Кто они есть – сибирские казаки сегодня?

1,5K прочитали

Тон для этой статьи задали мои друзья — Главный Родовед Якутии, директор общественного института генеалогии и этнологии народов Якутии Константин Ильич Аргунов, и Главный Хранитель Исторической Памяти Якутии, председатель Якутского отделения Всероссийского общества Охраны памятников истории и культуры Руслан Васильевич Васильев, выступившие с докладами на научно-практической конференции «История становления и развития якутского казачества в истории России».

«Братья Гороховы из с. Олекминское, солдаты казачьего полка»
«Братья Гороховы из с. Олекминское, солдаты казачьего полка»

Тема их выступления, как я понял, была очень серьезной — потеря якутским казачеством, в том виде, в котором оно существует сегодня, интереса к своей истории и своим корням.

Константин Ильич Аргунов
Константин Ильич Аргунов

Я не буду голословным. Руслан Васильевич, впоследствии высказывался на моей странице ВКонтакте и говорил весьма нелицеприятные вещи о казаках Якутии:

«Наши казаки живут в своем мирке как в секте. Даже в чисто казачьем объекте  Надвратной башне Якутского острога не бывают, даже из любопытства. Не говорю даже про субботники, чтобы помочь убраться. А сейчас проходят археологические раскопки на территории Якутской крепости  детище Приклонского, которое исследователи называют уже не острогом, а городом, отсчитывая его историю с 1681 года  года закладки крепости, ставшей уникальным памятником архитектуры и оборонного зодчества, не знают и не принимают участие в раскопках!».

Руслан Васильевич Васильев
Руслан Васильевич Васильев

Надвратная башня — главная историческая ценность якутской столицы — хранительница памяти о казачьем Якутском остроге, основанном в 1632 году енисейскими стрельцами во главе с сотником Бекетовым.

Надвратная башня в начале ХХ века
Надвратная башня в начале ХХ века

Эта дата — 1632 год — дата рождения Дальнего Востока, как территории Российского государства.

Руслан Васильевич коснулся лишь одной из сторон нынешнего состояния казачества (и, полагаю, не только якутского).

Это то, о чем с гордостью писал Александр Сергеевич Пушкин:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

«Земля был б без них мертва».

День полкового праздника Якутского городского Казачьего пешего полка. 16/VIII-1912 г.
День полкового праздника Якутского городского Казачьего пешего полка. 16/VIII-1912 г.

Или скажем по-другому: земля без памяти — чужая земля. И потому, вероятно, СТОЛЬ чужеродно безпамятное казачество на той или иной части Сибири и Дальнего Востока, что о нем говорят весьма критически.

К этой теме мы вернемся чуть позже.

Сначала я приведу несколько примеров из той дискуссии, которая обозначилась на моей странице ВКонтакте.

И речь здесь о том, почему потомков якутских казаков так мало среди многочисленных подразделений — союзов, полков, обществ казаков Якутии?

«Обьякутились и не интересно. Я потомок Василия Колесова, подружка у меня Атласова, другая Прудецкая. С Чикачевыми общаемся. Но мои не украинские и т.д., в основном Новгород и Русский Север поморяне, из Коми коренных и Сибири татарских у нас много народа. Деревня есть Нюхча в Архангельске, много оттуда было казаков, южане у нас не приживались. Сибирские фамилии  Морозовы, Мамонтовы из старообрядцев, в общем в основном все считают себя северянами и сибиряками, кроме поляков и прочих шведов, кубанцы точно к нам не имеют отношения. В Иркутске большая казачья диаспора, с ними тоже общаемся и они тоже метисы. С русскими и украинскими общаться невозможно, они в основном все фашисты. Когда приезжали к нам в Русское Устье в советское время с тех краёв издевались, что наши выглядят метисами, поэтому дали позорную кличку  местнорусские. С 90хх вообще в Москве и Питере потомков землепроходцев убивают на фоне расовой ненависти ультра — правые.
Встречала в Якутске много потомков казаков они теперь все якуты или юкагиры и долгане и очень довольны. Хабаровых и остальных.
У вас либо наши, либо Иркутские скорее всего, как и на Аляске наши остались и в Калифорнии. Старики ездят к ним. К Иванам и Светланам индейцам».

Парад казаков в г. Якутске. 1896 г.
Парад казаков в г. Якутске. 1896 г.

Несколько сумбурно, но мысль понятна: русские на этой земле — чужие. Да-да, потомки русских казаков и крестьян, которые раздвинули границы империи, покорили и освоили почти четыре века назад эти земли, предпочли сегодня стать представителями КМНС – той коренной частью этой земли, а не пришлыми, которых воспринимают, как ЧУЖИХ.

Олекминские казаки на Ысыахе олонхо, 2021 г.
Олекминские казаки на Ысыахе олонхо, 2021 г.

