«Гаснет в зале свет и снова» начинает играть оркестр, зрители замирают в предвкушении праздника – это цирк! На арену выходят красивые люди, чтобы удивить публику настоящими чудесами. Выражение «по одежке встречают» в цирке актуально как нигде. Первое впечатление – самое важное, и во многом оно зависит именно от костюмов цирковых артистов.
Прабабушки и прадедушки цирковых костюмов
Более ста лет одним из главных элементов цирковых представлений была верховая езда. Свое мастерство в управлении лошадьми и собственным телом демонстрировали как мужчины, так и прекрасные дамы. Последним приходилось не легко – надо было не только на лошади крутиться-вертеться, выполнять прыжки и трюки, но и выглядеть эффектно. Широкополые шляпы со шпильками, перья, пышные юбки никто не отменял – все это создавало сложности для быстрых движений и определенный риск. Но «красота – страшная сила», чего не сделаешь ради восторга зрителей и сборов.
Пикантный момент возникал и во время выступления девушек-канатоходцев. Девушки до конца XVII века выступали в мужских костюмах, потому что тогда только начало появляться нижнее белье и выступать в юбках прелестные цирковые создания в основном не решались. Хотя знаменитая француженка Мадам Саки, танцевавшая на проволоке до 75 лет, выступала в красивом женском наряде.
Спортивный купальник с трико, леотар, который вовсю используется акробатами и гимнастами, назван так в честь своего изобретателя, Жана Мари Жюли Леотара, циркового артиста XIX века, блиставшего в созданном им номере «Полет с трапеции на трапецию». Удобный костюм не стеснял движений и был с удовольствием взят в работу цирковыми коллегами всех стран, народов и последующих поколений.
Красный нос клоуна имеет простое объяснение – клоун (латинское colōnus) переводится как «деревенщина», то есть невоспитанный человек, бедняк и пьяница, и без красного носа тут никуда. Образ самоуверенного и нарядного «Белого клоуна», трансформировавшийся из легендарного Пьеро, изначально использовали клоуны, выступавшие в роли наездников и акробатов, а образ его нелепого и неловкого коллеги, «Рыжей маски» – артисты разговорного жанра.
Современные клоуны, да и артисты всех остальных цирковых жанров выглядят по-разному, но при этом определенные критерии цирковых костюмов не поменялись.
Цирк – это вам не театр!
Цирковые костюмы притягивают взгляд, вызывают вздохи восторга и восхищения – почти как в театре, такие же яркие, необычные. Но только почти.
Во-первых, как говорит Оксана Гареева, костюмер Казанского цирка, цирковые костюмы более гротескные – здесь больше преувеличений, блеска, так как все это должно очень четко передавать сюжетные образы зрителям, наблюдающим за представлением, даже на самых дальних рядах.
Во-вторых, в цирковом костюме должна учитываться специфика выполняемых номеров: они должны быть безопасными, не стеснять движений, помогать артисту быстро, легко и комфортно выполнять необходимые действия.
«Воздушным гимнастам должно быть удобно работать в воздухе – это главное. Поэтому в рукав в области подмышек для свободы движений обязательно вставляется ластовица, которая может быть цельнокроеной или нет», – рассказывает Оксана Гареева.
Боди – обязательная составляющая циркового костюма – неважно, мужчина его будет носить или девушка. Благодаря такой конструкции можно быть уверенными, что в неподходящий момент что-то куда-то не сползет (например, рубашка на лицо) или не улетит в неизвестном направлении.
Все ткани, используемые для цирковых костюмов, должны равномерно тянуться в разные стороны, в том числе сетка. Таким свойством, например, обладает бифлекс, он растягивается в разные стороны в три раза от начальных размеров. Юбки для гимнасток должны быть короткими, и даже для балета предпочтительны легкие, шифоновые ткани.
Колготки – это расходная статья, их цирк закупает большими партиями, и, конечно, это не обычные колготки, которые можно купить даже в крупных супермаркетах, а профессиональные.
Клоунский костюм также имеет свои особенности. В нем должны быть различные потайные карманы, чтобы неожиданно вытаскивать из просторных штанин и верха различный реквизит – цветочек, мячик или даже петуха. Конечно, они должны быть яркими, привлекать внимание.
Артисты-наездники, показывающие мастерство джигитовки, никак не могут обойтись без высоких кожаных сапог. Причем, они должны быть обязательно из натуральной кожи – дермантин порвется за одно представление. А на внутренней стороне брюк, которая соприкасается с седлом, должны быть плотные вставки, как у ковбоев, иначе эти самые брюки очень быстро износятся. И, конечно…боди!
Костюм дрессировщика, если вы замечали, всегда оснащен специальным кармашком, в котором лежат лакомства для выступающих животных.
Печатаные ткани, 3d и чудеса своими руками
Несмотря на стремительное развитие технологий, больше всего на изменение облика циркового костюма влияет мода – от средневековой к суперсовременной в стиле стим-панк.
