Быть молодым ученым: Ольга Прокудина

Студентка магистратуры факультета естественных наук, младший научный сотрудник лаборатории биотехнологий Центра технологического превосходства «Передовые химические и биотехнологии» им. С.С.

Студентка магистратуры факультета естественных наук, младший научный сотрудник лаборатории биотехнологий Центра технологического превосходства «Передовые химические и биотехнологии» им. С.С. Гитиса Ольга Прокудина исследует способы утилизации органических отходов с помощью живых организмов. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Ольга рассказала, для чего ученым нужны тренды, зачем в университете выращивают африканских мух и почему сложно оторваться от работы в лаборатории.

Начало пути

Я осознала, что занимаюсь наукой, во время работы над проектом для участия в конкурсе «УМНИК». Проект выполняла в команде Песцова Георгия Вячеславовича, который вел у меня предмет «Микробиология»в бакалавриате. В команду я попала из-за того, что стояла перед выбором научного руководителя для будущего диплома и выбрала как раз Георгия Вячеславовича своим научным руководителем. Проект был посвящён изучению метанотрофных (перерабатывающие метан) бактерий. Преимущество этих бактерий состоит в том, что после переработки метана из них можно получать кормовой белок. Мы начали с очень сложной темы, но выиграли целых два гранта. Было много экспериментов , литературы, рассуждений по ходу работы.

В детстве я не замечала за собой каких-то особенных интересов к биологии, но в старших классах точно знала, что буду сдавать биологию и химию. Химию я любила больше: когда по 2 часа занималась с репетитором, полтора часа уходило на химию, потому что я хотела отработать больше заданий и узнать что-то новое. Но на ЕГЭ я набрала больше баллов по биологии, поэтому решила, что биология – это, наверное, моё. В семье биологию хорошо знает моя мама. Она понимает, чем я занимаюсь, нам с ней легко общаться на эту тему. Она очень хотела стать хирургом. Я тоже целенаправленно поступала на врача. Но за месяц до ЕГЭ случайно узнала, что в нашем университете есть направление «Биоэкология». Так и сказала родителям: «Я не буду врачом». У меня были все шансы поступить в мед, так как я прошла конкурс в медицинский университет Калуги, но все таки выбрала биоэкологию.

В лаборатории Центра технологического превосходства
В лаборатории Центра технологического превосходства

О науке

Я исследую возможности утилизации различных органических отходов с помощью живых организмов, в частности, с помощью мухи чёрная львинка. Из-за различия приспособленности тех или иных организмов к внешним условиям и пищевому субстрату , необходимо проводить эксперименты по подбору органических отходов, для каждого организма. Например, личинки чёрной львинки лучше всего перерабатывают пищевые и сельскохозяйственные отходы – некондиционные овощи, фрукты, отходы мясного, рыбного производства и т.д.

Наши эксперименты, которые мы проводим совместно с инсектарием индустриального партнёра ООО «Львинка», посвящены изучению жизненного цикла чёрной львинки. В рамках экспериментов мы стараемся разработать элементы технологии, связанные с ускорением роста личинок, выведением чистых линий чёрной львинки, а также выращиванием личинок с заданными свойствами. Допустим, если выращивать личинок на рыбных и мясных отходах, то в их составе будет меньше жира и больше белка. Если на овощах и фруктах – меньше белка и больше жира. Также мы проводим сушку личинок в разных температурах, тоже в зависимости от целей.

Возле учебного корпуса №2
Возле учебного корпуса №2

Если ты в науке – ты должен быть в тренде. Нужно читать современную литературу по актуальным научным исследованиям, чтобы быть в курсе тенденций, видеть, на какие направления следует делать упор. Отходы и их утилизация – это всегда актуально, потому что есть проблема со сжиганием, складированием. Мы стараемся разработать технологию, с помощью которой можно будет утилизировать отходы и получать новые продукты.

Мне очень нравится наблюдать за реакцией людей, которые приходят в лаборатории на экскурсии и удивляются, живо реагируют и что-то спрашивают. Я могу заговориться и рассказать даже больше, чем планировала. Мне очень приятно, когда я вижу, что гости хотят меня слушать. Есть, конечно, люди, которым неинтересно. Но их, кстати, намного меньше.

