Десантные боты "Дайхатсу", которые совсем не "Дайхатсу" (хоть и фирма, действительно та)

801 прочитал

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.

Я написал: "В ночь с 8 на 9 февраля японская 18-я дивизия с 21-м дивизионом тяжёлой полевой артиллерии и 5-я дивизия с приданным 1-м танковым полком начали форсировать пролив". Все это так, но есть нюанс. Я не написал о том, как японцы смогли переправить через пролив и танки и тяжелую артиллерию и войска.

Все дело в том, что...

Японская армия имела свои достаточно интересные особенности. Помимо того, что структура и численность частей у японцев были достаточно своеобразными (это тема отдельного рассказа), Япония, как островное государство, по-своему смотрела на армейские операции.

Ее армия уделяла достаточно много внимания десантным операциям.

Про компанию "Дайхатсу" принято писать следующее:

Основана в 1907 году, когда профессора́ Осакского Университета Ёсинки (Yoshinki) и Туруми (Turumi) основали компанию по производству и продаже двигателей внутреннего сгорания промышленного назначения. Компания получила название Hatsudoki Seizo Co., Ltd и выпускала моторы, работавшие на природном газе. В 1951 году получила современное название. Слово «Дайхацу» — сочетание первых кандзи из места расположения компании в «Осака» (大阪) — Дай (大) и Хацу (発) из слов «производство двигателей» (発動機 製造).

Есть еще дополнение ( с официального сайта компании)

В 1930 году в связи с развитием автомобильной промышленности и потребности в компактных малолитражных автомобилях компанией был разработан прототип четырех-тактного двигателя с воздушным охлаждением объемом 350сс. 500сс двигатель устанавливался на трехколесную модель HA ставшая первым автомобилем отечественного производства.

Все это конечно прекрасно, но...

Очень удобно давать часть правды. Очень многие японские промышленные гиганты, начинавшие с велосипедов или зонтиков (ну или с маленьких моторчиков, как в данном случае) выросли совсем не на этом. Их бурный рост вызван военными заказами. И "Дайхатсу" отнюдь не исключение. Да, начинали Hatsudoki Seizo Co., Ltd с моторчиков для мельниц, мотобайков (точнее мототрайков, трехколесных мотоциклов), но... Это не те деньги.

Но, кстати их SB-7 японские военные тоже любили.
Но, кстати их SB-7 японские военные тоже любили.

Принято писать о том, что якобы "десантные боты "Дайхатсу"" появились во второй половине 1942 года. Ну, не совсем так. Для начала говорить о "десантных ботах Дайхатсу", наверное, не очень корректно. Фирма в ту пору звалась иначе. А, во-вторых... дата совершенно некорректная

Инициатором разработки десантных средств была японская армия (не флот). В 1924 году транспортный отдел японской армии заказал разработку «большой моторной лодки» весом в 6 т, способной брать на борт до 60 солдат с оружием и развивать скорость не менее 8 узлов. Так, в 1925 году родилась десантная лодка типа "А" (или "тип 13" по году японского летоисчисления). На ней уже стоял двигатель Hatsudoki Seizo Co., Ltd, правда, слабый, 20-сильный. Первый опыт оказался не очень удачным: и скорость была не та, и вместимость... (60 человек никак не хотели вмещаться). Ну и по мореходности катер был чуть лучше мыльницы. А потому слабенький (но отечественный) моторчик выбросили, поставив немецкий 60-сильный мотор BMW.

Десантная баржа типа «А» образца 1925 года (или «Тип 13» — по 13-му году эпохи Тайсё) Построено 14 единиц. На схеме не показана надстройка.
Десантная баржа типа «А» образца 1925 года (или «Тип 13» — по 13-му году эпохи Тайсё) Построено 14 единиц. На схеме не показана надстройка.

С 1930 года на смену ей пришла баржа типа «B» («Тип 5» — по 5-му году эры Сёва) длиной 13,7 м с двумя сходнями в носовой части, без надстройки, но с рубкой рулевого в корме.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-3

С 1931 года появилась новая разработка фирмы Hatsudoki Seizo Co., Ltd деревянная лодка "тип С" весьма оригинальной конструкции, с двумя килями и мотором Hatsudoki Seizo Co., Ltd, с двухсекционной аппарелью.

В 1932 году появился "тип 7" (или "тип D") имевший большие размеры и двигатель мощностью 120 сил. Эта баржа могла принимать на борт либо два легких, либо один средний танк, например, типа «Йи-Го» («Тип 89», внешне, чем-то напоминающий осовремененный "Рено-ФТ").

Тип «D» стал основным вариантом десантной баржи. Он имел следующие характеристики:

длина — 14,8 м;

ширина — 3,4 м;

осадка максимальная — 0,8 м;

вес пустого судна — 9 т;

максимальный вес — 21 т;

двигатель — дизель 60 -120 л.с.;

скорость — 6- 9 узлов в пустом состоянии, до 6-8 узлов при полной загрузке;

экипаж — 12 человек;

грузоподъёмность — до 70 солдат с вооружением либо до 12 т груза.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-4

Судно имело плоскодонный металлический корпус с двойным дном, приподнятыми носовой и кормовой оконечностями — это давало барже не только характерный внешний вид, но и хорошую мореходность. Проблемным узлом была носовая оконечность, ослабленная аппарелью. Потому борта в носовой части пришлось подкреплять.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-5

Строили эти десантные средства в огромных количествах, и у них была масса вариаций. Двигатели тоже были самыми разными: бензин, газ, дизель от 40 до 150 сил.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-6

При высадке в Сингапуре были использованы 40 стальных лодок, 15 деревянных (похожей конструкции), 12 уменьшенных (12 метровых) лодок и 30 катеров «Сёхацу».

Деревянная лодка "Мокусей"
Деревянная лодка "Мокусей"

Что такое «Сёхацу» (Шёхатсу)? Одновременно с десантными баржами армия вела работу над «малой моторной лодкой» — десантным катером, известным как «Сёхацу». Массовое производство таких катеров (в вариантах «B» и «C») началось с 1931 года. Катера имели длину 10,6 м, порожнее водоизмещение 4,4 т и керосиновый двигатель в 45 л.с. (позднее мощность выросла до 60 л.с.). Они могли брать на борт 35 солдат или 3,5 т груза, дальность хода достигала 60 миль. Катера изготовлялись из стали, не имели ни надстроек, ни палубы, ни аппарели (корыто-корытом, но дело свое делал).

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-8

Катера были доставлены в Сингору специализированным десантным судном Синсю Мару (которое имело временное, кодовое название "Ридзё Мару"). Об этом судне стоит рассказать отдельно, но потом.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-9
В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-10
Синсю Мару с катерами.
Синсю Мару с катерами.

Доставленные транспортами катера перевозились на запад по восстановленной железной дороге (благо восстановить было несложно, а подвижного состава было много). Потом они либо спускались на западном побережье, либо везлись в Джохор по железной дороге.

ТАк что не джонками едиными высаживался десант (но джонки тоже были). Первый бросок десанта вышел из устья реки, и высаживался на участке австралийцев именно на специализированных десантных ботах (и именно они позволили высадить тяжелую артиллерию. Десантные части уже имели опыт десантов с этих транспортных средств. (они воевали в Китает). Вторая волна высадки шла с захваченных джонок, которые имели на борту армейские складные лодки.

Суммарно, в первой волне насчитывалось 2 тысячи человек, так что в этой операции явно участвовали не только эти плавсредства, но первый бросок состояли именно из них.

В рассказе про японский десант в Сингапур (а по факту, это была полноценная десантная операция) я пропустил (умышленно) один очень важный момент.-12