39,4K подписчиков

Коварство зла: Занятное правило мультфильмов Disney, которое сломали Белль и Рапунцель

3,4K прочитали
Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная. Особенно четко связи прослеживаются в историях так называемых диснеевских принцесс, и хотя нет никаких официально очерченных параметров, по которым героини лент Disney получают "королевский" статус, мы легко распознаем, в ком течет благородная кровь, а в ком нет. В этом интересно разбираться, и сегодня я хочу вам продемонстрировать любопытную тенденцию, которой авторы студии придерживались годами, а заодно расскажу о двух героинях, разрушающих стереотипы и срывающих ярлыки.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Итак, что такое классическая полнометражная диснеевская анимация? Чаще всего это адаптация старых сказок, мифов или легенд, главной героиней которых является юный женский персонаж, обычно королевского происхождения, что и позволяет называть этих героинь "принцессами". Официально Принцессами Disney на сегодняшний день являются 13 девушек, бывших действующими лицами больших рисованных историй, и разумеется, их объединяют некоторые родственные черты.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-3

По заведенной в студии традиции Принцессы либо рождаются в королевской семье, либо выходят замуж за принцев, либо совершают подвиг, который позволяет из приравнивать к монархам. Часто им в их приключениях помогает какое-то животное, почти все Принцессы хотя бы раз исполняют песню. Это не исчерпывающий набор признаков, да и точное соблюдение всех канонов для получения почетного звания не требуется, но для понимания принципов и стандартов студии достаточно иметь представление хотя бы об этих аспектах. Хотя... Давайте добавим еще один, важный для сегодняшней темы. У всех Принцесс обязательно есть коварные враги.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-4

Линейка Диснеевских Принцесс началась с "Белоснежки и семи гномов" еще в 1937 году, в 1950-х продолжилась "Золушкой" и "Спящей красавицей", затем последовал долгий перерыв, и в 1989-м наконец наступила "Эпоха Ренессанса", которая "Русалочкой" заново запустила интерес публики к полнометражным мультфильмам. Третьей лентой нового периода в жизни студии и пятой картиной о Принцессе стала всеми любимая "Красавица и чудовище", вольная интерпретация старинной французской сказки Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв. В ней очаровательная дочь торговца соглашается вместо отца на пленение в заброшенном замке Чудовища, но монстр оказывается заколдованным принцем, чье проклятие разбивает искренняя любовь юной красавицы.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-5

В большой мере мультфильм повторяет оригинальную историю, но, безусловно, в сюжетах есть и существенные отличия. Прежде всего, в Disney полностью переработали линию отрицательного персонажа. Мы же прекрасно понимаем, что все опасения героев относительно Чудовища оказываются ложными – в сказке подлинным воплощением зла оказываются завистливые сестры Белль, намеренно действующие так, чтобы она погибла, а в анимационной картине на темной стороне находится влюбленный в девушку охотник Гастон, который устраивает травлю Зверя и едва не убивает его вопреки мольбам Белль. Именно Гастон, а не Чудовище является в фильме подлинным антагонистом со всех сторон положительной героини.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-6

И вот что интересно. Гастон вошел в историю не только как один из самых ненавистных (или любимых, если хотите) диснеевских антагонистов, он оказался первым антигероем-мужчиной в фильмах о Принцессах – прежде красавицам противостояли исключительно злыдни женского пола. Вспомните Злую Королеву из "Белоснежки", Леди Тремейн в "Золушке", Малефисенту в "Спящей красавице" и Урсулу в "Русалочке" – в Disney словно существовало негласное правило непременных "женских разборок". Таким образом, Гастон не просто изменил облик Зла, он еще и придал противостоянию с героиней новую грань – теперь отрицательный персонаж мог оправдывать свои действия "романтическими" целями.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-7

Только представьте себе – полвека, а точнее 52 года дети воспитывались мультфильмами Disney в странной парадигме. Девочкам, буквально, рисовали мир, в котором угроза, прежде всего, исходит от женщин. Безусловно, дамские взаимоотношения редко бывают открытыми и прямолинейными, женщины – создания коварные, хитрые и изобретательные (за это они мужчинами и любимы!), но всё равно, перекос достаточно странный. Я легко допускаю, что в стенах студии действительно работал негласный "женоненавистнический" шаблон – сам Уолт Дисней был не особенно приятным человеком, его коллеги росли в мире патриархата – отсюда могли возникнуть скрытые установки на демонстрацию Зла в женском обличии. И вот, Белль эти оковы разбивает...

