Чечня и кусочек Дагестана. Мои впечатления за 4 дня

Всем привет! В соседних со Старопольем республиках была уже много где, а вот в Чечню и Дагестан пути не было. Ехать от нас далеко, поэтому вариант с однодневной экскурсией в Грозный не рассматривала. Ну а в Дагестан вообще нереально с КМВ на один день. Слышала много разных отзывов, но уже не раз говорила, что мое мнение часто не совпадает с общественным. Поэтому поехала сама.

Огромные розовые кусты возле Грозный-Сити. Красота невероятная!

Организатора тура в Чечню я нашла совершенно случайно. Искала экскурсии и туры, но везде на Чечню 1-2 дня, присоединенных обычно к Дагестану. И после этих поисков Дзен подсунул мне статью с описанием ровно того, что я искала! Делает тур Валерий Белогуров, родом из Белого Угля. В пандемию переехал в Абхазию, все там исследовал и начал делать туры по стране. В прошлом году сделал пробный тур в Чечню, сейчас был второй. Уже объявил, что в сентябре- 2024 будет третий)

Знаменитая аллея в Грозном

Первое, что имею сказать - посмотреть только Грозный и мечети совсем не значит посмотреть Чечню. В первый день мы были в Аргунском ущелье, в верховьях которого когда-то была мощная крепость у селения Шарой. Башни разрушены по большей части во время Кавказской войны в 19 веке, сейчас восстановлено 34 объекта (примерно половина). Снеговые горы - это Грузия.

И на обратном пути заехали на Нихалойские водопады, очень милое место и отлично обустроенное (передают привет Джилы-Су, например).

Второй день посвятили Казеной-Ам, высокогорное озеро лежит на высоте 1854 метра. Образовалось примерно 10 тысяч лет назад в результате землетрясения, обвалившего огромный массив горной породы, из-за чего две речки оказались заперты в долине. Стока не имеет, но уровень воды гуляет, стекает через подземные трещины. Состоит из трех "лепестков", очень красиво сверху, но коптер запускать сейчас нельзя (да еще резиденция Кадырова на берегу).

В советские годы здесь была тренировочная база олимпийской сборной по гребле, сейчас гостиница, беседки для шашлыков и первая в моей жизни деревянная мечеть. Комплекс очень достойный, вход бесплатный. Купаться нельзя, большинство посетителей - местные жители, не хотят, видимо, лицезреть туристов в купальниках. Хотя вода у берега теплая, градусов 18-20.
Повезло нам с погодой, цвет воды - просто космос!! И дорога очень красивая. Перевал к озеру лежит на высоте 2200, за день получается набор и потом сброс высоты почти 2 км. Не рекомендуется гипертоникам и сердечникам.

На обратном пути заехали посмотреть мечеть Гордость мусульман имени пророка Мухаммеда в Шали. Открыта в 2019 году, возвели ее всего за три года по проекту узбекского архитектора. Полностью выполнена из белого греческого мрамора, люстры с кристаллами Сваровски, ковер из шерсти тонкорунных овец - все по-взрослому. Впечатляет, что могу сказать. И масштабом (до 30 000 верующих), и тонкой ручной работой, и благоустройством вокруг. Большой сквер с розами и фонтанами, для полноты картины рядом бизнес-центр и элитные высотки. Спросили у местного гида, почему Шали. Говорит, решили учесть ошибки других регионов и специально строят новые интересные объекты в разных городах, чтобы не замыкать все на столице. До Грозного ехать минут 30 всего.

Третий день был посвящен Грозному, начали с посещения "Английского замка", раньше даже не слышала об этой достопримечательности. Построен компанией Шелл под офис в 1927 году. С 1928 и до первой чеченской войны здесь находился Грозненский нефтяной НИИ. Сильно пострадал в войнах, собираются восстанавливать. Очень популярное место, встретили множество детских групп и даже застали торжественную съемку выпускников. Сейчас здесь исторический музей, пока на начальной стадии.

После этого заехали в храм Архангела Михаила постройки 1868 года. Чудом уцелел во время войн, хотя и очень сильно пострадал, сейчас самое старое здание Грозного. Под вооруженной охраной серьезных мужчин с автоматами, вход через рамку. Были нападения, погибли сотрудники МВД и прихожане.

От храма пошли к Грозный-Сити, это прямо напротив. Начали со сквера, гид рассказал забавную историю. Изначально название было Сквер чеченских женщин. Потом по сети разошлось видео туристки из Сарапула, которая со слезами на глазах говорила, что вот в Чечне у женщин есть свой сквер, а у других регионов нет. И решили посвятить эту красоту вообще всем женщинам)

Поднялись на смотровую площадку, 29 этаж одной из башен Грозный-Сити. Здесь бизнес-центр, в лифте с нами ехали сотрудники каких-то местных офисов. Не как в Дубае, где отдельный лифт в Бурдж-Халифа. Ну и масштаб другой, конечно. Со смотровой площадки можно снимать в три стороны, а с четвертой - резиденция Кадырова, туда нельзя) На крыше охранник, за всеми наблюдает.

Рядом - мечеть Сердце Чечни, построена за два года, тоже из греческого мрамора и люстры из Сваровски. Но поменьше, вмещает "всего" 10 000 молящихся. Сразу вспомнила Голубую мечеть в Стамбуле, проекты очень похожи. Здесь мы были совсем недолго, вокруг было людно: сидят, лежат, спят, читают книжки, и молятся, конечно. Так что мы быстро поснимали и ушли, чтобы не мешать. Красотища!!!