И вот, каково одно из пожеланий мне, как автору книги по истории якутского казачества «Тайны якутских фамилий» (о которой якутские казаки ведать не ведали до этой научно-практической конференции, пока их не просветили на сей счет К.И. Аргунов и Р.В. Васильев):

«… да, для памяти и культуры очень полезная книга, но в это время конечно лучше не обострять отношения между народами если их позиционировать как русских колонизаторов, учитывая, что мы местные уже лет 500, по сравнению с понаехавшими, из-за них особенно в 90е очень много усилий потратили ради мира. Да и казачьи потомки все живут в Якутске и на Колыме и Вилюйске компактно. Я конечно рада, что развивают уже якутскую культуру. Множество достойных сыновей народа Саха вышло из казачьих семей. Вся эта эпоха закончилась в 1917 году, сейчас другие заботы и задачи. Но мы все культурно поддерживаем связь и с новгородом и с поморами, иркутском, камчаткой, сахалином, курилами, аляской, форт-россом и тд. Приезжайте к нам в гости на Ысыах!».

Олекминские казаки на Ысыахе олонхо, 2021 г.
Олекминские казаки на Ысыахе олонхо, 2021 г.

В гости я обязательно приеду — тем более, что в 2025 году в Якутии будет проходить Форум Родословия Дальнего Востока, на котором организаторы Форума хотят поручить мне модерировать именно ту секцию, которая связана с историей якутских казачьих династий.

Тема на самом деле не простая. В современном обществе утвердилась мысль о сибирском (включая дальневосточное) казачестве, как о казаках-разбойниках и мужиках-лапотниках.

Кстати, последнее охотно подогревается «сибирскими» же казаками — историческими выходцами с Кубани и Дона, осевшими в Сибири и на Дальнем Востоке в годы Советской власти и укоренившимися здесь, — они тоже считают, в отличие от своих предков, сибиряков — лапотниками.

Походский казак (Нижняя Колыма)
Походский казак (Нижняя Колыма)

Весьма характерно, что даже повседневную атрибутику казачьих приветствий современные «зауральские» казаки скопировали у донцов.

Я, собственно, не имею ничего против ни тех, ни других.

Вопрос в другом.

Вопрос в истории. Вопрос в значении присоединения Сибири и Дальнего Востока для Российского государства.

Донские казаки осознавали роль и величие Ермака, воздвигнув ему прекрасный памятник в Новочеркасске.

Но Ермак Тимофеевич ведь только лишь наметил путь, по которому прошли тысячи тобольских, томских, енисейских, якутских, нерчинских, иркутских, камчатских Ермаков.

И условия, в которых действовали сибирские казаки ни в коем случае невозможно сравнивать с кавказскими, где Кавказская война длилась до той поры, пока на помощь кубанским и донским казакам не пришла регулярная армия. И завершилась эта война только в 1864 году — а за сто с лишним лет до этого сибирские казаки уже проторили морскую дорогу в… Русскую Америку, позорно проданную царским правительством через три года после окончания Кавказской войны и через тринадцать лет после разгрома потомками сибирских же казаков и матросов десанта англо-французов в Петропавловском порту на Камчатке в 1854 году и в заливе Де-Кастри английского десанта в октябре 1855 года.

И эти две победы над «коллективным Западом» на фоне проигранной Российской империей Крымской войны сегодня остаются «НЕЗАМЕЧЕННЫМИ» и историками, и обществом.

В период Русско-японской войны 1904-1905 гг. камчатские казаки возглавили народное ополчение и дали отпор японцам, не позволив им завладеть Камчаткой, как «военным трофеем».

И это снова была ПОБЕДА. И снова она осталась незамеченной на фоне большого поражения.

Как писал второй по величине русский поэт Сергей Есенин:

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

Увы, мы все еще «лицом к лицу», все еще делимся на белых и красных — на «реестровых» и «не реестровых», на «истинных» и «ряженых»…

А «большое» — величие подвига сибирских казаков растворяется в этих мелких и пустых дрязгах.

И кто же защитит память предков, если один из атаманов казачьих публично заявляет, что Албазинский острог основал Ерофей Павлович Хабаров.

И он в этом не виновен — вся советская пропаганда была направлена на то, чтобы превратить землепроходцев в ангелов.

История же не может быть выткана из полуправды.

Хочешь-не хочешь, а в этом случае она, история, как медаль, оборачивается другой своей стороной. И из ангелов лепят уже чертей. Как сегодня — казаков-разбойников…

Нельзя бояться правды. Бояться нужно полуправды, сравнимой с ложью, которую можно переворачивать, перелопачивать, искажать…

О сибирском противостоянии нужно говорить четко, ясно, объективно, конкретно.