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-8

Что думаете произошло дальше? Правильно! Маятник пролетел в противоположную сторону, и Диснеевские принцессы на 19 лет оказались обречены противостоять злодеям-мужчинам. Вслед за Гастоном в "Аладдине" возник Джафар, мечтающий жениться на Жасмин, в "Покахонтас" антагонистом стал губернатор Рэтклифф, в "Мулан" на темной стороне выступил вождь кочевников Шан-Ю, а в "Принцессе и лягушке" страх и ужас наводил колдун Доктор Фасилье. Лишь в 2010 году новая традиция была сломана в анимационном фильме "Рапунцель" – в нем заглавной героине противостояла Матушка Готель.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-9

И снова – постфактум крен на противоположный борт тоже легко объяснить. Конец прошлого века и начало нынешнего – это эпоха процветающего феминизма. Женщины в культуре и искусстве обрели ощутимый вес, обозначили свои цели и стремления, указали на собственный хорошо различимый голос и... обвинили мужчин во всех возможных грехах. Сюжет с возмездием "самцу", угнетающему девушку, стал едва ли не основным в массовой культуре – от "Кошмара на улице Вязов" до "Терминатора" – везде Она сперва подвергалась боли и страданию, а потом повергала Его. Мультики эта тенденция, как видите, тоже не обошла, Принцесс стали третировать "мужики".

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-10

Было бы смешно, если бы наш условный гендерный маятник после "Рапунцель" снова устремился бы в сторону злодеек, но нет – так не произошло. И это тоже довольно любопытный этап в линейке Диснеевских Принцесс. Дело в том, что в последующих картинах вообще сложно стало понять, кто является антагонистом. Нет, Добро не поменялось со Злом местами, и героиням по-прежнему приходится выпутываться из тревожных ситуаций, но вот однозначно указать пальцем на одного злодея стало сложно. Судите сами. В "Храброй сердцем" Мерида противостоит... Чему? Проклятию? Собственным страхам? Традициям? А Моана против кого воюет? Против Те Ка, которая и сама страдает? Против краба Таматоа? Против древнего пророчества? Та же история с Райей – принцесса-воительница вроде бы постоянно с кем-то сражается, но Зло в "Последнем драконе" словно "распылено"...

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-11

Я склонен считать, что отсутствие персонализированного Зла в последних трех "принцессовых" картинах Disney говорит о том, как серьезно стала относиться студия к своему творчеству. Простые и очевидные сюжеты ушли в прошлое, сегодня даже с детьми нужно говорить без утайки о том, что плохое в их жизни может обретать самые разные формы. Глупо искать легкие ответы на сложные задачи – указав пальцем на произвольного обидчика, вряд ли удастся восстановить справедливость или вернуть равновесие, любые конфликты носят сейчас (да и раньше носили, просто на детей взрослые это не распространяли) гораздо более сложный, витиеватый, изощренный характер. И это даже здорово, что о сложности мира с детьми начали говорить даже Диснеевские Принцессы.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-12

Что же до Гастона, а следом и до Матушки Готель – то это всего лишь занятное наблюдение, которое можно считать совпадением, а можно объяснять всемирным заговором. Тут все зависит от вашей фантазии. Мне удалось на диснеевский глобус натянуть сов сексизма и феминизма, можете лучше – добро пожаловать в комментарии, с интересом почитаю ваше мнение о столь продолжительных сериях злодеек и злодеев. Главное, не воспринимайте всё слишком серьезно – это все-таки мультфильмы, они призваны развлекать. Чем я и пользуюсь.

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-13

Такой вот получился экскурс в анимацию. Если длинные тексты о фильмах и сериалах вас не пугают, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно или жмите в колокольчик, новую систему оповещения о свежих вышедших материалах. Я постараюсь не скатываться в банальности и находить к просмотренному нетривиальные подходы. А еще у нас есть телеграм, и в нем тоже наверняка найдется чем развлечься – подписаться лишним не будет. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, везде отмечайте забавные детали, и...

Несмотря на то, что анимационное наследие студии Уолта Диснея довольно обширно, в нем наблюдается много закономерностей, имеются свои традиции и складывается собственная мультивселенная.-14

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: