7,6K подписчиков

О вкусах спорят... Открытки 60-х как объект критики в советской прессе

157 прочитали
1963 г. Худ. Аносов
1963 г. Худ. Аносов
"...Взять, к примеру, художественные открытки. Многие из них безвкусны, маловыразительны. Блекнут слова поздравления, написанные на такой открытке, и не может она быть вестницей радости и привета. С этой безвкусицей и серостью нельзя мириться! Пусть простая почтовая открытка будет маленьким произведением искусства, радующим и привлекающим людей". (Из письма в редакцию "Литературной газеты" от 9 июня 1962 года)

Безапелляционная критика по отношению к простой почтовой открытке. А ведь в те годы открытка была не просто иллюстрированной карточкой для поздравления, это было средство воспитания вкуса и пропаганды. Недаром люди писали критические письма в столь уважаемые издания, а издания отвечали своим читателям в том же духе:

"Почтовые открытки веерами разложены на прилавках киосков "Союзпечати" - подходи, выбирай! Тут и плачущие розы, и сусальные дети, похожие на красивых кукол, и букеты таких цветов, что в природе не встретишь. И люди подходят и покупают открытки с букетом попестрее, с розой помясистее, не замечая того, что открытки эти - такой же символ пошлости и безвкусия, как шеренга слонов на комоде или глиняная кошка-копилка..." ("ЛГ" от 9 июня 1962 года)
Вырезка из "ЛГ" от 9 июня 1962 г.
Вырезка из "ЛГ" от 9 июня 1962 г.

Представляете, а ведь эти слова относятся к открыткам, которые сегодня у нас, коллекционеров и любителей открыток очень ценятся - речь идет об открытках конца 50-начала 60-х годов! Обратите внимание на иллюстрации к данной публикации - здесь даже открытка очень почитаемого ныне филокартистами страны художника Гундобина, хотя в этой девочке совсем нет ничего "кукольного", как сказано в публикации.

1958 г. Худ. Гундобин
1958 г. Худ. Гундобин
1960 г. Худ. Павлов
1960 г. Худ. Павлов
Роза "помясистее" на открытке конца 50-х годов
Роза "помясистее" на открытке конца 50-х годов

Недаром говорят: "о вкусах не спорят". Да и с годами то, что в современности кажется пошлым и неправильным, становится интересным и раритетным для нас - потомков.

Нередко в комментариях к моим публикациям вы пишете, что вам очень нравится минимализм 60-х. А именно этот минимализм в те годы нередко подвергался критике и даже считался безвкусицей. Вот, например, что писали об этой открытке художника Г. Дерягина...

1962 г. Худ. Г. Дерягин
1962 г. Худ. Г. Дерягин
"- Покупатели неодобрительно отзываются о некоторых поздравительных открытках, - вступает в разговор заведующая отделом (изобразительной продукции Дома книги г. Ленинграда, - ВЧ) З.Т. Беланова. - Два года продаем и никак не можем продать выпущенную Изогизом поздравительную открытку художника Г. Дерягина - никто не берет. Вот эту, на белом фоне которой изображено смутно-синее пятно". ("Вечерний Ленинград". 30 мая 1964 г.)
Вырезка из газеты "Вечерний Ленинград", 30 мая 1964 года
Вырезка из газеты "Вечерний Ленинград", 30 мая 1964 года

И это, кстати, об открытке, которую сегодня в магазинах "Букинист" и у продавцов советских открыток можно купить не дешевле 150 рублей. А вот во время ее издания такая открытка казалась безвкусицей. А я, например, с удовольствием покупаю открытки этого художника, и они мне очень нравятся как раз своим минимализмом. Вот, например, две открытки Дерягина из моей коллекции...

1963 г. Худ. Г. Дерягин
1963 г. Худ. Г. Дерягин
1963 г. Худ. Г. Дерягин
1963 г. Худ. Г. Дерягин

Обратили внимание на начало публикации в "Вечернем Ленинграде" от 1964 года? Там про открытку сказали, что, мол, дети пугаются такой открытки и она им не подходит. А речь идет вот об этой иллюстрированной почтовой карточке...

1962 г. Худ. В. Бегишев
1962 г. Худ. В. Бегишев

Да, это своеобразная манера художника. Но ведь явно видно, что жираф - нисколько не похож на башню, а это детская игрушка, очень похожая на те, что продавались тогда тысячами в детских магазинах. Мало того, Виктор Бегишев - заслуженный и уважаемый советский художник: помимо открыток, он рисовал много политических плакатов, его работы сегодня хранятся в Государственном историческом музее, в Государственном музее политической истории России и других. А вот в свое время открытки художника оказались поняты и приняты не всеми.

Советская пресса могла тогда припечатать словом так, что мало не покажется. Вот и здесь публикация завершается довольно жестким резюме:

"Поздравительные открытки - своеобразное искусство малых форм. Как всякое искусство, они должны развивать вкусы и тех, кто получает поздравления, и тех, кто их посылает. Но где уж тут говорить о воспитании вкуса, если на некоторые творения, вроде тех, о которых мы рассказали, и смотреть не хочется!"

К сожалению, человеку свойственно критиковать и нередко публично резко и безапелляционно высказывать свое мнение о работе художников... да любых творческих людей. И сегодняшние примеры показывают, что жизнь всё расставляет по своим местам. Даже то, что не нравится сегодня лично мне, завтра-послезавтра станет достоянием и культурным наследием.

Спасибо, что заглянули на чашку "Вечернего чая". Подписывайтесь, если тоже любите рассматривать старые почтовые открытки.