И не только о противостоянии казаков и «инородцев», как говорили в старину. А давать объективную картину того, что происходило внутри Сибири, почему к власти в Сибири пришла Бухара, когда и почему Сибирь платила дань русскому царю, и с какой задачей и целью вошли русские в Сибирь, какая внутренняя — межклановая, межплеменная, межродовая –борьба шла в тот период в Сибири, кто и как воспринимал приход русских.

Советские историки оказались в идеологической западне — им нужно было в обязательном порядке очернить царизм и его внутреннюю политику, ведущую к обострению классовой и межнациональной борьбы, с одной стороны. А с другой — создать идеальный образ казака-землепроходца.

И в 1930 годы выходят книги о колониальной политике царизма в Сибири, Якутии, Бурятии, Камчатке, Чукотке… Гнет, кровь, восстания, жестокость царских сатрапов…

А в 1950-х годах – полная идеализация, зализанная история, купюры, купюры, купюры в цитатах уже изданных книг, челобитных, доносов, жалоб…

И вот одни активно пользуются книгами, изданными «истинными революционерами» …

Другие — книгами «квасных патриотов» …

А истина, как всегда, лежит где-то посередине… Но те, кто и обязан по избранному своему пути защищать истинные ценности своего Отечества — его историческую память — погрязли в дрязгах и разборках, в цеплянии побрякушек и хвастливых речах, кто кого державней, кто сущий казак, а не мужик-лапотник…

А мне вот написали: «…мы не поддерживаем русский народ в их имперском движении».

А ведь спроси любого, кто жил в советской империи — Союзе Советских Социалистических Республик — тот скажет, что это был расцвет культуры каждого из народов СССР.

Но мы в эпоху «расцвета» дикого капитализма очернили и все, что было связано с историей СССР…

И что получается.

А ничего и не получается: земля без исторической памяти — ЧУЖАЯ земля…

Чужая для тех, кто эту память УТРАТИЛ, ПОТЕРЯЛ, ПРОДАЛ, ПРЕДАЛ…

Мне прислали программу научно-практической конференции «История становления и развития якутского казачества в истории России».

Всего один доклад по теме — «История якутского казачества». 10 минут. Докладчик — атаман хуторского казачьего общества.

А ведь совсем недавно в Москве проходила — на достаточно высоком уровне — конференция о праздновании 400-летия Дальнего Востока, история которого (официально!!!) начинается со строительства Ленского (впоследствии Якутского) острога и освоения якутскими казаками необъятных просторов Дальнего Востока от реки Амур на юге, побережья Северного Ледовитого океана на севере, Чукотки и Камчатки на востоке – территорий современных автономных округов, краев и областей Дальневосточного федерального округа — Малой Родины сотен тысяч людей разных национальностей, проживающих сегодня на Дальнем Востоке.

На этой конференции выступали ученые, депутаты, официальные лица Республики Саха (Якутия), которые говорили о том великом вкладе в приобретении русских земель, которые осуществили землепроходцы — сибирские казаки. А сибирские казаки — это сплав русского народа со всеми сибирскими народами, с которыми они породнились, врастая в Сибирь.

Да, сегодня ВЫГОДНЕЕ быть представителем КМНС в Сибири, нежели русским старожилом, который лишен всех тех прав, которыми наделены представители КМНС.

Евгений Бережнов, с. Походск
Евгений Бережнов, с. Походск

И это ведь тоже политика. Политика, направленная против русских — тех самых русских, чьи предки пришли в Сибирь и присоединили ее к России. Вместо благодарности — пощечина. Вместо закрепления прав на традиционный образ жизни в условиях Крайнего Севера – лишение этих прав. И кто же из русских старожилов Сибири захочет после этого уважать в себе РУССКОГО? Того русского — кто предает его историческую память, его историческое наследие, его русские корни на этой земле?

Не просто быть русским в России.
Не просто русским сохранять в себе русскость.

Ведь для этого нужно не кичиться заслугами предков, а свято хранить то историческое наследие, которое завещали нам предки, ту правду о нас, русских, которая была и есть. Именно это, повторюсь:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Казачество — это православный стержень русского народа. Когда без бахвальства и выпендрежа, когда искренно, глубоко, убежденно.

Я знаю таких.

Но когда на конференции в Новочеркасске — столице донского казачества — на казачьей конференции «Казаки на защите Отечества» — я не увидел в зале НИ ОДНОГО казака — для меня это было потрясением…

И сегодня, когда мне в комментариях написали о том, что «русские – фашисты» — это закономерный итог наплевательского отношения русских к своему историческому наследию, которое превратилось в то, что великий Пушкин назвал «алтарь БЕЗ БОЖЕСТВА»…

Сергей Вахрин, член Союза писателей России
Источник: камчадалы.ru