27,2K подписчиков

В России строят новую верфь в 150 м от старой. Что будут выпускать в столице и почему страну ждет бум судостроения

314 прочитали

В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию. Интересно, что заработает верфь в 150 метрах от старой, прекратившей производство судов в 2015 г. Подробности о новом столичном предприятии и судьбе судостроения вообще в нашем материале.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.

Судостроительный завод в Москве

Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ) имеет давнюю историю. Она охватывает советский период, начиная с довоенных лет (с 1936 г.), и новейшие годы, вплоть до 2016 г., когда завод официально закрыли. Всё это время МССЗ выпускал пассажирские и грузовые речные суда. Лишь на период с 1941 по 1945 г. завод, как и многие другие в стране, освоив производство новой для себя продукции (корпусов снарядов и мин для снарядов залпового огня «Катюша»), перешел на военные рельсы.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-2

В мирное время после смены места расположения мощностей МССЗ продолжил работу в прежнем режиме. Переезд был вызван необходимостью расширить производство. К первым пассажирским катерам с деревянными корпусами добавились суда новых типов. В 1945 г. производственную площадку перенесли из района Лужников (сейчас Воробьевская набережная) в Нагатинский затон на реке Москве, к юго-востоку от центра столицы. А старую площадку ликвидировали спустя 10 лет — на том месте начали строить Большую спортивную арену («Лужники»).

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-3

В XXI веке успешно работавшему заводу суждено было прекратить свое существование. На этот раз ни о каком расширении речи не шло. Однако на месте МССЗ снова построили другой объект, теперь уже не стадион, а жилой комплекс.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-4

Прошло несколько лет, прежде чем в столице заговорили о потребности в речных судах. Неожиданно выяснилось, что не многоэтажками едиными жива Москва. Мэр Собянин, выступая на церемонии, посвященной запуску первой линии аквабусов, заявил, что в городе появится верфь по производству таких судов.

«Планируем создать верфь в Москве, которая обеспечила [бы] судами не только Москву-реку, но и другие маршруты», — сказал Собянин при посещении Северного речного вокзала с президентом РФ Владимиром Путиным. (Источник: ТАСС).
 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-5

О проекте

К марту 2024 г. каркас будущей верфи был готов; сейчас идет закрытие контура. Впереди строительство стапеля для спуска судов на воду. Площадь всего кластера превысит 23 тыс. кв. м. Планируется производство полного цикла; в состав войдут цех резки металла, сварки секций, покраски, монтажа оборудования и достройки, объекты для испытаний и спуска на воду, конструкторское бюро, площадка обслуживания, пункты отстоя с зарядной инфраструктурой.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-6

На новых мощностях будут строить 20 судов ежегодно. При этом на каждое судно уходит около 270 дней. Также верфь позволит обеспечить техобслуживание и ремонт 20 судов в год.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-7

Новое производство предполагает использование современных технологий. Проектом предусмотрены автоматизированные комплексы, применение 3D-печати, цифровых двойников и т. д.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-8

Какие суда будут строить и зачем

Электрические речные суда завоевали большую популярность в столице. В то же время по Москве-реке ходит более 130 прогулочных судов, многие из которых сильно морально устарели. Их средний возраст составляет 40 лет. Новая верфь будет способствовать скорейшему обновлению прогулочного флота: в ближайшие годы Москва закупить десятки современных электросудов.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-9

Новая верфь также позволит производить круизные суда длиной 90 м. Средний возраст существующих судов такого плана составляет 60 лет.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-10

Потенциал растет

Таким образом, в Москве возрождается целый профильный кластер, продукция которого востребована и в других регионах России. И этим перемены в судостроении не заканчиваются.

  • В 2024 году производственные мощности вырастут не только за счет нового столичного объекта. В Петрозаводске после масштабной модернизации заработает Онежский судостроительный-судоремонтный завод, в который внедряют современные цифровые системы, всевозможные роботы и датчики. Там будут выпускать суда типа река-море, рыбопромысловые суда, технические, вспомогательные и многое другое.
  • Также к концу года завершится строительство Жатайской судоверфи (Якутия). Объект призван закрыть потребности в судах для рек Лена, Яна и Колыма.
  • Год станет знаковым и для крупнотоннажного судостроения. Будет сдана вторая очередь ССК «Звезда».

Активно обсуждается вопрос о строительстве второй российской крупнотоннажной верфи. До сентября предстоит определить месторасположение стройплощадки; к ранее объявленному варианту — Петербург и Ленобласть — недавно добавились Мурманская и Архангельская области.

 В октябре 2023 г. началось строительство новой верфи в Москве. К концу текущего года объект планируют ввести в эксплуатацию.-11

Всё это говорит о больших позитивных переменах в российском судостроении. Не всегда они происходят на базе имеющихся производственных мощностей, но с учетом быстроразвивающихся технологий зачастую целесообразнее создавать новое, чем переделывать старое. И сейчас уже очевидно, что при сохранении заданного темпа отрасль имеет все шансы существенно улучшить как количественные, так и качественные характеристики. Страну ждет бум судостроения.

Друзья! Ставьте лайк и подписывайтесь, если хотите быть в курсе значимых событий в российской промышленности!