Цирковые костюмы: как провести тест-драйв русалки и сделать из собаки льва

«Гаснет в зале свет и снова» начинает играть оркестр, зрители замирают в предвкушении праздника – это цирк! На арену выходят красивые люди, чтобы удивить публику настоящими чудесами. Выражение «по одежке встречают» в цирке актуально как нигде. Первое впечатление – самое важное, и во многом оно зависит именно от костюмов цирковых артистов.

Прабабушки и прадедушки цирковых костюмов

Более ста лет одним из главных элементов цирковых представлений была верховая езда. Свое мастерство в управлении лошадьми и собственным телом демонстрировали как мужчины, так и прекрасные дамы. Последним приходилось не легко – надо было не только на лошади крутиться-вертеться, выполнять прыжки и трюки, но и выглядеть эффектно. Широкополые шляпы со шпильками, перья, пышные юбки никто не отменял – все это создавало сложности для быстрых движений и определенный риск. Но «красота – страшная сила», чего не сделаешь ради восторга зрителей и сборов.

Наездница в цирковом представлении, Париж, 1910 г. Иображение отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/
Наездница в цирковом представлении, Париж, 1910 г. Иображение отсюда: https://ic.pics.livejournal.com/

Пикантный момент возникал и во время выступления девушек-канатоходцев. Девушки до конца XVII века выступали в мужских костюмах, потому что тогда только начало появляться нижнее белье и выступать в юбках прелестные цирковые создания в основном не решались. Хотя знаменитая француженка Мадам Саки, танцевавшая на проволоке до 75 лет, выступала в красивом женском наряде.

Спортивный купальник с трико, леотар, который вовсю используется акробатами и гимнастами, назван так в честь своего изобретателя, Жана Мари Жюли Леотара, циркового артиста XIX века, блиставшего в созданном им номере «Полет с трапеции на трапецию». Удобный костюм не стеснял движений и был с удовольствием взят в работу цирковыми коллегами всех стран, народов и последующих поколений.

Жан Мари Жюли Леотар, воздушный гимнаст, XIX век. Изображение отсюда: ttps://pics.livejournal.com
Жан Мари Жюли Леотар, воздушный гимнаст, XIX век. Изображение отсюда: ttps://pics.livejournal.com

Красный нос клоуна имеет простое объяснение – клоун (латинское colōnus) переводится как «деревенщина», то есть невоспитанный человек, бедняк и пьяница, и без красного носа тут никуда. Образ самоуверенного и нарядного «Белого клоуна», трансформировавшийся из легендарного Пьеро, изначально использовали клоуны, выступавшие в роли наездников и акробатов, а образ его нелепого и неловкого коллеги, «Рыжей маски» – артисты разговорного жанра.

Поль Сезан. "Пьеро и Арлекин". Изображение отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru
Поль Сезан. "Пьеро и Арлекин". Изображение отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru

Современные клоуны, да и артисты всех остальных цирковых жанров выглядят по-разному, но при этом определенные критерии цирковых костюмов не поменялись.

Цирк – это вам не театр!

Цирковые костюмы притягивают взгляд, вызывают вздохи восторга и восхищения – почти как в театре, такие же яркие, необычные. Но только почти.

Во-первых, как говорит Оксана Гареева, костюмер Казанского цирка, цирковые костюмы более гротескные – здесь больше преувеличений, блеска, так как все это должно очень четко передавать сюжетные образы зрителям, наблюдающим за представлением, даже на самых дальних рядах.

Оксана Гареевва, костюмер Казанского цирка
Оксана Гареевва, костюмер Казанского цирка

Во-вторых, в цирковом костюме должна учитываться специфика выполняемых номеров: они должны быть безопасными, не стеснять движений, помогать артисту быстро, легко и комфортно выполнять необходимые действия.

«Воздушным гимнастам должно быть удобно работать в воздухе – это главное. Поэтому в рукав в области подмышек для свободы движений обязательно вставляется ластовица, которая может быть цельнокроеной или нет», – рассказывает Оксана Гареева.

Цирковой костюм, ластовица для свободы движения рук гимнастов.
Цирковой костюм, ластовица для свободы движения рук гимнастов.