Запись онлайн-лекции в рамках недели науки в Тульской области. Студия Российского общества «Знание»
Запись онлайн-лекции в рамках недели науки в Тульской области. Студия Российского общества «Знание»

Мой научный руководитель всегда нам помогает. Если возникают какие-то вопросы, ему можно позвонить и днём, и ночью. Он обучает нас различным методикам, правильной обработке полученных результатов, то есть именно тому, как вести непосредственно научно-исследовательскую работу. Помимо прочего, он ещё и наставник. Он прививает нам ответственность за выполнение своей работы. Поэтому если есть задача, я в лепёшку расшибусь, но сделаю, даже если придётся работать до ночи.

Научный провал, который я могу вспомнить, связан с выступлением. Один раз меня позвали на выступление как победителя программы «УМНИК». Я очень сильно переживала, и мы всей командой обсуждали, что я буду говорить, чтобы сделать выступление лучше. Я вышла с листком текста, хотя считаю, что делать так недопустимо, когда рассказываешь о своей работе. Я вышла и рассказала, как мне кажется, какую-то несвязную ерунду. Это был прямой эфир, у меня тряслись руки. И когда я ушла, мне было очень стыдно.

О статусе молодого ученого

В статусе молодого учёного мне нравится постоянное движение. Тебя постоянно куда-то приглашают, ты ездишь на конференции. Например, в феврале, когда была Неделя науки, нас с Георгием Вячеславовичем пригласили на «Марафон научных лекций» в качестве спикеров. Это было очень приятно. В жизни постоянно происходит динамика – новые знания, новые знакомства, опыт. Это ритм, от которого очень сложно отказаться.

В лаборатории Центра технологического превосходства
В лаборатории Центра технологического превосходства

Мне сложно привыкнуть к выступлениям перед людьми. Даже, наверное, невозможно. Только если ты не занимаешься этим буквально каждый день. Несмотря на то, что я уже много где выступала, каждый раз, даже перед экскурсиями я все равно переживаю. Считаю, что это правильно, потому что если ты не переживаешь за своё выступление, то тебе это неинтересно. Даже сейчас перед интервью переживала, потому что для меня очень важно все то, что касается моей работы.

Образ стереотипного учёного, скорее всего, и есть стереотип. Взять, к примеру, нашу команду – мы все разные. Современный учёный, как мне кажется, должен быть с чувством юмора, осведомленным о современных технологиях. В общем, на улице ходим без белых халатов, поэтому вряд ли получится отличить.

Что мне помогает не бросать свою работу? Я не вижу себя в другом. Куда я пойду? Что я буду делать? Я привыкла к такому ритму жизни и разноплановой деятельности. Я считаю свою работу довольно необычной и интересной. Например, сегодня ты проводишь экскурсию, завтра уже ставишь эксперимент, а послезавтра пишешь статью. В конце концов, не на каждой работе будет возможность сначала покормить личинок, а потом запечь их в сушильном шкафу (но все во имя исследований!). Такой ритм позволяет развиваться в совершенно разных сферах и набираться опыта на любой случай в жизни.

Чаще всего мой день начинается с завтрака, затем я собираюсь, еду на работу где-то 40 минут. Сейчас практически все наши дни посвящены подготовке заявок для участия в различных грантовых конкурсах, так как сейчас как раз «сезон». Например, мы планируем принять участие в грантовом конкурсе от правительства Тульской области в сфере науки и техники, а также в грантовом конкурсе от Российского научного фонда и многих других. Также часто мы занимаемся подготовкой выступлений для конференций разных уровней. Бывают дни, когда мы усердно готовимся к приёму важных гостей, это всегда очень волнительно, а после таких встреч мы проводим групповую рефлексию. Но больше всего, конечно, мне нравятся дни, когда мы готовимся и проводим эксперименты, когда много работы руками с различным оборудованием и объектами исследования.

Экскурсия для школьников в Центре технологического превосходства
Экскурсия для школьников в Центре технологического превосходства

В свободное время, в основном это выходные, провожу время с друзьями, с родителями. Нравится ходить в музеи и парки. Раньше думала, что в Туле только один парк – Белоусовский, но потом узнала, что их больше, и решила побывать в каждом. На самом деле, очень люблю парки – там тихо, можно уйти куда-то подальше, сидеть на лавочке и думать. Это очень расслабляет и придает сил для новой недели.

Мой совет начинающим молодым учёным – надо очень много работать. Сначала, конечно, необходимо овладеть методиками. Посмотреть, как проводится работа на примере старших коллег и постараться повторить. Потом, может быть, какая-то идея возникнет, и её получится реализовать. Быть учёным – это ежедневная работа над собой. Иногда нужно самому ставить себе задачи, поэтому важен навык самоорганизации. Если хочешь чего-то добиться, нужно в первую очередь работать над собой.