проблем с животом, дети приходили из садика с новыми знаниями, пытались читать, писать, рассказывали о том, что узнали.
Теперь у парочки ребят нашли в голове живность, у кого-то глисты, у Сони на днях было отравление. Соня жалуется, что ей не дают делать занятия с детьми, которые идут в первый класс, прошлая воспитательница ей разрешала.
Последний раз, Соня принесла свой обед домой нетронутым, потому что в садике отмечали Шавуот (в этот день евреям даровали Тору), детям сделали праздничный стол и не разрешили достать свои коробочки с едой, а Соня ест очень выборочно, еда которую ей предложили в саду ребенка не устроила и в итоге она осталась голодной, еще два месяца назад это было немыслимо.
Родители психанули и пошли жаловаться. Все кончилось тем, что наша воспитательница возвращается из декрета не в октябре, а к началу учебного года, 1 сентября. Так что нам осталось отмучатся примерно 2 недели, потом начнется кайтана, в кайтане хороший воспитатель.
Ну а как же в Израиле проходят религиозные праздники среди светского населения.
На этот Шавуот, для всех Нешерских детей ирия организовала водный праздник с бассейном и батутами, проходило все в кантри клубе
(рядом с каждым городом или почти с каждым, в Израиле есть пригородный спортивно развлекательный клуб, их называют кантри клубами, для жителей города можно приобрести годовой абонемент по лояльной цене)
На Шавуот вход туда сделали бесплатным, по предварительной регистрации. Артем вчера должен был работать, а у меня педикюрные курсы должны были быть. Я уточнила, мне ответили что занятия будут обязательно. В итоге Артем взял хофеш, что бы посидеть с Соней, я взяла им билеты, а мои занятия отменили. Но с Соней все равно пошел Артем, так что фото не мои, камера телефона и мой муж вещи несовместимые.
Спасибо что дочитали. Поддерживайте статью лаком и подписывайтесь на канал про Израиль глазами репатриантов.