319,7K подписчиков

«Даже наши враги японцы оставили мне оружие!»- что сделал Колчак, когда революционные матросы потребовали сдать оружие?

417 прочитали

В русско-японскую войну ещё лейтенант Колчак подает прошение о переводе из Академии наук в действующий флот и добровольцем уезжает в Порт-Артур. Там он сумел отличиться и на море, и на суше.

В начале мая девятьсот четвертого, командуя миноносцем «Сердитый», он обеспечивал заградителю «Амур» успешную постановку минного заграждения. Уже через день день на него напоролись и пошли на дно два броненосца «Хацусэ» и «Ясима», что так и осталось самой крупной победой 1-й Тихоокеанской эскадры в этой войне. А в конце августа уже сам выбрал место и расставил мины, потопив крейсер «Такасаго», вторая по величине победа русского флота в этой компании. За эти успехи награжден «Святой Анной» с надписью: «За храбрость».

Когда флот оказался, по сути, заперт и основные события стали разворачиваться на суше подал рапорт о переводе на берег и командовал сводной батареей. В декабре девятьсот пятого за успешные действия и отвагу при обороне Порт-Артура ему вручается золотая сабля с такой же надписью: «За храбрость». Стоит пояснить, что с тринадцатого года такое оружие стало именоваться Георгиевским и уравнялось по статусу с орденом Святого Георгия, высшим военным орденом Российской Империи.

К сожалению, через неделю после награждения Порт-Артур пал и лежащий в госпитале Колчак попадает в плен к японцам. В плену он провел полгода. Надо сказать, что самураи с большим уважением отнеслись к наградному оружию и отбирать его не стали.

В русско-японскую войну ещё лейтенант Колчак подает прошение о переводе из Академии наук в действующий флот и добровольцем уезжает в Порт-Артур. Там он сумел отличиться и на море, и на суше.

Пролетели годы. Первую мировую Колчак встретил на Балтике. К апрелю шестнадцатого заслужил еще несколько орденов и погоны контр-адмирала. Однако уже летом Верховный главнокомандующий Николай II производит его в вице-адмиралы и назначает командующим Черноморского флота. Это единственный случай такого быстрого карьерного роста в российском флоте. Кроме того, 42-х летний Колчак оказался самым молодым среди командующих флотами всех воюющих государств.

Февральскую революцию и свержение самодержавия Черноморский флот принял довольно спокойно, без эксцессов. Командиров не били и не убивали, как на максимально революционно настроенном Балтийском. Просто офицеры сняли погоны, а матросы вместо «Боже, царя храни» стали петь «Марсельезу». Принес присягу Временному правительству и Колчак. Впрочем, царю и присяге был верен до последнего момента.

«Когда совершилось отречение Николая II и образовалось Временное правительство, я счел себя свободным от присяги прежней власти и первым в Черноморском флоте принес присягу Временному правительству», написал он впоследствии.

Вероятно, скоро об этом пожалел. Политика правительства Керенского выглядела весьма странной. С одной стороны, оно ратовало за наступление и войну до полной победы, с другой стороны делало все, чтобы развалить Русскую императорскую армию, которая теперь называлась «Революционной свободной России». Уже в марте появляется Приказ №1, узаконивающий создание солдатских комитетов и, по сути, отменяющий принцип служебной субординации и подчинения.

Ликвидированы военно-полевые суды, солдатам разрешено заниматься политикой и вести агитацию. Солдатские комитеты смещают и увольняют офицеров и генералитет. Зачастую это сопровождается стихийно возникающими самосудами. В мае принимается «Декларация прав солдата», уравнявшая военнослужащих с гражданским населением. Приказы становятся необязательны для исполнения, к тому же делятся на «боевые» и «небоевые». Но даже получив «боевой» приказ можно помитинговать на тему надо ли ему подчиниться.

Миноносец «Сердитый». Фото в открытом доступе.
Миноносец «Сердитый». Фото в открытом доступе.

Новые веяния от Балтийского моря к лету докатились и до Черного. Напряжение возрастало. 5-го июня происходит митинг, а 6-го собрание делегатов от солдат и рабочих Севастополя принимает постановление отобрать личное оружие у офицеров. Командующего флотом Колчака и его начальника штаба Смирнова убрать из флота.

Колчак отправляет в адрес Временного правительства телеграмму в которой информирует о произошедшем мятеже и сообщает, что после этого занимать пост командующего более не может. Ответа нет.

Чтобы не допустить абсолютно бессмысленной братоубийственной бойни, Колчак отдает приказ офицерам разоружиться, а сам передает флот контр-адмиралу Лукину. Офицеры подчиняются последнему приказу командующего и сдают оружие. Один, не выдержав позора, застрелился.

Кода же дошла очередь до Колчака, он собрал весь экипаж на палубе своего флагмана «Георгий Победоносец» и заявил, что офицеры верны присяге и правительству. Сдача оружия — это страшное и абсолютно незаслуженное оскорбление, поэтому командовать людьми, которые его нанесли он больше не желает. Служебный револьвер он сдал, а вот наградную саблю выбросил в море. Версий, с какими словами он это сделал ходит много. Наиболее полная звучит так:

«Даже наши враги японцы оставили мне оружие! Не вы меня им награждали, не вам его у меня и отбирать. Меня этой саблей наградило море, и я ему ее и возвращаю», после чего поцеловал саблю и выкинул за борт.

Ситуация накалилась еще больше и на митинге была принята резолюция об аресте Колчака. Однако, Исполком совета депутатов ее не утвердил. А на следующий день пришел и ответ от Временного правительства, довольно издевательский по сути:

«Временное правительство… приказывает адмиралу Колчаку и капитану Смирнову, допустившим явный бунт, немедленно выехать в Петроград для личного доклада».

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Колчак на палубе флагмана Черноморского флота. Фото в открытом доступе.
Колчак на палубе флагмана Черноморского флота. Фото в открытом доступе.

Эта телеграмма возмутили адмирала, он чувствовал себя оскорблённым. Уж кому-кому обвинять его в «допущении бунта», так не Временному правительству со своими популистскими указами, разложившими дисциплину в армии и приведшими к анархии. Похоже Керенский уже почувствовал в Колчаке серьезного соперника и решил одним ударом разделаться с ним переведя в разряд подследственных и выбив из общественно-политической жизни.

Об этом поступке Колчака, единственного (кроме застрелившегося в знак протеста офицера) не сдавшего оружия, да еще так демонстративно, затрубили и российские и зарубежные газеты. Это сочли мужественным жестом протеста и достойным ответом на оскорбление, адмирал ответил за всех офицеров и принял удар на себя. Колчак приобрел огромную популярность, особенно у тех, кто, разочаровавшись в способности «временных» навести порядок уже начинал подумывать о военной диктатуре.

В Петрограде Колчак, кстати, не задержался. С Керенским ему было не по пути. Он побывал в Англии, США, Японии, Сингапуре и Китае. О второй, октябрьской революции и приходе к власти правительства Ленина узнал в Японии. На Родину он вернулся уже признанным лидером Белого движения.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, правильно ли поступил Колчак?