19,4K подписчиков

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет: русские города в живописи

680 прочитали

В тихих уездных городах живописцы часто находили вдохновение после суетливой жизни в столицах. Местные достопримечательности оказывались не хуже дворцов Санкт-Петербурга и московских соборов, а нетронутая природа завораживала. Ко Дню России вспомним несколько колоритных картин русских художников, на которых виднеются маковки средневековых церквей и кремлевских стен нестоличных городов нашей страны.

Ярославль: чудом спасенные фрески

Алексей Боголюбов. «Крестный ход в Ярославле», 1863 год, Саратовский музей имени А. Н. Радищева, Саратов © Public domain
Алексей Боголюбов. «Крестный ход в Ярославле», 1863 год, Саратовский музей имени А. Н. Радищева, Саратов © Public domain

История картины. Алексей Боголюбов прославился как художник-маринист, хотя в своих многочисленных путешествиях он часто делал зарисовки городских пейзажей. «Крестный ход в Ярославле» тоже задумывался как набросок, но удивительная манера Боголюбова придавать любым работам завершенность превратила эскиз в самостоятельное полотно. Боголюбов написал этюд во время поездки по России вместе с сыном Александра II — великим князем Николаем. Готовое полотно художник подарил приятелю — профессору Московского университета Ивану Бабсту. После его смерти наследники передали картину в Радищевский музей, где она хранится до сих пор. Этот саратовский музей открыл при жизни сам Алексей Боголюбов и назвал его в честь деда — опального писателя Александра Радищева.

Городская достопримечательность. На картине художник изобразил церковь Ильи Пророка, построенную в Ярославле в середине 17 века купцами Скрипиными. В храме с тех пор сохранились росписи кисти местных мастеров. Фрески пережили пожар и антирелигиозную политику советской власти. На одной из стен церкви даже осталась надпись, сделанная главой артели мастеров, иконописцем Гурием Никитиным: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь!»

Нижний Новгород: кремль по итальянским планам

Аристарх Лентулов. «Нижний Новгород», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Аристарх Лентулов. «Нижний Новгород», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

История картины. Аристарх Лентулов — один из основателей авангардного объединения «Бубновый валет». Он не боялся экспериментировать и постоянно искал новые формы живописи. В его городских пейзажах часто встречаются элементы русского зодчества. На картине «Нижний Новгород» Лентулов не стремился отразить узнаваемую панораму города. Старинные здания ему интересно было выделить в нагромождении разновременной застройки. Художник добавил пейзажу динамики не только сложной композицией, но и работой с яркими цветами. Его картины похожи на калейдоскоп. За выбор такой палитры современники прозвали его «художником Солнца».

Городская достопримечательность. Картины Лентулова — больше, чем просто слепок с реальности или фотография. Но главную достопримечательность Нижнего Новгорода на пейзаже узнать легко — это кремль. Его возвели около пятисот лет назад с целью обороны города, которому на тот момент было уже почти 300 лет. Форпост с задачей справился: враг ни разу его не захватил. Все из-за уникальной архитектуры: Нижегородский кремль больше похож на итальянские крепости, чем на русские детинцы. Например, это единственный кремль в России, по стене которого можно пройти, не заходя в башни.

Суздаль: церковь, пережившая набеги казанского хана

Борис Кустодиев. «В старом Суздале», 1914 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Борис Кустодиев. «В старом Суздале», 1914 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

История картины. Шедевры Бориса Кустодиева мы узнаем по жизнерадостным сюжетам о размеренной купеческой жизни. В своих жанровых зарисовках он часто изображал архитектуру провинциальных городов: церкви, гостиные ряды, купеческие дома. Но зрителю редко удается узнать, какой конкретно город на картине. Этому художнику не важна архитектурная точность. Главная цель городского пейзажа Кустодиева — создать в сознании смотрящего собирательный образ провинциального тихого города. Это спокойствие художник будет еще не раз вспоминать после революции 1917 года и хаоса, который она за собой привела. Картина «В старом Суздале» — исключение: художник сам дает нам подсказку в названии и даже отображает на картине местную достопримечательность.

Городская достопримечательность. Позади сидящих за чаем купчих, греющихся в лучах еще теплого осеннего солнца, изображена местная архитектура. Легко узнаются ярко-синие купола, усеянные звездами. Это суздальский Собор Рождества Богородицы, расположенный на территории кремля. Церковь возвели здесь еще в начале 13 века. От постройки того времени остался только нижний ярус: храм сильно пострадал в 15 веке от набегов казанского хана. Восстановили собор только сто лет спустя.

