12,1K подписчиков

Что нового известно о российском узкофюзеляжном самолете МС-21 ОКБ Яковлева?

7,7K прочитали
Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Новый отечественный лайнер продолжает испытывать на себе действие международных санкций. Многочисленные пробуксовки у разработчиков и проблемы с двигателями привели к очередному переносу сроков поставок...

Программа создания российского MC-21 была запущена более десяти лет назад. Первоначально предполагалось, что самолет выйдет на рынок в 2016 году, но из-за вынужденной замены комплектующих, необходимости дополнительных испытаний и сертификаций, а также из-за проблем с «лишним весом», начало производства перенесли как минимум на 2025 год.

На сегодняшний день подписано более 200 заказов на поставку МС-21.

Как должно было быть

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Название «МС-21» расшифровывается как «Магистральный самолет 21 века». Планировалось, что в стандартном варианте МС-21-300 сможет перевозить до 211 пассажиров и иметь дальность полета до 6 500 км.

Одной из важных особенностей МС-21 является его крыло, выполненное из полимера, армированного углеродным волокном.

Конструкция самолета изначально позволяла использовать два типа двигателей ― турбовентиляторные ПД-14 пятого поколения разработки пермского ОАО «Авиадвигатель» или силовые установки Pratt & Whitney PW1000G.

Расчетная стоимость самого маленького по размеру MC-21-200 составляет 72 миллиона долларов, а MC-21-300 ― 91 млн. Новый лайнер, пришедший на смену Ту-134, Ту-154, Ту-204 и Як-42, призван составить конкуренцию Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.

Фото: Boeing 737 MAX
Фото: Boeing 737 MAX

По словам представителей корпорации «Яковлев», МС-21, благодаря более просторному салону, даст пассажирам новый уровень комфорта для узкофюзеляжных самолетов, сопоставимый со стандартами дальнемагистральных лайнеров.

МС-21 был наделен множеством эксплуатационных преимуществ. Среди них:

― Улучшенные аэродинамические характеристики благодаря композитному крылу.

― Высокая топливная экономичность благодаря двигателям нового поколения ПД-14.

― Полностью цифровая система управления с четырехкратным резервированием.

― Электродистанционное управление боковыми ручками-сайдстиками с обратной связью.

― Сниженный уровень шума и выбросов в атмосферу.

Пассажиры МС-21 получат больше комфорта и личного пространства, увеличится размер багажных полок и иллюминаторов.

Эксплуатироваться лайнер сможет во всех климатических зонах и условиях, включая крайний Север и самые южные регионы.

Первые сложности

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

В начале разработки спрос на МС-21 был очень активный. Однако производство и сертификационные испытания пришлось притормозить, и значительно.

Первоначально ожидалось получить сертификат типа от Европейского агентства безопасности полетов (EASA) в середине 2020 года. Первые российские двигатели ПД-14 на самолет МС-21-310 установили в начале того же года, свой первый полет он совершил лишь в декабре. В результате сертификацию отложили на 2022-й.

Международные санкции против России фактически поставили крест на двигателях Pratt & Whitney, поэтому в серийное производство пойдут только МС-21, оснащенные агрегатами ПД-14.

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Кроме того, ряд критически важных элементов авионики предстоит заменить на адекватные отечественные аналоги ― процесс по всей видимости тоже не быстрый.

Не позднее 2026 года

Некоторые участники рынка вообще делают вывод, что программа создания МС-21 зашла в тупик. Предполагается, что самолет в итоге получится тяжелее почти на шесть тонн, с меньшей дальностью полета и меньшей грузоподъемностью. Это связано как раз с заменой импортных комплектующих на российские в условиях санкций. И речь идет не только о двигателях ― до 50 процентов деталей для МС-21 планировалось импортировать с Запада.

В результате технические характеристики всего самолета, вероятно, изменятся, что существенно повлияет на дальность и высоту полета, а также другие эксплуатационные характеристики. Ожидается, что дальность полета сократится минимум на 2 000 км.

Производство не началось, но авиакомпании от заказов не отказываются

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

На сегодняшний день ни у одной авиакомпании нет «живого» МС-21, и точная дата его запуска в серийное производство неизвестна. По данным Объединенной авиастроительной корпорации, первые поставки должны начаться в 2025 году вместо ранее анонсированного 2024 года. Впрочем, эта «отсрочка» может затянуться и до 2026-го.