И после этого буквально 20 минут прогулялись по пешеходной улице, бульвару им.Эсамбаева. Очень красиво, много кафе и ресторанов, практически Европа.

Четвертый день - часть Дагестана на границе с Чечней. Начали с катания на катерах по кусочку Сулакского каньона от комплекса Главрыба. Это выкупленное частником и восстановленное из руин советское форелевое хозяйство. Построили очень хороший красивый комплекс с маленьким парком, колесом обозрения, фуд-кортом и катанием. Нас было 13 человек, рассадили в 2 катера. Мой катер был для нелюбителей скорости, очень мило потихоньку прокатились. Вторая, лихая группа приехала наполовину мокрая)) Но все довольны, это главное.

После катания поехали в комплекс пещер Нохъо, буквально в 10 минутах на машине. Это почти полностью искусственное сооружение, пробиты тоннели в горах и сделана система лестниц. Очень грамотно все устроено, потоки на вход и выход разведены. Развлечения на любой вкус, от жутко для меня страшного роуп-джампинга до шикарной смотровой площадки с кофейней.

И завершили короткое путешествие по кусочку Дагестана на смотровой площадке над Сулакским каньоном. Пока сюда доехали, буквально за 15 минут погода испортилась и тот самый цвет воды сверху мы не увидели. Но масштаб очень впечатляет! Высота смотровой над каньоном - более 800 метров, в самом глубоком месте стена около 2 км.

Делать здесь на краю селфи не рекомендую!

Сулакский каньон - однозначно чудо света, причем до недавних пор совершенно неизвестное, как и весь Дагестан. И местные молодцы, слышат запрос аудитории, которая много что видела и хочет не только красот, но и качества. Комплексы Главрыба и пещеры сделаны на отличном уровне, все очень прилично, чисто, придраться не к чему. В пещерах очень крутой сувенирный магазин, глаза разбегаются) Площадку над каньоном начали огораживать и рядом строят новый большой комплекс. Много слышала про мусор в Дагестане, но на этих достопримечательностях его нет.

Стараются, молодцы

Цены: 10 минут на катере - 300 рублей, длинная прогулка - 1000 рублей, экстрим- тропа - 3000 рублей (там реально экстрим, поверьте)), зиплайн - 5000 , роупджампинг - 7000. Народ везде в очереди стоит) Так что за весь Дагестан не скажу, но эти площадки недалеко от Чечни посмотреть надо.

Жалко, что солнце ушло. Но и так красиво

И в завершение этого прекрасного дня заехали в Аргун. Здесь находится мечеть Сердце матери, открытая в 2014 году. Википедия и местный гид утверждают, что это первая мечеть в стиле хай-тек в России, но на 10 лет раньше открыта современная мечеть в Нальчике. Не такая футуристичная, но все же не классика. Аргунская мечеть входит в топ-10 достопримечательностей России. Одна люстра диаметром 30 метров чего стоит, даже в широкий кадр не помещается. Хотя я бы отдала первое место мечети в Шали, которая из белого мрамора.

Вот так мы провели прекрасные 4 дня. В целом впечатления и наблюдения:

* очень спокойно и комфортно. Люди с автоматами стоят только на постах на границах районов и на подъезде к Грозному. На улицах никто к вам приставать и даже бросать косые взгляды не будет

* к туристам отношение дружелюбное. Вы вежливо и к вам вежливо) Ну и базовые правила поведения соблюдаем👇

* в футболке с закрытыми плечами и брюках можно. В майках и шортах нельзя. Относится к мужчинам и женщинам. С собой берите платок, я лично не любитель покрывать голову в церквях и мечетях общественным имуществом. И от жары спасает

* курить на публике не рекомендуется. Гиды наши пристроились в тенёк, пока мы гуляли, и местная бабушка их прогнала)) курящей на улице женщине я вообще не завидую

* алкоголь не продают совсем. Можно привезти свой, можно купить в Дагестане, выпивать в номере/квартире

* идеально чисто в Чечне и практически без мусора в сторону Сулакского каньона

* собак на улицах нет вообще. Кошки есть (тут понятно, любимое животное пророка), у нас в гостинице штук 5 было. Довольно упитанные.

Это наш) спит на стуле в столовой и прекрасно себя чувствует))

Ну и главная фишка тура - Валера везде готовит сам!! В гостинице брали завтраки, потом часов до 2-3 покатушки, потом длинный и душевный обедоужин. Приехал на машине, забитой мясом и всем прочим. На месте баранину один раз покупал. В Дагестане только обедали в кафе, там нет по пути.
Тур по Чечне очень лайтовый, по горам ходить не надо, компания у Валеры всегда душевная (многие были не первый раз) и сам он широкой души человек. Кормит так, что дышать тяжело, а ещё хочется))

Так что тур по Чечне и организатора с чистой совестью рекомендую! И приходите ко мне в Телеграм, там все новости и поездки практически в реальном времени.

Для комфортного самостоятельного отдыха можно купить онлайн путеводитель по городам КМВ и окрестностям.

Всем привет! В соседних со Старопольем республиках была уже много где, а вот в Чечню и Дагестан пути не было. Ехать от нас далеко, поэтому вариант с однодневной экскурсией в Грозный не рассматривала.-21