5,4K подписчиков

Что выбрать доминировать или учить собаку?

 Для меня существование доминирования, это реальность. Другой вопрос насколько оно жёсткое и сложное. Однако, иногда по рассказам владельцев собак, "кинологи" явно перебарщивают с этой темой.

Для меня существование доминирования, это реальность. Другой вопрос насколько оно жёсткое и сложное. Однако, иногда по рассказам владельцев собак, "кинологи" явно перебарщивают с этой темой. Если собака не слышит и не слушается хозяина, не выполняет его команды, это скорее нетренированность собачьих мозгов, чем доминирование. В процессе дрессировки собака последовательно проходит разные этапы обучения и функционирования психики. Понятное дело, если хозяин доминирует настолько, что при его гневе собака впадает в длительный ступор, то она не сможет от него убежать, но такое подчинение мало кого обрадует. При других взаимоотношениях собаки и проводника, управление строится не только на обучении и тренировке, но и на развитии мозгов собаки. Точнее будет сказать , что обучение и тренировка, это инструменты и одновременно внешняя сторона развития собаки.

Вкратце и навскидку перечислю некоторые этапы внутренних процессов, которые собака проходит при обучению послушанию. Оставлю некоторую недосказанность для другого текста. Перечислю эти этапы, чтобы было понятно, что доминирование здесь не причём.

1. Развитие пищевой и игровой реакции.
2. Развитие пищевой и игровой мотивации.

Пищевая реакция, это желание есть. Пищевая мотивация, это готовность совершать действия ради получения еды. Часто не различают, эти понятия, что не правильно. Всё тоже самое относится и к игре.

Мотивация имеет уровни развития, количественные и качественные. Количество, это объём работы ради одной дозы поощрения. Качественные уровни ниже.

3. Прямая мотивация, натаскивание куском, на нужное действие. Технически, это то, что называют наведением. Но возможность много и сложно работать наведением зависит от развития мотивации.
4. Опосредованная мотивация. Когда объект мотивации не используется для наведения. Собака его видит, но действие по команде совершает совершенно не совпадающее с движением к нему. Самый простой пример, это обход конуса, с уходом от куска, который лежит на открытой ладони проводника.

На четвёртом этапе есть внутренний конфликт между стремлением к объекту мотивации и действием, которое собака совершает по команде. И вот здесь нужна тренировка мозгов. Можно через принуждение заставить собаку работать, вопреки её наивному прямолинейному стремлению к объекту мотивации. Но этот уровень можно считать освоенным, только в том случае, если собака работает явно без внутреннего конфликта и повышение пищевой реакции или желания играть приводит к повышению скорости выполнения команды.

Освоение этого четвёртого уровня может немного зависеть от способности собаки подчиниться принуждению, хотя оно не всегда нужно при грамотной работе. Самое главное, то, что внутренний конфликт возникающий при освоении этого уровня не является признаком борьбы за доминирование с проводником. Собаку надо просто тренировать, чтобы она освоила этот уровень. Но справедливости ради надо сказать, что сильная собака при не грамотной работе может этот внутренний конфликт, постараться решить через внешний, то есть активно сопротивляться, вплоть до покусов проводника.

Вывод довольно банальный. Иерархические отношения в связке проводник-собака есть, но на этом далеко не уедешь.

Точно также есть следующие уровни развития собаки и разделение прохождения этапов на несколько направлений. Но это уже будет перебор для одного текста.

И последнее: На практике то, что мы обозначаем разными понятиями переплетается в целостную систему и учитывать только один фактор, обозначаемый одним понятием, будет не продуктивно для понимания процесса дрессировки.

Алексей Потехин
Дрессировка собак 8-926-892-65-78 ___ 8-916-518-71-22