Архип Куинджи - художник, владевший "лунными красками"

383 прочитали

Имя Архипа Ивановича вошло в историю русского искусства как художника-новатора, а Репин часто называл его "гением-изобретателем". Он был самым невероятным пейзажистом второй половины XIX века, мастером удивительной техники.

Кажется, что его творчество обладает невероятной магией, и дело тут не обошлось без волшебства. Будто бы сама луна замешала палитру красок, а рука художника четко выводила уникальное сочетание светового потока. Он мог легко передать всю глубину и красоту природы, изящество линий, игру света и теней.

Это художник с очень интересной судьбой. Куинджи рано остался без родителей, а его карманы были совершенно пусты, когда он приехал в Петербург. К 40-ка годам Архип Иванович станет миллионером.

Волевой!

Несгибаемый!

Четко идущий к своей цели!

Искренне веривший в то, что мир можно сделать лучше, довести до совершенства.

В. Васнецов Портрет Куинджи, 1865
В. Васнецов Портрет Куинджи, 1865

Архип Куинджи родился в пригороде Мариуполя 15 января 1842 года. Однако по сохранившимся документам Императорской Академии художеств можно встретить три даты: 1841, 1842, 1843 год. Но чаще всего встречается 1842 год. Отец занимался сапожным мастерством, мать управлялась с хозяйством. Родители Архипа очень рано умерли, мальчику едва исполнилось 4-ре года. На воспитание взяли родственники.

Рос он крепким и добродушным, только с самого раннего детства не мог терпеть, когда обижали какую-либо живность. Архип в миг становился страшен, его боялись даже подростки. Таким он останется на всю свою жизнь, ни на шаг не отступит от этого правила. Архип считал, что если ты сильнее, то должен помогать тем, кто слабее тебя.

Приютившие мальчика родственники отдают его на обучение в "вольную школу", где занятия ведет малограмотный грек из местных. Затем было городское училище, только к наукам Архип был равнодушен, но рисовать любил с юных лет: на обрывках бумаги, стенах и заборах. Семья была совсем небогатой и Куинджи не проводил время праздно. Он пас гусей, был счетоводом у подрядчика, подрабатывал у хлеботорговца.

Вот хлеботорговец и обратил свое внимание на рисунки Архипа, посоветовав юному таланту обратиться к уже известному художнику И. К. Айвазовскому. В 1855 году Архип отправляется в Крым, только вот незадача - мастера не оказалось дома, уехал по делам. Куинджи остался дожидаться его, занимаясь всякой подсобной работой.

Там он и познакомился с А. Фесслером, который преподал первые уроки живописи будущему художнику. Через пару месяцев вернулся Айвазовский, но в ученики Архипа не взял, а предложил ехать в Одессу или Санкт-Петербург. Однако поговаривают, что Айвазовский доверил все-таки Куинджи покрасить свой забор.

Архип принимает решение ехать в Петербургскую Академию художеств. Путь был не простым. Несколько раз его отвергали, но Архип даже не думал сдаваться. Окончилось тем, что за работу "Татарская сакля" он получает звание "неклассного художника" выменивая его на возможность быть вольнослушателем. Шел 1868 год и Куинджи было уже 28 лет.

В этот период он знакомится с многими замечательными художниками, которые создадут общество передвижников: И. Крамской, В. Васнецов, И. Репин, В. Маковской. Архип очень быстро развивается в профессиональном плане, формируя свой, ни на кого не похожий взгляд на искусство. Учебу он все-таки бросит...почему?...просто поймет, что творчество - это очень индивидуально, настолько лично, что ему не нужны попутчики... Утихают жаркие споры, рассеивается табачный дым...ты остаешься один на один с белым холстом и начинаешь творить... И есть лишь твое внутренне чувство, твое видение, твое волшебство...все меркнет и растворяется, уже не важно мнение товарищей или принятие публики... Творческое одиночество, в котором заключена великая мощь мастера.

