"...Взять, к примеру, художественные открытки. Многие из них безвкусны, маловыразительны. Блекнут слова поздравления, написанные на такой открытке, и не может она быть вестницей радости и привета. С этой безвкусицей и серостью нельзя мириться! Пусть простая почтовая открытка будет маленьким произведением искусства, радующим и привлекающим людей". (Из письма в редакцию "Литературной газеты" от 9 июня 1962 года)
Безапелляционная критика по отношению к простой почтовой открытке. А ведь в те годы открытка была не просто иллюстрированной карточкой для поздравления, это было средство воспитания вкуса и пропаганды. Недаром люди писали критические письма в столь уважаемые издания, а издания отвечали своим читателям в том же духе:
"Почтовые открытки веерами разложены на прилавках киосков "Союзпечати" - подходи, выбирай! Тут и плачущие розы, и сусальные дети, похожие на красивых кукол, и букеты таких цветов, что в природе не встретишь. И люди подходят и покупают открытки с букетом попестрее, с розой помясистее, не замечая того, что открытки эти - такой же символ пошлости и безвкусия, как шеренга слонов на комоде или глиняная кошка-копилка..." ("ЛГ" от 9 июня 1962 года)
Представляете, а ведь эти слова относятся к открыткам, которые сегодня у нас, коллекционеров и любителей открыток очень ценятся - речь идет об открытках конца 50-начала 60-х годов! Обратите внимание на иллюстрации к данной публикации - здесь даже открытка очень почитаемого ныне филокартистами страны художника Гундобина, хотя в этой девочке совсем нет ничего "кукольного", как сказано в публикации.
Недаром говорят: "о вкусах не спорят". Да и с годами то, что в современности кажется пошлым и неправильным, становится интересным и раритетным для нас - потомков.
Нередко в комментариях к моим публикациям вы пишете, что вам очень нравится минимализм 60-х. А именно этот минимализм в те годы нередко подвергался критике и даже считался безвкусицей. Вот, например, что писали об этой открытке художника Г. Дерягина...
"- Покупатели неодобрительно отзываются о некоторых поздравительных открытках, - вступает в разговор заведующая отделом (изобразительной продукции Дома книги г. Ленинграда, - ВЧ) З.Т. Беланова. - Два года продаем и никак не можем продать выпущенную Изогизом поздравительную открытку художника Г. Дерягина - никто не берет. Вот эту, на белом фоне которой изображено смутно-синее пятно". ("Вечерний Ленинград". 30 мая 1964 г.)
И это, кстати, об открытке, которую сегодня в магазинах "Букинист" и у продавцов советских открыток можно купить не дешевле 150 рублей. А вот во время ее издания такая открытка казалась безвкусицей. А я, например, с удовольствием покупаю открытки этого художника, и они мне очень нравятся как раз своим минимализмом. Вот, например, две открытки Дерягина из моей коллекции...
Обратили внимание на начало публикации в "Вечернем Ленинграде" от 1964 года? Там про открытку сказали, что, мол, дети пугаются такой открытки и она им не подходит. А речь идет вот об этой иллюстрированной почтовой карточке...
Да, это своеобразная манера художника. Но ведь явно видно, что жираф - нисколько не похож на башню, а это детская игрушка, очень похожая на те, что продавались тогда тысячами в детских магазинах. Мало того, Виктор Бегишев - заслуженный и уважаемый советский художник: помимо открыток, он рисовал много политических плакатов, его работы сегодня хранятся в Государственном историческом музее, в Государственном музее политической истории России и других. А вот в свое время открытки художника оказались поняты и приняты не всеми.
Советская пресса могла тогда припечатать словом так, что мало не покажется. Вот и здесь публикация завершается довольно жестким резюме:
"Поздравительные открытки - своеобразное искусство малых форм. Как всякое искусство, они должны развивать вкусы и тех, кто получает поздравления, и тех, кто их посылает. Но где уж тут говорить о воспитании вкуса, если на некоторые творения, вроде тех, о которых мы рассказали, и смотреть не хочется!"
К сожалению, человеку свойственно критиковать и нередко публично резко и безапелляционно высказывать свое мнение о работе художников... да любых творческих людей. И сегодняшние примеры показывают, что жизнь всё расставляет по своим местам. Даже то, что не нравится сегодня лично мне, завтра-послезавтра станет достоянием и культурным наследием.
Спасибо, что заглянули на чашку "Вечернего чая". Подписывайтесь, если тоже любите рассматривать старые почтовые открытки.