Великий Новгород: храм, где судились торговцы

Аполлинарий Васнецов. «Новгородский торг 17 века», 1908–1909 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Аполлинарий Васнецов. «Новгородский торг 17 века», 1908–1909 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

История картины. Аполлинарий Васнецов писал эпические виды русских просторов и городские пейзажи с элементами исторической реконструкции. Новгород Великий заинтересовал его после работы над декорациями к опере Николая Римского-Корсакова «Садко». Художник несколько раз бывал в Новгороде, делал зарисовки, которые впоследствии использовал в создании иллюстраций для «Картин по русской истории» Иосифа Кнебеля. В них Васнецов соединил высокое художественное мастерство с исследовательской точностью. Это было важно, ведь «Картины» создавались как пособие по истории для школьников. «Новгородский торг» — одна из шести таких иллюстраций художника. На ней он изобразил сердце Новгорода в эпоху расцвета: торговую площадь, усеянную купцами.

Городская достопримечательность. Новгород Васнецов тоже изобразил с исторической и архитектурной точностью. На заднем плане за рекой Волхов возвышается Новгородский кремль — почти так же он выглядит и сейчас. А справа виднеется ныне не действующий храм Иоанна Предтечи на Опоках. Его построили в 12 веке по велению князя, который передал церковь богатой общине купцов, торговавших воском и медом. Со временем при храме организовали купеческий суд, в котором решались торговые тяжбы. Аполлинарий Васнецов подчеркивает этот статус весами, изображенными у стен храма. Они служили эталоном для всех новгородских торговцев.

Углич: спасенный инженером монастырь

Николай Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе», 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Николай Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе», 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

История картины. В 1903 году Николай Рерих с женой отправился в «поездку за стариной». Так они назвали двухлетнюю экспедицию по 40 русским городам для изучения местного зодчества и художественных древностей, организованную по поручению Императорского общества поощрения художеств. Итогом поездки стали более ста архитектурных этюдов, фотографии и статьи художника. В статьях Рерих отмечал высокую художественную ценность древнерусской иконописи и архитектуры и порой плачевное их состояние. Например, о Воскресенском монастыре в Угличе художник писал: «В Угличе дело росписи обстоит худо: в церквах и монастырях остались небольшие уголки нетронутые. Поистине замечателен там Воскресенский монастырь. Белой великой грудою развалился он среди зеленой площади; пережил и ограду, и кладбище. Ржавеет, расползается в трещинах». Таким увядающим, но монументальным изображает Рерих монастырь.

Городская достопримечательность. Рерих был прав: Воскресенскому монастырю еще в начале 20 века требовалась капитальная реставрация. Ее провели только в 1975 году. Пришлось приложить немало усилий: фундамент просел, грунт под ним разрушился — монастырские постройки буквально разъезжались, поистине «великая груда». Здание удалось спасти благодаря разработке инженера Бориса Ржаницына. Он даже получил за нее Сталинскую премию. С 1999 года монастырь снова начал функционировать.

Печоры: церковь, вырытая в песчанике

Сергей Виноградов. «Вид на Печерский монастырь. Колокольни и купола Успенского собора Псково-Печерского монастыря», 1928 год, Зимний дворец, Лондон © Public domain
Сергей Виноградов. «Вид на Печерский монастырь. Колокольни и купола Успенского собора Псково-Печерского монастыря», 1928 год, Зимний дворец, Лондон © Public domain

История картины. Сергей Виноградов — мастер импрессионистского, пленэрного пейзажа. В 1928 году он получил предложение от историка Василия Синайского подготовить альбом, посвященный Псково-Печерской обители. Виноградов согласился. Два следующих лета он провел в небольшом городке Печоры в Псковской области, создавая живописные картины местной архитектуры, утопающей в зелени. Запланированный альбом издали уже в 1929 году, часть картин попала на персональную выставку художника. Критик Петр Пильский писал о них: «У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом, с этим художником тепло, и вся выставка стоит будто в озарениях, то солнечных, то полузакатных красках».

Городская достопримечательность. Печерский монастырь Виноградов изобразил в разных ракурсах и вариантах. На одном из них художник написал колокольни и купола Успенского собора — самого древнего храма Псково-Печерской обители. Церковь в 15 веке выкопал в холме из песчаника отец Иона, поэтому второе название собора — Пещерная церковь. Она и сейчас имеет только фасад, задняя ее сторона уходит в гору.

Ко Дню России приятно вспомнить долгую и богатую событиями историю нашей страны, которая запечатлена в архитектуре российских городов и на полотнах известных живописцев. А в Суздальском кремле в праздник открывается выставка «Русский Феникс. Суздальская земля». Она посвящена первому летописному упоминанию города — это произошло тысячу лет назад. Выставка — совместный проект Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля, организованный при поддержке банка ВТБ. Она будет работать до 1 октября, так что время посетить выставку в городе с тысячелетней историей есть.

К открытию выставки «Русский Феникс. Суздальская земля» ВТБ совместно с образовательным проектом Level One проводят бесплатный вебинар 
«Владимиро-Суздальская Русь: как объединялись русские земли». Присоединяйтесь вечером 12 июня.

Список русских городов, которые дышат историей, можно продолжать и дальше. Может быть, у вас есть свои фавориты? Напишите в комментариях, где вы бывали или собираете побывать.