Боди – обязательная составляющая циркового костюма – неважно, мужчина его будет носить или девушка. Благодаря такой конструкции можно быть уверенными, что в неподходящий момент что-то куда-то не сползет (например, рубашка на лицо) или не улетит в неизвестном направлении.

Цирковой костюм, формат боди для свободы движения и безопасности гимнастов.
Цирковой костюм, формат боди для свободы движения и безопасности гимнастов.

Все ткани, используемые для цирковых костюмов, должны равномерно тянуться в разные стороны, в том числе сетка. Таким свойством, например, обладает бифлекс, он растягивается в разные стороны в три раза от начальных размеров. Юбки для гимнасток должны быть короткими, и даже для балета предпочтительны легкие, шифоновые ткани.

Колготки – это расходная статья, их цирк закупает большими партиями, и, конечно, это не обычные колготки, которые можно купить даже в крупных супермаркетах, а профессиональные.

Клоунский костюм также имеет свои особенности. В нем должны быть различные потайные карманы, чтобы неожиданно вытаскивать из просторных штанин и верха различный реквизит – цветочек, мячик или даже петуха. Конечно, они должны быть яркими, привлекать внимание.

Костюм клоуна для зрителей иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля» в Казанском цирке
Костюм клоуна для зрителей иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля» в Казанском цирке

Артисты-наездники, показывающие мастерство джигитовки, никак не могут обойтись без высоких кожаных сапог. Причем, они должны быть обязательно из натуральной кожи – дермантин порвется за одно представление. А на внутренней стороне брюк, которая соприкасается с седлом, должны быть плотные вставки, как у ковбоев, иначе эти самые брюки очень быстро износятся. И, конечно…боди!

Программа «Цирк из сапога» в Казанском цирке (весна 2024), джигитовка под руководством Романа Григорьева.
Программа «Цирк из сапога» в Казанском цирке (весна 2024), джигитовка под руководством Романа Григорьева.

Костюм дрессировщика, если вы замечали, всегда оснащен специальным кармашком, в котором лежат лакомства для выступающих животных.

Костюм дрессировщицы собак с кармашком для лакомств, Казанский цирк.
Костюм дрессировщицы собак с кармашком для лакомств, Казанский цирк.

Печатаные ткани, 3d и чудеса своими руками

Несмотря на стремительное развитие технологий, больше всего на изменение облика циркового костюма влияет мода – от средневековой к суперсовременной в стиле стим-панк.

Но все-таки некоторые современные достижения науки и техники активно используются – например, купонная ткань, печатанная. Эта технология позволяет реализовывать самые смелые задумки художников по костюмам, причем с заданными конкретными рисунками, параметрами, в том числе, шириной полосок. Пока в основном Казанский цирк заказывает такую ткань в Москве, но и здесь эти технологии начинают применяться все чаще. Единственный недостаток – такие ткани линяют, поэтому приводить их в порядок следует очень осторожно, лучше обойтись без стирки.

Костюмы из печатанной ткани для программы «Цирка из сапога» и иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк
Костюмы из печатанной ткани для программы «Цирка из сапога» и иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк

Для создания уникальных костюмов художники используют различные краски по дереву, шифону, стеклу, всевозможную бижутерию – всё, что помогает реализовать замысел режиссера и фантазию художника.

Костюмы для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк
Костюмы для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк

Многие костюмы расшиваются вручную стразами, камнями и элементами 3D-печати. В Казанском цирке их создают на специально предназначенном для этого 3D-принтере.

Костюм Русалки для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк.
Костюм Русалки для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк.

Материал, из которого сделаны волосы в головных уборах для иммерсивного спектакля, называется канекалон – его можно мыть и расчесывать, он не путается, не рвется, и его можно сушить феном.

Головной убор костюма Русалки для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк, художник Татьяна Галкова.
Головной убор костюма Русалки для иммерсивного «ТРОГАТЬельного спектакля», Казанский цирк, художник Татьяна Галкова.

«Главное, чтобы костюмчик сидел»

Каждое новое цирковое представление – это новые костюмы. Их придумывают художники, а шьются они под конкретных артистов, но если шоу приезжает в другой город, то, например, костюмы для балета надо подгонять под местную труппу. Кстати, балет во время представления переодевается в среднем 7-8 раз.