Но все-таки некоторые современные достижения науки и техники активно используются – например, купонная ткань, печатанная. Эта технология позволяет реализовывать самые смелые задумки художников по костюмам, причем с заданными конкретными рисунками, параметрами, в том числе, шириной полосок. Пока в основном Казанский цирк заказывает такую ткань в Москве, но и здесь эти технологии начинают применяться все чаще. Единственный недостаток – такие ткани линяют, поэтому приводить их в порядок следует очень осторожно, лучше обойтись без стирки.
Для создания уникальных костюмов художники используют различные краски по дереву, шифону, стеклу, всевозможную бижутерию – всё, что помогает реализовать замысел режиссера и фантазию художника.
Многие костюмы расшиваются вручную стразами, камнями и элементами 3D-печати. В Казанском цирке их создают на специально предназначенном для этого 3D-принтере.
Материал, из которого сделаны волосы в головных уборах для иммерсивного спектакля, называется канекалон – его можно мыть и расчесывать, он не путается, не рвется, и его можно сушить феном.
«Главное, чтобы костюмчик сидел»
Каждое новое цирковое представление – это новые костюмы. Их придумывают художники, а шьются они под конкретных артистов, но если шоу приезжает в другой город, то, например, костюмы для балета надо подгонять под местную труппу. Кстати, балет во время представления переодевается в среднем 7-8 раз.
Не всегда костюмы можно укорачивать, и тогда костюмерам приходиться проявлять ловкость рук «и никакого мошенничества», чтобы «костюмчик сидел».
Задача костюмера – следить за тем, чтобы все костюмы были в идеальном состоянии, и хорошо сидели на артистах. И, конечно, помогать артистам переодеваться во время представления.
Пока в Казанском цирке не шьют костюмы для представлений на регулярной основе, но есть планы открыть свое ателье, уже идет набор швей.
Кикиморы, русалки и лешие
Один из любимых костюмов Оксаны Гареевой – Кикимора из новогоднего циркового спектакля «Морозко»: «Это просто красивый костюм, там есть и камыши, и листочки, он очень необычный. Хотя, когда я его сначала достала из пакета, даже не поняла, что это такое».
Приходилось Оксане работать и с осьминогом, не живым, конечно, а из реквизита – одно из его щупалец не надувалось и надо было найти прореху.
Для создания с помощью 3D-печати костюмов других водоплавающих, а именно русалок, Оксане и художнику Татьяне Галковой потребовалось предпринять несколько попыток, а затем проводить «тест-драйв» в собственной ванне, поливая костюмы кипятком. В итоге приклеенные чешуйки испытание не прошли и отвалились.
Цирковые животные по-разному реагируют на костюмы. Например, в той же новогодней сказке «Морозко» дрессировщик выходил на арену в фантазийном костюме Лешего – по бокам торчали изгибающиеся палки, в общем, образ соответствовал художественному замыслу. Но медведю это не нравилось. Во-первых, он не узнавал дрессировщика в маске – его привыкание происходило в процессе повторяющихся репетиций и просто общения вне тренировок. А во-вторых, его смущали палки. Дрессировщик попросил Оксану: «Можно ли что-то сделать с костюмом, чтобы медведь не нервничал? В таком состоянии он может и ударить». И Оксана придумала – пришила вручную ветки поближе к костюму, чтобы они не торчали в разные стороны.
Животные тоже люди
О костюмах для братьев наших меньших костюмерам тоже приходится заботиться. Так, однажды Оксану попросили сшить для цирковой обезьянки новый костюм вместо износившегося старого – все получилось, претензий не поступало ни от дрессировщика, ни от артиста.
С костюмом для собаки Камы дрессировщицы Марии Анисимовой получилась настоящая головоломка. Представление проходило в год Тигра, и собака должна была олицетворять собой обозначенного хищника. С тигром не сложилось, но зато из Камы получился настоящий лев: от старых черных лосин Оксана отрезала одну «ногу», надела ее на собаку и начала нашивать мех. Лев удался – между прочим, очень ласковый, облизывающий всех с ног до головы, хотя поначалу Кама показалась Оксане суровой и кусачей.
Как говорит Оксана, самое интересное в работе костюмера – не яркие необычные костюмы, а люди, которые эти костюмы на себя надевают. Жаль только, что приходится с ними расставаться, такова цирковая жизнь. Хорошо, что хоть оркестр остается на месте – в прошлом году Казанский цирк обновил для него сценические костюмы.
Можно перефразировать известное высказывание – не костюм красит человека, а человек костюм. Большое счастье видеть, как под куполом цирка талантливые люди радуют нас своим мастерством. А другие талантливые люди помогают им быть красивыми и вызывать настоящие овации в зале.
Еще немного красивых деталей цирковых костюмов из костюмерной Казанского цирка:
Еще можно почитать: "Настоящее, «ТРОГАТЬельное»…7 фактов об иммерсивном спектакле Казанского цирка"