Однажды Куинджи совсем пропал, никто о нем ничего не слышал. Все посчитали, что Архип не справился и уехал домой. А затем Федор Буров совершенно случайно встретил его в петербургском фотоателье, где тот зарабатывал себе на жизнь ретушером. Даже Виктор Васнецов приехал к Куинджи уговаривать не бросать живопись. Но оказалось, что Архип не оставлял свою страсть ни на мгновение...он писал и писал, оттачивая свое мастерство до совершенства.

Летом 1870 года Архип уедет на остров Валаам. Удивительнейшим образом его поразит природа, где густые хвойные леса, озера, наполненные прозрачной водой, громадные валуны. Красота севера покорит сердце художника.

А. Куинджи "На острове Валааме", 1873
А. Куинджи "На острове Валааме", 1873

Надвигающиеся сумерки...приглушенная цветовая гамма, рассеянный свет...и чувствуешь себя совершенно неуютно, беспокойно...воздух кажется таким холодным и сырым...ярко выделенные художником одиноко стоящие деревья словно в танце тяжелых дум и размышлений о тяготах и лишениях...тяжелые хмурые тучи и мягкий рассеянный свет словно сглаживают раздумья...

Павел Третьяков не остался равнодушен к этой работе и приобрел ее для своей галереи. Он одним из первых, кто увидел в Куинджи большое дарование и талант. Третьяков собрал практически все значимые произведения великого мастера.

А затем появились работы "Осенняя распутица", "Ладожское озеро", где уже просматривались фирменные черты великого художника - контраст, колорит, выразительность.

В 1875 году Куинджи принимают в общество передвижников. На суд зрителей и критиков он выставляет свою работу "Украинская ночь", где словно живой свет луны освещает на ночном фоне украинские хаты.

А. Куинджи "Украинская ночь", 1876
А. Куинджи "Украинская ночь", 1876

Художник собрал свет в одно яркое пятно, которое словно очерчено прохладными цветами неба и спящей природой. Парящий в ночи хутор завораживает и не желает отпускать. И хочется вглядываться в самые затемненные уголки пейзажа, в нарядность сельских домиков, будто стараясь разгадать наполненность и поэтичность художника.

А затем художник прощается с передвижниками и в 1879-м году покидает их общество. Публика увидела новые работы Архипа Куинджи - "Север", "Березовая роща", "После дождя", в которых чувствуется заметное влияние импрессионистов.

А. Куинджи "Север", 1979
А. Куинджи "Север", 1979

Невероятное величие севера! Простор и хочется вздохнуть во всю грудь...чувствуешь, что ты стоишь на скале и любуешься этим великолепием, мощью и силой русской природы, всматриваясь в извилистую ленту северной реки...необозримая ширь небес и простор...удивительная поэзия и совершеннейшая одухотворенность художника... Куинджи смог уловить, заметить эту красоту и передать настолько достоверно, словно вдохнуть жизнь в свою работу, придать невидимое настроение...

А. Куинджи "После дождя", 1879
А. Куинджи "После дождя", 1879

А здесь яркий и солнечный пейзаж, омытый дождем...гроза уже прошла...зелень впитывает живительную влагу, а поля освещены лучами заходящего солнца. Вдалеке виднеется уютный маленький хутор, речка, поросшая камышами...чувствуется легкость, тишина и покой, а также внутренняя гармония художника...

А. Куинджи "Березовая роща", 1879
А. Куинджи "Березовая роща", 1879

Художник использует яркие краски, которые придают картине несколько нереалистичное звучание. Однако, несмотря на это, чувствуется торжественное солнечное звучание дня. Эта работа стала "визитной карточкой" художника. Куинджи своими новаторскими приемами заставил по-новому работать силу света, тем самым опередив свое время.

Но настоящий успех пришел к Куинджи в 1880 году и картиной "Лунная ночь на Днепре".

...Картина эта - невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее - решительно волшебное: это - не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна - это действительная луна, она действительно светит; река - это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать... Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!.. критик А. Суворин

А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", 1880
А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", 1880

Беспрецедентное творческое достижение художника. Невероятный эффект освещения, который убеждает зрителя, что лунный свет есть, он больше, чем реальность. Здесь нет никакого исторического события, просто украинский пейзаж...оглушительная тишина, чувствуется неразгаданная тайна и удивительная сила природы...и вспоминается мистика Гоголя...

