Фестиваль «Кантата» высек «искру божью» в Калининграде

    Фото: Виталий Невар/РИА Новости   
 Текст: Оксана Обрехт, Калининград
Фото: Виталий Невар/РИА Новости Текст: Оксана Обрехт, Калининград

В Калининградской области завершился IV Международный фестиваль классической музыки «Кантата». За четыре года фестиваль стал культурным событием не только самого западного российского региона, но и страны.

Площадь перед Кафедральным собором на острове Канта в Калининграде в воскресенье, 9 июня, вновь превратилась в концертную площадку мирового уровня. Здесь, среди старинной брусчатки под стенами средневекового собора, в окружении каштанов прошел гала-концерт IV Международного фестиваля классической музыки «Кантата». Готический собор и остров, названный в честь великого философа Иммануила Канта, уроженца Кенигсберга – нынешнего Калининграда, – сами по себе уже декорации для концерта.

Перед сценой – аншлаг. Некоторые зрители расположились на деревянных многоярусных скамьях, сооруженных на площади у собора пару лет назад в рамках масштабной реконструкции этого культурного пространства. Опытные любители оперы принесли с собой пледы, чтобы не замерзнуть в калининградском июне на концерте под открытым небом.

В этом году «Кантата» довольно демократична – среди зрителей гала-концерта не было заметно дам в вечерних платьях. Но даже оркестранты – например, первые скрипки из Калининградского областного симфонического оркестра кутались в легкие шубки, привычные для калининградской июньской погоды.

За действом на сцене следил бронзовый Петр Первый. Памятник первому русскому императору, бывавшему в Кенигсберге в составе Великого посольства больше 300 лет назад, установлен у стен собора. В этом году в Калининградской области Международным философским конгрессом отметили и 300 лет со дня рождения Иммануила Канта, кенотаф которого находится у стен Кафедрального собора.

300-летие Канта и 130-летие великого русского философа Николая Бердяева стали лейтмотивом четвертой «Кантаты».

«Это позволяет говорить нам о диалоге культур. Здесь, в Калининградской области, проживают разные народы, пересекаются разные культуры, происходят культурные столкновения и параллели, высекается искра божья», – говорит художественный руководитель фестиваля, директор Московского академического Музыкального театра им К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Андрей Борисов.

По его словам, Калининград – особое место, поэтому на сцене как первого концерта в начале фестиваля, так и в самом его конце наряду с мировыми звездами оперы первой величины выступает Калининградский симфонический оркестр. «Люди, которые живут и творят на Калининградской земле, включены в ткань фестивального движения», – подчеркивает Борисов. Дирижировал гала-концертом дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп из США, сотрудничающий со многими ведущими симфоническими коллективами России.

На эту тему

Открылся концерт праздничной увертюрой Дмитрия Шостаковича. Затем на сцене появились звезды Мариинского театра – баритон Владислав Сулимский исполнил арию князя Игоря из одноименной оперы Александра Бородина, Ирина Чурилова (сопрано) исполнила арию Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Наконец, на сцене зажглась еще одна звезда – меццо-сопрано Зинаида Царенко исполнила арию Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова.

Музыка разносилась над рекой Преголей и калининградскими мостами, соединяющими остров Канта с Большой землей. Слушателями стали и многочисленные туристы, и местные жители, прогуливающиеся по Рыбной деревне, эстакадному мосту и каштановому скверу у подножия исчезающего Дома Советов. Со сцены «Кантаты» прозвучали в этот вечер арии и дуэты из опер «Бал-маскарад», «Адриана Лекуврер», «Трубадур», «Самсон и Далила». А завершился гала-концерт «Увертюрой 1812 года» Чайковского.

«Мы все стали лучше за время фестиваля, мы все стали его неотъемлемой частью,

– говорит Борисов, подводя итоги музыкального праздника. – Пусть он делает ярче жизнь красивого, величественного и благородного региона. Пусть он делает нашу жизнь осмысленнее, а культурный ландшафт богаче. Фестиваль заканчивается, а все только начинается».

«Кантата» за четыре года стала настоящим событием в культурной жизни не только самого западного российского региона, но и страны – за онлайн-трансляциями концертов, проходящих в старинных кирхах и на основных площадках, следили сотни тысяч человек. Один из концертов в этом году прошел под сводами старинной кирхи Меляукен в поселке Залесье, также площадками становились кирхи Нойхаузен и Святого Семейства (в ней уже долгие годы «живет» областная филармония).

В этом году в рамках фестиваля работали также и образовательные площадки: 12 лекций, 14 мастер-классов и 12 кинопоказов. Образовательный блок курировали партнеры фестиваля – «Институт развития интернета» (ИРИ), российское общество «Знание» и «Российское музыкальное общество» (РМО).

Фестиваль поддерживается Президентским фондом культурных инициатив и региональными властями, что позволяет сделать его не только просветительским, но и благотворительным. Собранные за счет проданных билетов деньги, а это почти 2,2 млн рублей, планируется направить на восстановление кирхи Гердауэна – нынешнего поселка Железнодорожный на юго-востоке области недалеко от границы с Польшей. Поселок за последние несколько лет преобразился – прогуляться по его старинным средневековым улицам приезжают не только калининградцы, но и многочисленные туристы из других регионов страны. После восстановления кирха Гердауэна должна стать новой площадкой будущих «Кантат».