Костюмы для балета, Казанский цирк.
Костюмы для балета, Казанский цирк.

Не всегда костюмы можно укорачивать, и тогда костюмерам приходиться проявлять ловкость рук «и никакого мошенничества», чтобы «костюмчик сидел».

Задача костюмера – следить за тем, чтобы все костюмы были в идеальном состоянии, и хорошо сидели на артистах. И, конечно, помогать артистам переодеваться во время представления.

Пока в Казанском цирке не шьют костюмы для представлений на регулярной основе, но есть планы открыть свое ателье, уже идет набор швей.

В руках у Оксаны - голова леопарда из иммерсинвого "ТРОГАТЬельного спектакля" Казансокго цирка
В руках у Оксаны - голова леопарда из иммерсинвого "ТРОГАТЬельного спектакля" Казансокго цирка

Кикиморы, русалки и лешие

Один из любимых костюмов Оксаны Гареевой – Кикимора из новогоднего циркового спектакля «Морозко»: «Это просто красивый костюм, там есть и камыши, и листочки, он очень необычный. Хотя, когда я его сначала достала из пакета, даже не поняла, что это такое».

Приходилось Оксане работать и с осьминогом, не живым, конечно, а из реквизита – одно из его щупалец не надувалось и надо было найти прореху.

Для создания с помощью 3D-печати костюмов других водоплавающих, а именно русалок, Оксане и художнику Татьяне Галковой потребовалось предпринять несколько попыток, а затем проводить «тест-драйв» в собственной ванне, поливая костюмы кипятком. В итоге приклеенные чешуйки испытание не прошли и отвалились.

Цирковые животные по-разному реагируют на костюмы. Например, в той же новогодней сказке «Морозко» дрессировщик выходил на арену в фантазийном костюме Лешего – по бокам торчали изгибающиеся палки, в общем, образ соответствовал художественному замыслу. Но медведю это не нравилось. Во-первых, он не узнавал дрессировщика в маске – его привыкание происходило в процессе повторяющихся репетиций и просто общения вне тренировок. А во-вторых, его смущали палки. Дрессировщик попросил Оксану: «Можно ли что-то сделать с костюмом, чтобы медведь не нервничал? В таком состоянии он может и ударить». И Оксана придумала – пришила вручную ветки поближе к костюму, чтобы они не торчали в разные стороны.

Животные тоже люди

О костюмах для братьев наших меньших костюмерам тоже приходится заботиться. Так, однажды Оксану попросили сшить для цирковой обезьянки новый костюм вместо износившегося старого – все получилось, претензий не поступало ни от дрессировщика, ни от артиста.

С костюмом для собаки Камы дрессировщицы Марии Анисимовой получилась настоящая головоломка. Представление проходило в год Тигра, и собака должна была олицетворять собой обозначенного хищника. С тигром не сложилось, но зато из Камы получился настоящий лев: от старых черных лосин Оксана отрезала одну «ногу», надела ее на собаку и начала нашивать мех. Лев удался – между прочим, очень ласковый, облизывающий всех с ног до головы, хотя поначалу Кама показалась Оксане суровой и кусачей.

Превращение собаки Камы дрессировщицы Марии Анисимовой в льва. Фотография из личного архива Оксаны Гареевой
Превращение собаки Камы дрессировщицы Марии Анисимовой в льва. Фотография из личного архива Оксаны Гареевой

Как говорит Оксана, самое интересное в работе костюмера – не яркие необычные костюмы, а люди, которые эти костюмы на себя надевают. Жаль только, что приходится с ними расставаться, такова цирковая жизнь. Хорошо, что хоть оркестр остается на месте – в прошлом году Казанский цирк обновил для него сценические костюмы.

Можно перефразировать известное высказывание – не костюм красит человека, а человек костюм. Большое счастье видеть, как под куполом цирка талантливые люди радуют нас своим мастерством. А другие талантливые люди помогают им быть красивыми и вызывать настоящие овации в зале.

Еще немного красивых деталей цирковых костюмов из костюмерной Казанского цирка:

Еще можно почитать: "Настоящее, «ТРОГАТЬельное»…7 фактов об иммерсивном спектакле Казанского цирка"