А на улицах Санкт-Петербурга царило оживление. Очередь, из желающих посмотреть выставку одной картины, растянулась от Большой Морской до Невского. Публика не понимала, как от картины, написанной масляными красками может исходить такое невероятное мистическое свечение. В газетах писали, что "здесь собрался весь грамотный Петербург". Картина стала настоящей сенсацией. Куинджи стал знаменит не только в России, но и в Европе.

Но случилось удивительное - художник снова исчез на целых 20-ть лет. Можно сказать, что он ушел в затворничество, наслаждаясь обществом жены и близких друзей. Мастер не выставлял своих работ до начала XX века.

Со своей будущей женой Архип познакомился еще в Мариуполе. Вера была дочерью богатого торговца мехами, обрусевшего грека - Леонтия Спиридоновича Керчерджи. Отец заказал написать портрет тогда еще бедному художнику, а у молодых людей возникла симпатия. Разница в 13 лет и совершенно несопоставимое социальное положение не смогли разрушить возникшее чувство.

Однажды отец спросил свою дочь, собирается ли она замуж за босяка и получил ответ: "Если не за Архипа, то только в монастырь". Но благословение на брак они получили только тогда, когда Куинджи стал известным художником, картины которого покупались меценатами. Вера на тот момент окончила Институт благородных девиц в Керчи. В 1875 году они поженились и уехали в Петербург.

Свою супружескую жизнь Вера и Архип прожили очень счастливо. Детей не было. Вера Леонтьевна пережила супруга на 10 лет и умерла от голода в 1920 году.

А. Куинджи. Портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи, 1875
А. Куинджи. Портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи, 1875

Это единственное изображение Веры Куинджи, сделанное Архипом Ивановичем после их свадьбы. Более он жену не рисовал. В одно время он сильно настаивал на том, чтобы Вера получила художественное образование, но по неизвестным причинам учиться она не стала. Занималась домом, поддерживала мужа в делах, практически не появлялась в светском обществе. Счастье любит тишину...

К 1890-м годам Архип Иванович сильно разбогател. Это были сделки с недвижимостью. Он покупал, а затем перепродавал доходные дома на Васильевском острове, а затем приобрел участок земли в Крыму, который оценивался в миллион рублей. Однако жили Куинджи очень скромно, прислуги не было, пища - самая обычная и простая. Большое количество своих средств художник отдавал на благотворительность, устройство вернисажей, выставок, тем самым стараясь сделать мир лучше и светлее. Он ничего не требовал взамен. Помогал не только начинающим художникам, изобретателям, но и окрестным бродягам, нищим, просто проходимцам.

А. Куинджи "Кипарисы на берегу моря", 1887
А. Куинджи "Кипарисы на берегу моря", 1887

А в 1894 году Куинджи предлагают возглавить пейзажную мастерскую и вернуться в Академию в звании профессора. Архип Иванович начинает опекать своих студентов, заботиться о них со всей своей нерастраченной отцовской нежностью. Он возит своих питомцев в музеи Парижа и Вены, позволяет смотреть на жизнь новаторски и широко...только вот ростки свободомыслия приводят к студенческой забастовке и отставке Куинджи...

Он все еще остается в совете Академии и занимается также благотворительностью, но художник надломлен и предпочитает компанию птиц, нежели людей...все чаще жалуется на боли в сердце и отдышку...летом 1910-го года Архипа Куинджи не стало...

Его последние дни были наполнены философией и размышлениями об искусстве, морали, религии. Старался успеть доделать, досказать, донести многое...

Этот художник открыл в русской живописи совершенно новый и особенный стиль, в котором уже не действительность и реальность, а внутренняя философия. Он был самоучкой, но пробился в люди, в большой мир искусства своим талантом и упорством. Неповторимый Архип Иванович Куинджи - особенный волшебник, в палитре которого были "настоящие лунные краски"...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))