При этом все понимают, что МС-21 образца 2025 или 2026 года, который в конечном итоге выйдет с завода, будет совершенно другим самолетом по сравнению с оригиналом из 2021-го ― это были другие времена и другой мир.

«Аэрофлот»

«Аэрофлот» на сегодняшний день ― основной заказчик МС-21. Он планирует глобально обновить свой парк, заменив тем самым проблемную иностранную технику.

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

В настоящее время парк перевозчика состоит исключительно из западных авиалайнеров, включая Airbus ― A320/А321, A330, A350 и Boeing ― 737, 777. Всего 171 единица.

К 2030 году нацперевозчик намерен приобрести 339 новых самолетов российского производства, включая 210 штук МС-21, 89 Superjet-100 и 40 Ту-214.

Время покажет, сможет ли МС-21 стать новым флагманом «Аэрофлота», ведь производство остается замороженным, а российские специалисты пока только ищут замену зарубежным деталям. В то же время сегодняшняя экономика России очевидно имеет и другие приоритеты, не связанные с гражданским сектором.

«Россия»

Фото: Sukhoi Superjet авиакомпании «Россия»
Фото: Sukhoi Superjet авиакомпании «Россия»

«Россия» ― одна из старейших и крупнейших авиакомпаний России, основанная в 1934 году. Входит в группу «Аэрофлот». Базовый аэропорт ― Пулково в Санкт-Петербурге.

В распоряжении перевозчика находится 137 пассажирских самолетов. В сентябре 2023 года сообщалось, что «Россия» планирует получить 12 лайнеров МС-21-310 и 32 Sukhoi Superjet 100-95.

До того момента, как эти планы реализуются, «России» останется только заниматься техническим обслуживанием имеющейся техники и реинжинирингом запчастей, чтобы поддерживать свои парки западных самолетов в рабочем состоянии.

«Ижавиа»

«Ижавиа» ― совсем небольшая региональная авиакомпания, базирующаяся в Ижевске.

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Она одной из последних разместила заказ на восемь самолетов МС-21. Контракт был подписан в мае этого года, то есть уже после того, как стало известно о новых сроках запуска лайнера в производство. Сегодня парк «Ижавиа» состоит всего из двух Boeing 737 и нескольких Як-42.

«Аврора»

В сентябре 2023 года дальневосточный перевозчик подписал соглашение о намерениях получить к концу десятилетия ― в период с 2027 по 2030 год ― 10 самолетов МС-21.

«Аврора» нуждается в расширении парка воздушных судов, способных летать между городами Дальнего Востока России и Сибири. На сегодняшний день «Аврора» эксплуатирует 8 самолетов Airbus A319, 8 Bombardier DHC-8 и 2 небольших Viking DHC 6 Twin Otter 400.

AZAL ― «Азербайджанские авиалинии»

«Азербайджанские авиалинии» стоят особняком в этом списке ― это одна из немногих иностранных авиакомпаний, заказавших MC-21.

В настоящий момент в ее парке 29 самолетов иностранного производства: Airbus A319, A320, A320neo и Boeing 787, 767, 757.

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Еще в 2016 году стало известно, что AZAL предварительно подписали контракт на аренду 10 самолетов МС-21-300 у российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко». Однако с того момента прошло уже восемь лет, и никаких новых сообщений об интересе перевозчика к МС-21 не было. Возможно, сделка уже расторгнута и прежние договоренности неактуальны.

______________________

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru

Российским авиакомпаниям к концу 2030 года потребуются сотни новых самолетов, но даже если МС-21, сделанный из отечественных деталей и материалов, наконец, поднимется в небо, это будет уже не тот самолет, который они заказывали. Он, скорее всего, будет тяжелее, менее эффективным, с меньшей дальностью полета и не сможет летать в страны Европы, которая аннулировала сертификаты летной годности воздушных судов, производимых в России.

PS. На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем с 5 по 8 июня в Санкт-Петербурге, «Аэрофлот» заявил о намерении отказаться от закупки Sukhoi Superjet и Ту-214 с кабиной для трех членов экипажа в пользу МС-21. Может так случиться, что все выпущенные «Яковлевым» до 2030 года МС-21 достанутся нацперевозчику.

В свою очередь представители «Объединенной авиастроительной корпорации» пообещали «Аэрофлоту» отгрузить первые экземпляры МС-21 уже в сентябре 2025-го.

Так что ждать очередных новостей осталось недолго…

Фото: yakovlev.ru
Фото: yakovlev.ru