38,8K подписчиков

5 причин посмотреть «Семь черных бумаг»

«Семь черных бумаг» — тяжелая история о взрослении в атмосфере Великой Отечественной войны — перемещается из кинотеатрального проката в цифровой: с 7 июня фильм можно посмотреть на START. Разбираемся в пяти пунктах, почему стоит познакомиться с драмой Анатолия Колиева.

«Семь черных бумаг» — тяжелая история о взрослении в атмосфере Великой Отечественной войны — перемещается из кинотеатрального проката в цифровой: с 7 июня фильм можно посмотреть на START.

Фильм конкурса «Русские премьеры» 46-го ММКФ

Совсем молодой конкурс Московского международного кинофестиваля «Русские премьеры» в 2024 году проводился в третий раз. После закрытия национального фестиваля «Кинотавр» программу учредили с целью продвижения отечественного авторского кино.

Создатели картины «Семь черных бумаг» устроили дебютный показ своего детища в рамках ММКФ, а благодаря международному статусу фестиваля премьеру фильма Колиева вполне законно можно считать мировой. Авторы получили бесценный фестивальный опыт, зрительскую любовь и положительные оценки прессы.

«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)

Редкий фильм о судьбе осетинского народа во время Великой Отечественной войны

Несмотря на то что Владикавказ (в те годы носивший название Орджоникидзе) не был взят гитлеровскими войсками — их остановили в предместьях столицы Северной Осетии, — республика не избежала участи всей остальной страны. Количество погибших и раненых исчислялось тысячами, многие семьи остались без кормильцев: домой из тех, кто ушел на фронт, вернулся только каждый второй.

«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)

Советский Союз понес колоссальные потери, и горе каждого отдельного народа, входившего в его состав, должно быть правильно отрефлексировано и осознано. «Семь черных бумаг» работают именно с этой коллективной травмой. В картине, например, звучат стихи осетинского поэта Хазби Калоева, погибшего на Курской дуге, а многие письма, фигурирующие в фильме, действительно взяты из республиканского архива, где хранится корреспонденция времен войны.

Съемки проходили на высоте почти 2000 метров над уровнем моря

Анатолию Колиеву предлагали снимать фильм в Краснодаре, где существует отработанная система рибейтов — продюсеры картины могли бы вернуть до 20͏ % затраченных на производство средств. Но режиссер выбрал аутентичность, поэтому съемочными площадками стали села Дунта и Камунта в Дигорском ущелье на высоте около 2000 метров над уровнем моря.

«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)

В обоих селах живет едва ли 50 человек, добираться туда было отдельным испытанием для съемочной группы, а погода могла испортиться за считанные часы. Но, несмотря на сопутствующие трудности, выбор локации пошел фильму только на пользу: поселения будто законсервировались во времени, за минувшие 70 с лишним лет там мало что изменилось, а горные виды дополнили оригинальную операторскую работу Рысбека Бокеева.

Личная история с примесью мифологии

Деду Анатолия Колиева посчастливилось оказаться среди тех, кто вернулся с фронта домой. Его истории сильно повлияли на режиссера. Когда же в руки Колиеву попал рассказ Михаила Булкаты, он очень захотел снять фильм.

«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)

Тогда-то вместе с братом Аланом они начали писать сценарий будущего фильма. В основу легли не только рассказ Булкаты и истории дедушки, но и небезызвестный нартский эпос — древние сказания о приключениях героев-богатырей — нартов. Так в историю удалось вплести мифологические мотивы.

Важная картина в рамках становления национального кино

Когда-то на территории Северной Осетии функционировала невероятно большая Северо-Осетинская студия телефильмов — одна из крупнейших на Северном Кавказе. Там были созданы десятки документальных и художественных лент и воспитаны несколько поколений осетинских кинематографистов. В годы перестройки студию заморозили, по инерции ее выходцы продолжали творить до конца 90-х, но собственного кинопроизводства у региона так и не появилось.

«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)

«Семь черных бумаг» продолжают как традицию национального осетинского кино, так и благие начинания Александра Сокурова, открывшего на Северном Кавказе первую авторскую мастерскую, которая дала толчок возрождению регионального кино. Успех фильма Анатолия Колиева способен помочь вернуть в Северную Осетию кинематографическую искру и разжечь былое творческое пламя во всей республике.