Вечный город Рим: Basilica di San Clemente тому доказательство

Есть в Риме базилика, в которую мы заглянули непреднамеренно и опрометчиво, не подготовившись. "Снимать запрещено" - нетипичный для Рима запрет, тем паче надо её внимательно осмотреть.

Запрета на фотосъёмку, кстати, никто строго не придерживается.

Грандиозная по исполнению мозаика апсиды, XII век.
Грандиозная по исполнению мозаика апсиды, XII век.

Базилика Святого Климента находится в каких-то пятистах метрах от Колизея, и вот идёте вы, находясь под впечатлением от только что увиденного, и едва бросаете взгляд на некий облезлый каменный амбар.

Базилика Св. Климента. Рим. Италия.
Базилика Св. Климента. Рим. Италия.

Неимоверно скромная снаружи, она никоим образом не намекает на то, что ожидает вас внутри.

А внутри уникальный археологический комплекс из трёх временных уровней. Войдя, вы окажитесь в самом позднем, пышном и переливающемся золочёной смальтой XII веке.

Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.

Базилика Св. Климента. Рим. Италия.
Базилика Св. Климента. Рим. Италия.

Здесь есть ступеньки, приглашающие спуститься вниз. Спустившись на один уровень ниже современного Вечного города, попадаешь в раннехристианскую церковь IV века.

Фреска «Житие Алексия, человека Божия», 1050 -1100 гг.
Фреска «Житие Алексия, человека Божия», 1050 -1100 гг.

Здесь немало старинных фресок разной степени сохранности, но меня привлекли надписи на знакомом сербском языке...

Зимой 869 года в Риме умер Кирилл. Мефодий желал перевезти прах младшего брата на родину в Фессалоники (Салоники, славянское «Солунь»), но по настоянию тогдашнего Папы Римского Кирилл был погребён в римской базилике Сан Клименте.

Вот он, маленький православный предел в католическом храме Вечного города. Представлять братьев наверное излишне.

Где-то здесь находится предполагаемая гробница равноапостольного Кирилла.
Где-то здесь находится предполагаемая гробница равноапостольного Кирилла.

Кирилл и Мефодий заложили основу славянской азбуки и письменности.

Святой равноапостольный Кирилл вместе с братом Мефодием Солунским - создатели перевода Евангелия на старославянский язык.

Историки полагают, что Кирилл сделал основой глаголицы христианские символы: крест (символ Веры), треугольник (символ Св. Троицы) и круг, означающий Вселенную.

Волна поклонения братьям началась в середине XIX века. Патриотический настрой славянских народов, стремившихся освободиться от полувекового турецкого владычества, вновь пробудил интерес к создателям письменности, которой они пользовались практически тысячу лет.

Но это не последний временной уровень. Спускаемся ниже.

Древний алтарь с изображением Митры. Базилика Св. Климента. Рим. Италия.
Древний алтарь с изображением Митры. Базилика Св. Климента. Рим. Италия.

На нижнем уровне находятся материальные следы двух древних построек. Одна из них принадлежала римскому консулу первого столетия Титу Флавию Клименту. Буквально рядом с древнеримским домом находится святилище Митры (то, что от него осталось).

Митра - божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом.

Культ этого бога был очень распространен в дохристианские и раннехристианские времена и долгое время являлся главным соперником христианства.

Культ этот загадочен, судите сами: он зародился в XII-XIII веках ДО н.э. и ко второму веку нашей эры распространился по всей Европе. К обрядам допускались только посвященные и только мужчины.

В сохранившемся гроте со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем проводили... пиршества, напоминающие Тайную вечерю. Кстати, день рождения Митры – 25 декабря.

Это ещё не финал! Вернёмся наверх.

Есть в Риме базилика, в которую мы заглянули непреднамеренно и опрометчиво, не подготовившись. "Снимать запрещено" - нетипичный для Рима запрет, тем паче надо её внимательно осмотреть.-7

Мозаика апсиды над главным алтарем лишь условно (и самое позднее) датируется XII веком.

Судя по многочисленным раннехристианским символам, исследователи делают вывод, что мозаика перенесена из «нижней» базилики или выполнена по мотивам аналогичной мозаики IV-V веков.

Ну а мозаичные полы вполне узнаваемы. Лишь фрагменты подобных сохранились в Дуомо ди Амальфи, а здесь они во всей красе.

Оказалось, это техника косматеско - набор пола из мелких кусочков разноцветного камня и мрамора, типичная для средневековой Италии.

От пола до потолка базилика совершенна.

Кессонированный потолок начало XVIII века. Карло Стефано Фонтана.
Кессонированный потолок начало XVIII века. Карло Стефано Фонтана.

И последнее - сюрприз от археологов.

Раскопки прошлого 20-го века, показали, что под последним открытым слоем находятся остовы строений, предположительно сгоревших в "нероновом" пожаре 64 года нашей эры.

Археологи - народ любопытный, не остановились и на этом. Был сделан прокол, дающий основания полагать, что под базиликой Святого Климента остаётся неисследованным слой, относящийся ко временам Римской Республики II века ДО нашей эры...

Вот так за скромным фасадом базилики в самом центре Рима скрывается множество древних артефактов. Сюда нужно идти специально и минимум на пару часов.

Есть в Риме базилика, в которую мы заглянули непреднамеренно и опрометчиво, не подготовившись. "Снимать запрещено" - нетипичный для Рима запрет, тем паче надо её внимательно осмотреть.-9

А это, похоже, образчик первичной кириллицы...

В Базилике Св. Климента. Рим. Италия.
В Базилике Св. Климента. Рим. Италия.

Всем счастливых дорог!